РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. ·познакомить детей со звукосочетанием [й'а];
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 28
Развитие речи. Звук [й'а]. Кругом вода.
Цель:
·познакомить детей со звукосочетанием [й'а];
·дать понятие, что сочетание звуков [й'а] слышится в начале слова и после гласного звука и образует слог;
• упражнять в умении подбирать слова к схемам, придумывать слова на [й'а], составлении предложений по заданной схеме;
• обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме; упражнять в образовании притяжательных прилагательных, согласовании их с существительными в роде, числе, падеже; образовании глаголов первого лица, единственного и множественного числа, настоящего и прошедшего времени, единственного числа существительных; подборе синонимов и антонимов;
• учить понимать фразеологические обороты, составлять с ними предложения;
·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;
·воспитывать усидчивость, ответственность, любовь к природе.
Ход занятия
Организационный.
11. На прошлом занятии мы изучали звук [й'], ВЫ можете изменить слово так, чтобы хорошо был слышен этот звук?
Пример: трамваи трамвай (первое слово произносит педагог, дети изменяют его).
111. 1. Звук [й'] сегодня пошел в гости к звуку [а]. У звука [а] играла веселая музыка, и он пел замечательную песню: «А-а-а». Звуку [й'] тоже захотелось спеть. Но он пел только в хоре. Звук [й'] начинал, а звук [а] продолжал. И так у них дружно получилось! Слышат друзья, что стала появляться новая песенка:
й-а
[й ' - а] [йа]
Я (длительное плавное произношение). Ребята, когда вы услышите такую песенку, то знайте: ее поют два звука, [й'] и [а].
2. Потом звуки взяли раскраски и стали раскрашивать картинки со звуковым сочетанием [й'а]. Как вы думаете, ребята, какие картинки раскрасили эти звуки?
3. Составьте предложения по картинке. Образование глаголов 1-го лица единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Ян-рыбак хвастал: «Я знаю, где много рыбы водится!».
А остальные рыбаки ему отвечали: «И мы знаем».
Далее преподаватель дает опорные слова либо предлагает детям подумать
и сказать, чем еще мог хвастаться Ян, и что ему отвечали другие.
Я наблюдаю. - Мы наблюдаем.
Я плаваю. -_ Мы плаваем.
Я ловлю. - Мы ловим.
Надоело рыбакам слушать хвастуна, и говорят они ему: «Мы метали».
А Ян поникшим голосом: «И я метал». Мы попали. - И я попал. Мы поймали. И я поймал. И т. д.
Рыбаки сказали Яну: «Мы терпели такого хвастуна, но больше не будем. Тогда Ян сказал: «Я не знал, что это плохо. Больше я не буду хвастать».
2. - Что говорил Ян о себе, хвастаясь'! (Я-я-я) Из каких звуков состоит слово я') (Из сочетания звуков [й'а])
4. Характеристика звуков, Преподаватель предлагает детям произнести сочетание звуков [й'а] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков воздух свободно выходит изо рта, несмотря на то, что в начале образуется небольшое препятствие ( при произнесении звука [й']). Самое главное, что буква Я может образовать слог (я-ма, коле-я), поэтому двойной звук [й'a] - гласный,
IV. 1. Когда можно услышать сочетание звуков [йа]? в начале слова и после гласного звука. Где схема слова яхта, а слова змея? Соедини.
2. Словарная работа. Вода какая'? Соленая, наоборот пресная. Где слышится
двойной звук [й'а]? В начале слова или после гласной?
Река (широкая, узкая)
Озеро (глубокое, мелкое)
Море (теплое, холодное)
Рыба, которая живет в реке, какая (речная), в озере (озерная), в морс (морская), в океане (океаническая).
Физминутка,
От 'зеленого причала
Наша яхта отплыла.
Она назад пошла сначала,
А потом вперед пошла.
Друг на друга посмотрите,
Руки в стороны держите.
Даже качки не боимся,
На свои места садимся.
3.Работа над предложением (словосочетанием).
4. Угадайте слово: его «проглатывают», упорно не желая о чем-либо говорить; его «держат за 'Зубами», кота не хотят говорить лишнего. (Язык) «Язык болтает -- рукам мешает». Объясните значение.