Особенности организации и проведения интерактивной лекции
Лекция традиционно считается педагогической технологией, наиболее распространенной в средней и высшей профессиональной школе.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре»[3] и «Большой Советской Энциклопедии» понятие «лекция» (от лат. lectio - чтение) определяется как систематическое, монологическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.
Подобное определение лекции дает С.М. Вишнякова[4], отмечая, что лекционная технология предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования материала лекции, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы.
В основе реализации лекционной технологии должна лежать упорядоченная, системная информация, побуждающая обучающихся к самостоятельному мышлению и помогающая им осознать объективные закономерности.
В зависимости от формы организации, в практике преподавательской работы принято выделение нескольких типов лекций:
- по целям - вводная, обобщающая, установочная, информационная;
по содержанию - обзорная, авторская, репродуктивная;
по технологичности - систематизирующая, проблемная.
В зависимости от позиции преподавателя (понимания собственных функций), возможны разные варианты сочетания целей и содержания лекционной технологии.
Вводная лекция формирует целостное представление об учебном предмете. Информационная лекция, как вариант лекционной технологии, ориентирована на изложение и объяснение научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
Обзорная лекция представляет собой систематизацию научных знаний на высоком уровне; она допускает в процессе осмысления информации большое число ассоциативных связей.
Лекция, обладая возможностью передачи сравнительно большого объема информации в структурированной форме, позволяет сообщить обучающимся новые знания, выделить главные моменты темы. Вместе с тем, лекция имеет, по мнению, большинства исследователей, определенные ограничения. Так, ряд авторов[5] относит к недостаткам лекции ограниченные возможности активизации процесса восприятия информации, использования обратных связей, стимулирования мотивации обучаемых, эмоционального воздействия на них
С.Н. Климов[6] полагает, что результатом лекционных технологий, направленных, прежде всего, на передачу определенной суммы знаний, выступают описания и навыки без способности их применения в изменяющихся условиях.
При этом преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна, предполагает стройное и доказательное монологическое изложение. На лекции за сравнительно короткое время может быть дан большой по объему учебный материал, а благодаря системности его подачи у обучающихся можно создать целостное представление об изучаемом явлении или объекте.
Лекция требует от преподавателя владения ораторским мастерством, строгой логичности и ясности суждений. Именно эти особенности лекционного метода обеспечивают определенную активность слушателей, поддерживают их интерес к содержанию, вызывают эмоциональную ответную реакцию, способствуют формированию знаний.
Материал лекции обычно излагается преподавателем таким образом, чтобы его легко можно было записать. Для этого интонационно выделяют основные положения, которые формулируются кратко и удобно для записи. На доске преподаватель дает описание (изображение) структуры предлагаемого учебного материала, которое могут служить для обучающихся «опорным сигналом» (опорным конспектом). Лекция может сопровождаться показом иллюстративных материалов: плакатов, слайдов, кинофрагментов.
Проблемная лекция
Проблемная лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо рассмотреть.
С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:
- усвоение студентами теоретических знаний;
- развитие теоретического мышления;
- формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и стимулирование профессиональной мотивации будущего специалиста.
Основная задача преподавателя, реализующего такую лекционную технологию, состоит не только в передаче информации, но и в приобщении обучающихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это развивает мышление студентов, стимулирует их познавательную активность.
В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Полученная информация усваивается как личное открытие еще неизвестного знания, что позволяет создать у студентов иллюзию «открытия».
Для диалогического включения преподавателя во взаимодействие со студентами необходимы следующие условия:
1) преподаватель входит в контакт не как «законодатель», а как собеседник;
преподаватель не только признает право студентов на собственное суждение, но и заинтересован в нем;
новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;
материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;
общение со студентами строится так, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;
преподаватель строит вопросы к материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует их самостоятельный поиск ответов по ходу лекции, добиваясь активной мыслительной деятельности обучающихся.
Материал проблемной лекции делится на части, каждая из которых - проблемная ситуация, модуль.
Разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму:
формулировка проблемы, ее анализ, обозначение рамки;
актуализация до уровня значимости для каждого, подготовка основания (опорных знаний), индивидуальных норм;
сопоставление результатов анализа ситуации с нормой (концепцией, теорией, критериями и т. д.);
разработка механизма достижения нормы в исследуемой проблеме (построить модель, проект, разработать технологию);
сопоставление результата с целью (несоответствие рассматривается как новая проблема).
В ходе лекции можно слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы, кроме того, критически относиться к полученной информация (строить собственную гипотезу), доказывать (подбирать, выстраивать аргументы), творчески мыслить (получать новые смыслы, использовать их).
Лекция вдвоем
В такой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные социально-профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т. п.
«Лекция вдвоем» предполагает деятельность, при которой один из преподавателей обеспечивает внешнее содержание (выращивание норм научного знания), а другой - превращение внешнего содержания во внутреннее (воздействие на потребности и способности). Для первого базовый процесс - продвижение по содержанию, для второго - процедура овладения им.
Лекция-визуализация
Данный вид лекции является результатом использования принципа наглядности. Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемых явлений, показывает связь материала с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную формы, что формирует профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания. Процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринятым, этот образ может быть развернут и служить опорой для последующих мыслительных и практических действий.
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекции с запланированными ошибками вызывают у студентов высокую интеллектуальную и эмоциональную активность т. к. студенты на практике используют полученные ранее знания, осуществляя совместную с преподавателем учебную работу.
Лекция-беседа
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Лекция-дискуссия
В отличие от лекции-беседы, здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции. Заметим, что дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями и идеями по исследуемому вопросу.
Выбор вопросов для слушателей и тем для обсуждения должен осуществляться самим преподавателем в зависимости от квалификации состава обучающихся и тех конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой в данной аудитории.
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Лекция с разбором конкретных ситуаций - еще один способ активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. По форме это - та же лекция-дискуссия, однако на обсуждение преподаватель выносит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи. Изложение ситуации должно быть кратким, но содержать достаточный объем информации для оценки явления и его обсуждения. Это так называемая микроситуация. Слушатели анализируют и обсуждают ситуацию сообща. Преподаватель при этом старается активизировать участие в обсуждении отдельными вопросами, обращенными к обучающимся. Он предлагает сопоставить задачу с собственной практикой, «сталкивает» между собой различные мнения и тем развивает дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, он ненавязчиво, но убедительно подводит аудиторию к коллективному выводу или обобщению.
Лекция с применением техники обратной связи
Обратная связь в виде реакции слушателей на слова и действия преподавателя существует всегда. Опытные преподаватели умело оценивают эту обратную связь и вносят в методику занятий соответствующие коррективы.
В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. При этом вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Первый блок вопросов позволяет узнать, насколько слушатели осведомлены в проблеме. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводные вопросы, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст, а в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.
Лекция-консультация и групповая консультация
Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы преподавателем слушатели уточняют что-либо. Ответам на вопросы слушателей может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится дискуссия - свободный обмен мнениями.
Если объем темы достаточно большой и лекцию нецелесообразно объединять с консультацией, последней может быть посвящено специальное занятие.
Лекция-пресс-конференция
Консультация с привлечением специальных консультантов (специалистов) организуется по комплексным проблемам. Консультация проводится не одним преподавателем, а с участием высококвалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы. Причем привлекать в качестве консультантов необходимо специалистов, которые хорошо знакомы с трудностями и ошибками, возникающими в практике применения тех или иных изучаемых научных рекомендаций, нормативных материалов. Это особенно необходимо при рассмотрении наиболее актуальных и комплексных проблем, когда вопросы слушателей не укладываются в рамки тематики учебного курса, в ряде случаев выходя за пределы компетенции преподавателя.
При организации занятия с участием нескольких консультантов наиболее приемлема схема, когда студенты, предварительно извещенные о профиле приглашенных специалистов, готовят в письменном виде вопросы и заблаговременно передают их организатору занятий. Консультанты, таким образом, получают возможность заранее ознакомиться с вопросами, распределить их между собой, подготовить необходимый материал и дополнять друг друга при ответах.
Иногда организаторы собирают вопросы от обучающихся еще до уточнения программы и расписания занятий; уже по характеру этих вопросов они подбирают состав консультантов (специалистов).
Лекция-программированная групповая
консультация
Данная технология является специфической формой проведения групповых консультаций, сочетающей в себе элементы проблемного обучения и программированного контроля знаний.
Практика показывает, что занятия в форме лекции проходят тем эффективнее, чем больше вопросов задают студенты, чем шире и предметней их содержание. Если вопросы от студентов не поступают, занятие утрачивает необходимый элемент активизации слушателей и превращается, по существу, в лекцию традиционной формы. Это происходит при неправильном выборе темы для лекции-консультации.
Лекция-пресс-конференция
Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2—3-х минут сформулировать наиболее интересные для него вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3—5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.
Лекцию-пресс-конференцию лучше всего проводить в начале изучения темы или раздела, в середине и в конце. В начале изучения темы основная цель лекции — выявление круга интересов и потребностей студентов, степени их подготовленности к работе, отношения к предмету. С помощью лекции-пресс-конференции преподаватель может составить модель аудитории – ее установок, ожиданий, возможностей. Это особенно важно при первой встрече преподавателя со студентами первокурсниками или в начале чтения спецкурса, при введении новых дисциплин и т. п.