Сущность, движущие силы и противоречия образовательного процесса
Образование как процесс познания опирается на гносеологию. Основным методом в материалистической теории познания является диалектический метод, который предполагает рассматривать явление в развитии, в единстве и борьбе противоположностей и во взаимосвязи с другими явлениями и процессами.
Познание – отражение объективной, целостной «научной картины мира» в субъективном сознании человека, где в конечном счете формируется целостный и ценностный «образ мира». Познание взаимосвязано с практикой. Практика выполняет ряд функций: начальный этап познания, его источник, средство познания, завершающий этап познания и критерий истинности.
На каждом этапе познания знания имеют относительный характер, так как с развитием человеческой цивилизации происходит постоянное развитие науки и практики. Эмпирическое познание «научной картины мира» осуществляется с помощью органов чувств. Научное познание предполагает активный и целенаправленный процесс и осуществляется с помощью эксперимента, анализа и обобщения эмпирических данных.
Процесс познания носит противоречивый характер. Основные противоречия процесса обучения – это противоречия между новыми познавательными и практическими задачами, выдвигаемыми учителем, и возможностями ученика (М. А. Данилов). Они затрагивают все стороны процесса обучения: в области знаний, в области умений, в области мотивов, в области организации обучения и в области результатов обучения (В. Н. Максимова).
Процесс познания носит всесторонний характер. Всестороннее познание достигается на основе интеграции научных знаний о «научной картине мира», которая является целостной и объективной.
Познание носит активный, целенаправленный характер. В основе активности сознания ученика лежит знание, которое он получил в процессе познания объективной «научной картины мира», но сознание есть принадлежность живой и конкретной личности, поэтому «образ мира», который формируется в процессе обучения, носит субъективный характер. Процесс познания носит творческий характер, потому что происходит преобразование как самой личности, так и действительности.
В образовательном процессе ученик усваивает уже добытые научные знания о «научной картине мира», а не открывает истины; ученику создаются условия для овладения знаниями, где исключается ситуация ошибок, знания усваиваются в ускоренном темпе с учетом возрастных особенностей ребенка.
Сущность образовательного процесса, таким образом, можно рассмотреть через совокупность его особенностей: 1) образование — вид социальной деятельности, средство передачи и усвоения социального опыта; 2) образование носит конкретно-исторический характер: в каждой эпохе изменяются цели, содержание, способы получения образования; 3) образование — целенаправленный, планомерно организуемый процесс; 4) образование – процесс саморазвития личности; 5) образование есть, в сущности, процесс познания; 6) образовательный процесс диалектически противоречив, противоречия выступают в качестве его движущих сил.
Можно выделить ряд противоречий образовательного процесса: а) между задачами учебного процесса и наличным уровнем подготовленности и развития ученика; б) между социальным опытом и наличным объемом знаний, умений и навыков ученика; в) между знаниями, усвоенными учеником, и умениями их применять; г) между научными понятиями, суждениями и житейскими представлениями ученика; д) между фронтальностью изложения материала и индивидуальным восприятием его учеником.
Структура и логика образовательного процесса.Структурные компоненты процесса обучения: целевой (цель и задачи), содержательный (содержание образования), организационно-деятельностный (методы, средства, формы), оценочно-результативный (результат обучения). В образовательном процессе можно также выделить деятельность учителя – преподавание и деятельность ученика – учение (схема 1).
Основные компоненты процесса преподавания:
- знание учителем своего предмета;
- умение организовать учебный процесс;
- знание современных активных форм и методов обучения;
- глубокое понимание особенностей развития учеников разного школьного возраста и путей формирования их личностных качеств.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
Преподавание |
Учитель |
Учение |
Ученик |
Схема 1
Основные компоненты процесса учения:
- активный познавательный процесс;
- формирование умственных способностей;
- формирование моральных качеств личности;
- формирование свойств личности.
Функции учителя: выдвинуть цель и задачи; стимулировать познавательную активность учеников; раскрыть содержание обучения; организовать практическую деятельность учеников; контролировать ход обучения; оценить результаты. Функции ученика: осознать цель, план и смысл предстоящей деятельности; усвоить содержание обучения (восприятие – понимание – осмысление – обобщение – закрепление); выполнить практическую работу (применить знания, сформировать умения); осуществить самоконтроль и самооценку результата.
Методологическая основа образования – гносеология (философская теория познания) – предопределяет логику образовательного процесса. Согласно теории отражения, общий путь познания истины идет от живогосозерцания (чувственного восприятия предметов и явлений, благодаря чему возникают ощущения и представления – познается внешняя сторона явления) к абстрактномумышлению (переход от конкретного (чувственного) восприятия к познанию сущности, установлению причинно-следственных связей; результаты обобщения выражаются в понятиях и законах) и от него к практике (проверка правильности выводов и обобщений).
В соответствии с этапами процесса познания выделяют и этапы образовательного процесса: 1) подготовка учеников к восприятию; 2) восприятие учениками нового материала; 3) осмысление воспринятого материала; 4) обобщение; 5) закрепление; 6) применение знаний на практике; 7) контроль, анализ результатов.
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.В процессе обучения и образования личности ученика реализуются три функции обучения:образовательная, воспитательная и развивающая. Образовательная функция связана с расширением объема знания, воспитательная – с формированием личностных качеств и отношений и развивающая – со структурным усложнением (В. В. Краевский). Все эти три функции в процессе обучения взаимосвязаны и взаимозависимы.
Образовательная функция включает в себя научные знания, умения и навыки. Назначение данной функции состоит в вооружении богатством научных знаний, а также в научении ученика самостоятельно их добывать.
Знания – это обобщенный опыт человечества, который выражается в языковой форме в научных идеях, теориях, законах и понятиях. В процессе обучения ученик усваивает различные виды знаний: научные (факты, понятия, законы, теории); философские; идеологические. Знания обладают различными качествами: полнота, глубина, систематичность, гибкость, конкретность, обобщенность, осознанность и прочность (В. Н. Максимова).
Умения – система осознанных действий, которые обеспечивают применение знаний в новых условиях, то есть знания в действии. Умения соответствуют определенным видам деятельности ученика. Виды умений: мыслительные, умственные, познавательные и учебные, а также выделяют умения интеллектуальные, практические, организационные, трудовые, коммуникативные, обобщенные, конкретные и другие.
Навыки – это простые, автоматизированные действия, которые совершаются в сходных условиях деятельности, или умения, доведенные до автоматизма.
Воспитательная функция. Основной смысл данной функции – формировать научное мировоззрение ученика, его нравственные, эстетические качества. Одним из основных аспектов воспитательной функции является формирование положительной мотивации к процессу обучения и учебной деятельности.
Развивающая функция. Данная функция осуществляется более эффективно при условии, если взаимодействие учителя с учеником происходит на уровне «субъектно-субъектных» отношений. Развивающая функция в процессе обучения способствует развитию не только речи и мышления, но и сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности (В. А. Сластенин).
Все три функции выступают в органическом единстве: в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития (Л. С. Выготский указывает на то, что обучение должно опережать развитие); воспитание объективно способствует образованию и развитию; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.
Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса.Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём (В. А. Сластенин). Целостностьозначает внутреннее согласование между собой всех элементов обучения в соотношении с соответствующими педагогическими и дидактическими компонентами образовательной системы. Например, невозможно добиться эффективных результатов обучения, если рассматривать в качестве его основы только содержание образования (так называемый «предметный центризм») в отрыве от целеполагания, технологий и средств обучения.
В организационном плане целостность обеспечивается единством и взаимосвязью этапов процесса обучения. Каждый этап выступает звеном, а все звенья структуры между собой взаимосвязаны. Звено характеризуется особым видом познавательной деятельности ученика в соответствии с его специфическими функциями (М. А. Данилов, В. Н. Максимова).
На первом этапе процесса обучения учитель ставит объективно значимую цель, а ученик ее осознает как учебно-познавательную задачу. Это целевой этап.
На побудительном этапе учитель стимулирует интерес ученика и развивает положительную мотивацию, а ученик мобилизует положительные мотивы учения.
На содержательном этапе процесса обучения учитель вводит новый материал с учетом психофизиологических особенностей возраста ученика и его индивидуальных особенностей усвоения и восприятия нового материала.
На операциональном этапе процесса обучения ученик применяет новые знания на практике, где формируются умения и вырабатываются навыки учения.
Результативный этап включает в себя выводы и обобщения учителя и ученика, фиксируются достижения в овладении новыми знаниями и умениями.
На контролирующем этапе процесса обучения учитель проверяет и оценивает качество усвоения новых знаний и умений, побуждает к самоконтролю и самооценке деятельности ученика, а также своей педагогической деятельности с позиции достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения.
Так как в процессе обучения реализуется учебная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя, то и все обозначенные этапы процесса обучения соответствуют компонентам любого вида деятельности (схема 2).
Цель | побуждение (мотивация) | содержание |
операция (умения) | результат | контроль |
Схема 2. Соответствие этапов процесса обучения структуре деятельности |
Обучение является двусторонним процессом, так как в реализации каждого компонента и всего процесса участвуют две стороны — учитель (преподавание) и ученик (учение).
Наряду с целями обучения системообразующими понятиями в структуре процесса обучения выступают: деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся(учение) и результат, связанный с конечным уровнем усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, степенью обученности и воспитанности учащихся (схема 3).
Содержание учебной деятельности учащихся, как уже отмечалось выше, заключается в передаче социального опыта. Педагогическая наука опытно-экспериментальным путём устанавливает количество, качество и степень трудности необходимой для школьников информации, возможности её усвоения и практического применения. Учебная информация, подлежащая усвоению, должна быть педагогически переработана, отобрана с точки зрения её актуальности в данных социокультурных условиях и адаптирована с учётом развития детей определённого возраста.
компонент | УЧИТЕЛЬ | Формулирует цель | |||
УЧЕНИК | Осознает цель | ||||
Мотивационный компонент | УЧИТЕЛЬ | Формирует мотивы | |||
УЧЕНИК | Реализует мотивы | ||||
Содержательный компонент | УЧИТЕЛЬ | Отбирает материал | |||
УЧЕНИК | Усваивает материал | ||||
Операционный компонент | УЧИТЕЛЬ | Организует деятельность | |||
УЧЕНИК | Активно выполняет ее | ||||
Контрольно-коррекци-онный компонент | УЧИТЕЛЬ | Осуществляет контроль, коррекцию | |||
УЧЕНИК | Осуществляет самокоррекцию | ||||
Результативный компонент | УЧИТЕЛЬ | Анализирует результаты | |||
УЧЕНИК | Осуществляет самоанализ результатов |
Схема 3. Структура процесса обучения
Обучение как сотворчество учителя и ученика. Творческий подход к обучению требует постоянной диагностики, исследований достигнутого учащимися уровня обученности и воспитанности, совместного поиска с учащимися наиболее эффективных методов и форм деятельности, творческого сотрудничества, неустанного педагогического экспериментирования.
Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного предварительно в программу усвоения. Поэтому контролю в обучении должна подлежать не только степень усвоения готовых знаний, но и творческое отклонение от них. Основной критерии оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств ученика; б) его творческие достижения по изучаемым предметам; в) уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.
Создание творческого урока — это творчество в квадрате, поскольку учитель разрабатывает систему условий для предстоящего творчества учеников. Главными вопросами на этапе разработки урока являются следующие: Что именно будет создано учениками на уроке в направлении изучаемой темы? Как обеспечить этот процесс?
Во время проектирования урока учитываются: образовательная программа, уровень подготовки детей, наличие методического инструментария, специфика имеющихся условий, тип урока, а также формы и методы, которые помогут ученикам создать необходимый образовательный продукт и достичь главных целей. Ключевую роль на данном этапе имеют составленные или подобранные задания для учеников.
После проектирования урока происходит его реализация, которая также является творческим процессом, поскольку урок не является простым воспроизведением намеченного плана. В проведении урока всегда присутствует элемент импровизации, который зависит от подготовленности класса и каждого ученика; от того, какие вопросы зададут учащиеся и как ответят на проблемные вопросы учителя; от эмоционального состояния учителя и класса. Поэтому реально протекающий педагогический процесс иногда бывает весьма далёк от спроектированного. Тем не менее учитель строит логику творческого процесса на уроке, не забывая о поставленных целях. Характер и уровень творчества учащихся, их образовательные результаты, таким образом, неразрывно связаны с творчеством учителя при проектировании урока и при его реализации.
Закономерности и принципы обучения. Закономерность – связь или упорядоченность явлений. Закономерность обучения – это внутренняя, существенная связь явлений обучения, которая обусловливает их развитие. Специфика дидактических закономерностей заключается в отражении зависимости между деятельностью учителя, деятельностью учеников и содержанием образования. Закономерности можно условно разделить на две группы. К первой относятся те закономерности, которые присущи всякому обучению, – воспитывающий характер обучения; целенаправленность взаимодействия учителя и ученика; единство педагогического руководства учителя и самостоятельности ученика; включение ученика в познавательную деятельность; цель, определяющая содержание и методы обучения. Ко второй относятся те закономерности, которые присущи определенному характеру деятельности учителя и ученика и их взаимодействию, зависящему от средств, содержания и методов обучения, – опора в обучении на предшествующую информацию; усвоение будет проходить более успешно, если идет постоянное повторение пройденного материала; учет значимости содержания материала для учеников; опора на достигнутый уровень усвоения нового материала; соблюдение оптимального уровня усвоения трудности; осознанность познавательных действий учеником.
На основе закономерностей должны быть определены принципы, реализуемые путем выполнения определенных правил. Способы передачи и усвоения содержания материала должны подчиняться этим правилам. Ю. К. Бабанский разработал систему закономерностей и принципов в соответствии с компонентами обучения (табл. 3).
Принципы обучения являются теоретическим обобщением педагогической практики и носят объективный характер. Незнание принципов или нежелание следовать их требованиям делают процесс противоречивым и малоэффективным.
Принципы обучения – общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации и методике обучения. В современной дидактике можно выделить такие принципы обучения, как социальная обусловленность и научность обучения, целеустремленность, систематичность и последовательность в обучении; доступность и высокий уровень трудности обучения; практическая направленность обучаемых; прочность овладения компонентами профессиональной компетенции; дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; комплексность и единство обучения и воспитания.
Схема разработки принципов обучения (В. А. Беликов):
1) название принципа;
2) компонент обучения, характеризуемый этим принципом;
3) закономерности, лежащие в основе принципа;
4) сущность принципа;
5) правила, вытекающие из данного принципа;
6) возможные способы выполнения правил.
Таблица 3. Система закономерностей и принципов обучения по Ю. К. Бабанскому
№ п/п | Компоненты обучения | Закономерности обучения | Принципы обучения |
Цель и Задачи | Процесс обучения обусловлен потребностями общества | Принцип связи обучения с жизнью, с практикой | |
Мотивы | Эффективность обучения определяется характером мотивов учения школьников | Принцип учета интересов и потребностей школьников | |
Содержание | Содержание обучения зависит от его целей и задач | Научность, систематичность, последовательность, доступность | |
Методы и средства | Методы и средства организации, стимулирования и контроля взаимосвязаны и зависят от задач и содержания обучения | Наглядность, сознательность и активность, сочетания различных методов и средств обучения | |
Контроль, корректировка | Обратная связь в обучении определяется уровнем организации контроля и корректировки | Объективность, сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля | |
Результат | Взаимосвязь компонентов обучения при необходимых условиях обеспечивает прочные, осознанные и действенные знания, умения, навыки | Прочность, осознанность и действенность результатов обучения |
Закономерности и принципы обучения
Закономерности — это объективно существующие, необходимые и систематически повторяющиеся связи между явлениями процесса обучения, характеризующие его поступательное развитие. Закономерности отвечают на вопрос – «что установлено?». К ним можно отнести следующие наиболее существенные, которые имеют с педагогической точки зрения более общий или частный характер.
Общие закономерности:
— содержание, обучения зависит от потребностей общества;
— процесс обучения преимущественно носит образовательный, воспитывающий и развивающий характер;
— процесс обучения зависит от реальных учебных возможностей обучаемых;
— результаты обучения связаны с внешними условиями (учебно-материальными, гигиеническими, временными, морально-психологическими и эстетическими);
— существует связь между обучением и качеством преподавания;
Принцип — (от лат. principium — основа, начало) — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой и отвечают на вопрос – «как на практике реализовать закономерность?».
Принципы зависят также от принятой дидактической концепции. В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появившиеся в ходе развития науки и практики.