Нормирование труда при многостаночном обслуживании
Многостаночное обслуживание – это организационно обеспеченное, экономически целесообразное и технически обоснованное одновременное обслуживание нескольких станков. Планомерное сочетание машинной работы на одних станках с ручной или машинно-ручной на других обеспечивает успешную эксплуатацию оборудования на участках многостаночного обслуживания.
Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации используемого оборудования, улучшение системы управления оборудованием и конструкции технологической оснастки, в результате которых уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.
Организационными предпосылками введения многостаночного обслуживания являются:
§ рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания;
§ кратчайшие маршруты перехода от станка к станку;
§ реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест;
§ изменение формы разделения и кооперации труда таким образом, чтобы большинство функций (наладка, подналадка станков, передача деталей, заточка инструментов и др.) выполнялись вспомогательными рабочими.
Экономическая целесообразность многостаночного обслуживания заключается в возможности обеспечения полной занятости рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования .
Актуальность выбранной темы заключается в том, что многостаночная работа является важным элементом в процессе организации труда. Именно многостаночное обслуживание — это важный резерв роста производительности труда и экономии трудовых ресурсов.
Многостаночная работа требует особенно высокой квалификации рабочих, заработок которых при обслуживании станков сверх установленных норм возрастает в зависимости от использования рабочего времени и оборудования, сложности работы или операции и условий труда.
Цель данной работы – изучение нормирования труда при многостаночном обслуживании.
Задачи моей работы:
• дать определение многостаночного обслуживания;
• рассмотреть сущность и разновидности многостаночного обслуживания;
• узнать о принципах и методах многостаночной работы;
• подробно изучить нормы труда, которые применяются при многостаночном обслуживании;
• найти пути расширения и усовершенствования многостаночного обслуживания.
В данной курсовой работе рассмотрены основные вопросы, касающиеся многостаночного обслуживания.
При написании работы я собираюсь использовать такие методы исследования, как анализ учебных пособий, периодических изданий.
Сущность и разновидности многостаночного обслуживания.
Многостаночным (многоагрегатным) обслуживанием называется обслуживание одним или группой рабочих нескольких станков (агрегатов), при котором машинно- автоматическое время работы одного станка используется для выполнения ручных (требующих присутствия рабочего) элементов операции, а также всех или части функций обслуживания рабочего места на других станках (агрегатах) .
Формы многостаночного обслуживания и организация труда рабочих-многостаночников зависят от имеющегося оборудования и организации производства. С точки зрения технологической однородности оборудования различают обслуживание: станков-дублеров, т.е. однотипных станков, на которых выполняются одинаковые операции; однотипного оборудования, на котором выполняются разные операции; технологически разнородного оборудования, когда в его составе различные станки.
Многостаночное обслуживание может быть индивидуальным и бригадным. Разделение труда в многостаночных бригадах бывает квалифицированным (бригадир и подручные рабочие) или функциональным (наладчики и операторы); в ряде случаев применяется так называемое парное обслуживание, когда, например, двое рабочих одинаковой профессии и квалификации обслуживают несколько машин.
По технологии и составу оборудования рабочие места многостаночников делятся на однородные и разнородные. В последнем случае рабочие совмещают разные профессии.
По формам организации производства многостаночное обслуживание может быть двух видов: 1). обслуживаемые станки не связаны общим ритмом (работают независимо друг от друга), и остановка одного не прерывает
работы других; такая форма преобладает в текстильной промышленности;
2). обслуживаемые станки связаны общим ритмом работы, (например поточные линии на машиностроительных заводах массового и крупносерийного производства) .
Система обслуживания оборудования в условиях многостаночной работы может быть: циклической, нециклической и комбинированной.
Циклическое (маршрутное) обслуживание предполагает регламентированный, повторяемый в каждом цикле обход станков по заранее определенному маршруту. Такой вид обслуживания преобладает на поточных линиях и тех рабочих местах, где применяются станки-дублеры.
Нециклическое (сторожевое) обслуживание имеет место при обслуживании группы разнотипного оборудования, на котором выполняются операции разной длительности. В этом случае рабочий-многостаночник наблюдает за работой всех станков и подходит к тому, который требует обслуживания. Данный вид обслуживания применяется в мелкосерийном и серийном производстве, когда на станках выполняют операции различной деятельности.
Комбинированное обслуживание – это сочетание маршрутного и сторожевого видов обслуживания, когда одна часть трудового процесса выполняется с помощью маршрутного обслуживания, а другая по мере необходимости. Этот вид обслуживания применяется в ткацком производстве .
Предложенная классификация позволяет охарактеризовать рабочие места по самым различным признакам. Используя ее на практике можно выбрать наилучшие формы организации многостаночных рабочих мест.