Педагогические отклонения.

Тема. Понятие нормы и отклонения от нормы

В социальной педагогике

Понятие «норма» широко используется в медицине, педагогике, социологии и др.науках. Единого определения нет (в медицине до 200 определений).

Социальные, нравственные нормы зависят от конкретного устройства общества. (курение в США после второй мировой войны – норма, сейчас – ЗОЖ)

Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующей в ней.

Пример. Идеальный газ в физике. Его нет, но с помощью него можно выявить много законов.

То, что не соответствует норме, называется отклонением.

Понятие «нормы и отклонение от нормы» очень важные в социально педагогике, т.к. характеризуют процесс социализации ребенка.

Типы отклонений

Отклонения делим на 4 группы: физические, психические, педагогические, социальные. Рассмотрим каждую.

1. Физические отклонения– связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Классификации отклонений.

ВОЗ , 1980 приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг – любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющих какую-либо деятельность.

- ограниченная возможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

- недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Существуют и другие классификации отклонений.

2.Психические отклонения – связаны с умственным развитием ребенка.

- ЗПР

- умственная отсталость ( легкая степень – дебильность, глубокая – идиотия)

- нарушения речи ( заикание, нарушения чтения и письма)

- нарушения эмоционально-волевой сферы (крайние формы аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении и суицид – попытка к самоубийству)

- одаренность – сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

(Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 его закончил;

Винер- основатель кибе6рнетики в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел ученую степень

Моцарт в 5 лет сочинил свои знаменитые произведения

Китайцы – 60% с абсолютным слухом)

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (1 комиссия на 10.000 детей).

Т.о. эта комиссия так же является субъектом деятельности.

Педагогические отклонения.

Педагогической нормой является стандарт образования и если его ребенок не усвоил, то это может расцениваться как отклонение.

Согласно закону «Об образовании» обязательным является общее среднее образование.

Отклонениями от педагогической нормы считаются :

- дети, не получившие общего среднего образования

- дети, не получившие профессионального образования

1. Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма»

«социальная норма» - это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

На начальном этапе , общество, подчиняясь законам самосохранения вводило социальные ограничения6 мифы, табу (запреты), традиции, религиозные заповеди.

Далее появились правовые и нравственные позиции людей по отношению к отклоняющемуся поведению.

- правовые – система штрафов, законов, административная и уголовная ответственность

- нравственные (мораль и нравственность) , регуляция – совесть, общественное мнение, воспитание, образование, самовоспитание, самообразование.

Мы рассмотрели 4 вида отклонений. Но практически никогда они не бывают в чистом виде.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», которое интегрирует все 4 вида отклонений.

Для работы социального педагога важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.

Любая пограничная зона характеризуется определенными искажениями в личностно-деятельностной сфере ребенка и общении. Это нужно вовремя замечать и работать с этим.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице:

Типы отклонений от нормы

Физические Психические Педагогические Социальные
· болезнь; · нарушения зрения; · нарушения слуха; · нарушения опорно-двигательного аппарата   · задержка психического развития; · умственная отсталость; · нарушения речи · нарушения эмоционально-волевой сферы; · одаренность · отклонения в получении общего образования; · отклонения в получении профессионального образования · сиротство; · отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность  

Теории отклонений

Существуют несколько моделей, в рамках которых рассматривают отклонения:

1. медицинская модель –несоответствие социальной норме рассматривается как патология здоровья.

В рамках этой теории на рубеже 19-20 вв. сформировалась теория социальной полезности людей. Люди с ограниченными возможностями могут осуществлять какую-то простую работу , могут материально себя обеспечивать, а не становиться обузой для государства. Они – источник дешевой рабочей силы.

В этой теории явно прослеживается приоритет государства над личностью.

Идея «более слабый – менее способный» Жизнь инвалидов полностью контролируется здоровыми людьми. Что здоровые люди захотят сделать для инвалидов, тому они и подчинятся.

2.60-е г. 20 в. Социальная модель– в основе теория психоанализа

Был инициирован самими инвалидами, когда они, объединившись в группы стали отстаивать свои права.

Идея – ограниченные возможности человеку обуславливает не болезнь, а общество. Ограничение возможностей вызвано отношением людей к этому человеку, а также барьерами, которые существуют в окружающей среде, рассчитанной на здоровых людей.

Ограниченные возможности – результат социальной, экономической, политической дискриминации таких людей.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами воспитания, точнее с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей и т.д.

Следовательно, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующее.

Типы девиаций

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания.

Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.

Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.

Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.

Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:

– дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7%, т. е. примерно 1,5 миллиона);

– дети-сироты, общее число которых превысило 500 000;

– социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;

– подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;

– подростки сексуально распущенного поведения;

– подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.

Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

Выделяются следующие типы делинквентного поведения:

– агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

– корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

– распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворению материальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом социальным нормам или генетическая предопределенность отклонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:

– видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);

– уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;

– внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

– ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

Наши рекомендации