Результаты апробации программы
Пояснительная записка
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы.
Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программы. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в то же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учения и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов. В результате такие дети нередко выпадают из обучения.
Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. Поданным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников (Дубровинская Н. В., 2000; Корнев А. И., 1996). М. М. Безруких (1995) отмечает, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. Надо сказать, что проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М. Ленардюсси (Бабой Д., 1994), 25% учащихся Западной Европы отстают в учебе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25-35%.
Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, по мнению Н. И. Мурачковского (1977), могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие — ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения (Корнев А. Н., 1997; Заваденко Н. Н., 199). По данным Н. Н. Заваденко, школьная дезадаптация имеет место у одной трети учащихся первых классов (31,6%).
Кроме того, только 15,1% детей предшкольного возраста признаны здоровыми (Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю., 1997), поэтому уже на начальных этапах обучения в школе из-за интенсивно возрастающих нагрузок появляется большое количество детей, не справляющихся с учебной программой. Год от года «армия неуспевающих» пополняется.
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе (Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., 2000). Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.
Отставание- невыполнение требований (или одного их них), которые имеет место на одном из предметов, этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте систематизированы отдельные отставания, она итог отставания. Многочисленные отставания в итоге их переплетения дают неуспеваемость.
В свою очередь, школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.
Понятие «неуспеваемость» по-разному трактуется в педагогической и психологической литературе. По мнению Л. А. Регуш (1999. С. 8), «в психологии, говоря о неуспеваемости, имеют в виду ее психологические причины, которыми являются, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и т. д. Педагогика рассматривает как источник неуспеваемости формы, методы организации обучения и даже систему образования в целом».
Существуют различные концепции и теории неуспеваемости:
-биологическая теория (Л. С. Славина),
-социогенетический подход (И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский),
-социологическая теория (Дембеле Бабой).
В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.
Так, А. А. Бударный (1965) выделяет два типа неуспеваемости — абсолютную и относительную.
Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Польский исследователь В. С. Цетлин (1977), анализируя литературу по проблеме неуспеваемости, акцентирует наше внимание на том, что наряду с фиксированной неуспеваемостью существует неуспеваемость скрытая, что школьная неуспеваемость может выражаться не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.
Классификация английского автора Ф. Шонелла (Борисов П. П., 1980) составлена на основании выделения вызывающих ее причин, а именно:
А — общая неуспеваемость, к которой ведет тупость;
В — общая неуспеваемость (исправленная и неисправленная) или специальная (исправленная и неисправленная);
С — неуспеваемость, вызванная нереализованными возможностями ребенка. Высшая степень этой неуспеваемости ведет к В, т. е. к общей неуспеваемости.
Н. П. Локалова (1998) выделяет два типа школьной неуспеваемости: общее отставание в учении и отставание по отдельным предметам.
П. П. Блонский (1930, 1965) считал, что причинами неуспеваемости могут стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителей и др.
П. П. Борисов (1980) предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
· Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
· Социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка.
· Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
· Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Неуспеваемость тесным образом связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематическая работа по поиску способов решения проблемы школьной неуспеваемости. Для этого необходимо знать возможные причины трудностей в учебной деятельности ребёнка, уметь установить, какие из них действуют в конкретном случае (т.е. диагностировать трудности в учебной деятельности) и корригировать их последствия, а также осуществить систему мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а именно:
· помощь неуспевающему ученику в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и др.)
· дополнительное инструктирование неуспевающих школьников в ходе учебной деятельности
· стимулирование учебной деятельности неуспевающего ученика
· контроль учителя за учебной деятельностью неуспевающего ученика
· различные формы взаимопомощи
· организация коррекционно - развивающих занятий с неуспевающим учеником
· организация работы с родителями по ликвидации неуспеваемости у ребенка
· профилактика неуспеваемости среди учащихся.
Если причины трудностей в учебе вовремя определить и повести необходимую, с точки зрения специалистов, коррекционную работу, то это будет лишь временные трудности, преодолев которые ребенок почувствует уверенность в своих силах. Поэтому данная коррекционно- развивающая программа будет способствовать решению проблемы школьной неуспеваемости школьников.
Цель, задачи и содержание коррекционно- развивающей программы
Цель программы: коррекция и профилактика школьной неуспеваемости у учащихся начальных классов.
Задачи программы:
1. Формировать общеучебные умения младших школьников.
2. Развить познавательные процессы.
3. Развить эмоциональную, волевую, личностную, мотивационную сферы младших школьников.
Программа состоит из четырёх основных блоков: диагностический, коррекционный и оценочный.
Диагностический блок
Цель: изучение индивидуально- типических и возрастных особенностей ребенка, условия протекания их развития, уровень сформированности учебной деятельности.
Методы исследования:
-беседа с родителями об особенностях развития и поведения ребёнка –выявление социальных, физиологических, социально- бытовых причин неуспеваемости школьников.
-наблюдение за поведением ребенка, тестирование школьников- выявление психических причин неуспеваемости.
Используемые диагностические методики(приложение 1):
Методика 1. Изучение познавательных мотивов
Цель: определить наиболее значимые мотивы школьника.
Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики
Цель: проверить фактические знания неуспевающего школьника.
Методика 3. Диагностика развития логического мышления
Цель: определить уровень развития операции обобщение.
Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов
Цель: определить объем логической памяти.
Методика 5. Методика изучения внимания
Цель: определить уровень концентрации и устойчивости внимания.
Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности
Цель: определить уровень умения действовать в работе по правилу.
Коррекционный блок
Цель:оказание педагогической помощинеуспевающим школьникам.
Объект коррекции – живой и развивающийся ребенок, поэтому воздействии всегда по своей сути есть творческий процесс, в том числе и в отношении выбора средств с учетом индивидуально-психологической диагностики развития каждого ребенка.
Приступая к реализации коррекционно - развивающей программы по преодолению отставаний в учении младших школьников, преподаватель должен осмыслить и принять следующие аксиомы:
а) овладение содержанием начального образования в значительной степени обуславливается тем действенным, наличным уровнем психического развития учащихся, который должен быть сформирован на каждой возрастной ступени обучения
б) несформированность навыков мешает школьнику усвоить школьную программу, тем самым отражается на успеваемости ребенка, на его отношении к учебе, на эмоциональном самочувствии, на характере взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями
в) без выявления причин возникновения отставаний в учении невозможна эффективная работа по их преодолению, в связи с этим, в работе учителя должна присутствовать психодиагностика, т. к. только она предоставляет возможность экспресс-анализа умения каждого ученика строить интеллектуальные действия в учебной деятельности
г) на основании результатов диагностики учителю предоставляется возможность планирование и реализация адресной коррекционно - развивающей работы с неуспевающими учениками
д) центральное место в коррекционно - развивающей программе должны занимать упражнения и задания, в игровой форме, т. к. только в игре образуются зоны ближайшего развития
Задачи учителя в реализации коррекционно - развивающей программы: помочь ребенку лучше учиться, подготовить его к успешной учебной деятельности на следующей ступени образования. Если у школьника возникли отставания в учении, то учителю следует:
1. Провести анализ состояния изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе с целью выявления степени ее разработанности в педагогической теории и практике (приложение 2).
2. Изучить особенности познавательной сферы младшего школьного возраста, выявить причины их неуспеваемости (приложение 3).
3. Выявить трудности, возникающие у младших школьников в конкретных учебных ситуациях.
4. Определить направления и содержания коррекционно-развивающей работы по оказанию помощи ребенку в преодолении отставания и неуспеваемости (приложение 4, 5, 6).
Коррекционно- развивающая программа включает в себя следующие направления:
1) развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе (мотивационная, произвольная, интеллектуальная и речевая сферы).
2) развитие когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления),
3) развитие интеллектуально-познавательной сферы,
4) развитие общеучебных умений.
Формы и методы педагогического воздействия
В разработанную программу коррекции школьной неуспеваемости мы включили разнообразные формы и методыпедагогического воздействия (приложение 7):
1.Индивидуальные и групповые консультации родителей.
2.Индивидуальные консультации для педагогов.
3.Индивидуальные и групповые практические занятия для учащихся, проводимые во внеурочное время.
4.Упражнения (задания, тренинговые и др.), игры (дидактические, интеллектуальные и др.) с учащимися, проводимые на уроках.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из трех частей, каждая из которых может использоваться самостоятельно.
Первая часть – вводная. Включает в себя приветствие и разминку. Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. На данном этапе проводилась беседа с учащимися на определенную тему.
Вторая часть - основная. На эту часть приходиться основная смысловая нагрузка всего занятия. Она включает в себя:
- элементы групповой дискуссии;
- дидактические игры;
- игровые задания;
- упражнения- тренинги;
- упражнения;
- техники и приемы саморегуляции.
Третья часть – завершающая. Включает в себя обязательно итоговую рефлексию учащихся и ритуал прощания, а так же возможно проведение какой-либо подвижной игры. Основной целью этой части занятия является закрепление полученного материала и создание у каждого участника чувства принадлежности к группе.
Рекомендации по проведению занятий
- Некоторые занятия включают в себя элементы социально-психологического тренинга, поэтому проводить их лучше в просторном помещении, которое разделено на рабочую зону и зону в котором участники могут свободно располагаться и перемещаться.
- Продолжительность занятий не должна превышать 40 минут.
- Оптимальная периодичность встреч участников программы 1 - 2 раза в неделю.
- Программа относится к разряду групповых. Рассчитана на работу в группе из 10-12 человек, поэтому рекомендуется делить учебный класс на подгруппы.
- Важно, чтобы ведущий был искренним, эмоционально открытым, артистичным, способным к импровизации и владел навыками саморегуляции и рефлексии.
Для успешной реализации коррекционно - развивающей программы учитель должен создать во время учебно-воспитательной работы следующие условия для слабоуспевающих школьников:
1. Каждый этап урока должен быть направлен на профилактику неуспеваемости (приложение 4).
2. Цель работы учителя с неуспевающими детьми заключается не только в восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
3. Учитель допускает временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что должно будет позволить им постепенно наверстать упущенное (приложение 5).
4. Осуществление учителем по мере возможности нейтрализацию причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).
5. Создать особые условия опроса неуспевающих учеников.
6. Во время самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников учитель должен разбивать на этапы, дозы, инструктировать их.
7. Содержание домашних заданий отстающим ученикам учитель составляет дифференцировано.
Функции учителя в реализации коррекционно - развивающей программы:
· Целеполагания (исходя из индивидуальных особенностей испытуемого ученика, определить цель коррекционной работы),
· Проектировочная (наметить коррекционные мероприятия и соответствующие рекомендации по их выполнению),
· Коммуникативная (помочь ученику понять суть предлагаемых методик и рекомендаций, установление доверительных отношений, коммуникативного контакта с учащимися),
· Организационная (провести коррекционное занятие)
· Рефлексивная (самооценка, самокритика своего труда, определение положительных и отрицательных результатов коррекционно-развивающей работы).
Примерный тематический план коррекционно- развивающей программы
Название
Этапа
Форма организации | Формы и методы | |
Диагностический блок | Индивидуальная | 1. Наблюдение. 2. Сбор и анализ вербальной информации (беседа с родителями и ребёнком). 3. Тесты, опросники. Диагностический материал: Методика 1. Изучение познавательных мотивов Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики Методика 3. Диагностика развития логического мышления Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов Методика 5. Методика изучения внимания Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности |
Коррекционный блок | Групповая и индивидуальная | Игры и упражнения 1. Игры, направленные на развитие компонентов психологической готовности к обучению в школе(игра «Определи звуки», игра «Правая, левая», игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак», игра «Сколько знаешь имен?», игра «Узнай фигуру». 2. Игры, направленные на развитие когнитивных процессов (умение работать с понятиями; умения определять логические отношения, развитие операционной памяти, развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения внимания). 3. Упражнения, направленные на развитие интеллектуально- познавательной сферы. 4. Игры, направленные на развитие общеучебных умений (игра «Передвигай фигуру, не дотрагиваясь», игра «Назови число», игра «Мозаика- телевизор», игра «Кто первый?»). Практические занятия Занятие 1. «Развитие компонентов психологической готовности к обучению» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (“Составление картинки из разрозненных деталей», игра «Определи звуки», упражнение«Построй в темноте», упражнение«Справа – слева»). 3. Упражнение-тренинг: «Волшебные зеркала» 4. Подведение итогов. Занятие 2. «Развитие когнитивных процессов (память, внимание, мышление)» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражненияупражнение на тренировку переключения и распределения внимания, упражнение «Осознание визуального материала», упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями», упражнение «Формирование умение концентрировать внимание»). 3. Подведение итогов. Занятие 3. «Развитие интеллектуально-познавательной сферы» 1. Вступительная беседа. 2. Оздоровительная минутка. 3. Тренинговые упражнения (упражнение «Зрительно-вербальный диктант», упражнения «Странички математики»,,,упражнение для развития наглядно – образной сферы). 4. Подведение итогов. Занятие 4. «Развитие общеучебных умений» 1. Вступительная беседа. 2. Тренинговые упражнения (игра «Да, нет», упражнение «Волшебный квадрат», упражнение «Найди красивый предмет»). 3. Рефлексия. 4. Подведение итогов. |
Оценочный блок | Индивидуальная и групповая | 1. Повторная диагностика Методика 1. Изучение познавательных мотивов Методика 2. Тестирование по русскому языку и математики Методика 3. Диагностика развития логического мышления Методика 4. Диагностика логической памяти методом запоминания ряда слов Методика 5. Методика изучения внимания Методика 6. Диагностика сформированности приемов учебной деятельности 2. Наблюдение, беседа с учащимися. 3. Беседа с родителями, учителями. |
Оценочный блок
Цель: выявление динамики развития ребёнка с эмоциональными проблемами.
Данный этап предполагает повторное диагностирование учащихся, подведение итогов проделанной работы, корректирование программы, беседа с родителями и учителями.
При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться:
- положительная динамика в школьной успеваемости учащихся;
- сформированность познавательной мотивации учения;
-изменения в интеллектуальной сфере школьников (развитость познавательных процессов);
- развитость волевой сферы младших школьников;
-сформированность общеучебных навыков.
Результаты апробации программы
Программа прошла апробацию в работе с учащимися начальных классов МБОУ «Гимназия №75» города, а также с определённой группой учащихся вышеуказанного возраста школ Авиастроительного района в течение трёх лет (2007-2009 уч.гг).
Результаты проделанной работы докладывались:
1. на методических объединениях, педагогических советах гимназии.
2. научно - образовательной студенческой конференции (22 апреля 2012, КФУ) секция «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ» доклад на тему: «Педагогическая коррекция и профилактика школьной неуспеваемости (из опыта работы)».
3. в сборнике «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета, посвященный 200- летию педагогического образования в Поволжье. Выпуск 15./Под ред. Р.А. Валеевой».-Казань: Издательство «Отечество», 2012.- 5 страниц)
Список литературы
1..Ануфриев А. Ф. , Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1997.
2.Бондаренко С. Н. Почему детям трудно учиться. – М., 1998.
3.Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
4.Зак А. З. Как определить уровень развития мышления. – М., 1984.
5. Блинова Л.Ф. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка. – Казань, 2003.
6.Круглова Н. Ф. Психодиагностика регуляторно – когнитивной структуры учебной деятельности и школьная неуспешность / / прикладная психология. – 2001. - № 5. – с. 41-51.
7.Круглова Н. Ф. Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. –М., 2004.
8.Менчинская Н. А. Психологические проблемы неуспевающих школьников.- М., 1981.
9.Цетлин В. С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. – М., 2001.
10.Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка. – М., 1981.
Приложение 1