Комплекс упражнений с мячом

ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

(по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

• И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — выдох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.

• И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые дви­жения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз в каждом направлении.

• И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сги­бая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

• И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в ле­вую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

• Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых но­гах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу.

• И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении.

• И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» дер­жать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 раз.

• И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдав­ливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснуться мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб., 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он раз­работал после ознакомления с методикой совершенствования зорко­сти индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наруж­ных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предме­ты. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать пол­ным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

• Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

• Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в ле­вый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

• Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Вы­полнить 40 поворотов.

• В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

• Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

• Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наруч­ные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи­тание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нару­шенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревно­ваний и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторож­ности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать са­мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди­нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на уста­лость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стрем­ление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с деть­ми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычай­ное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов­летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга­низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требо­ваний врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по­ведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нару­шений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику основным зрительным функциям.

2. Дайте характеристику основным глазным заболеваниям, наибо­лее часто встречающимся у детей школьного возраста.

3. Как вы понимаете термин «ребенок с нарушением зрения»?

4. Охарактеризуйте особенности физического развития детей со зрительной депривацией.

5. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с нарушением зрения.

6. В чем заключается коррекционная направленность адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения?

7. Перечислите противопоказания при регулировании физической нагрузки детей школьного возраста с нарушением зрения.

8. При каких офтальмологических заболеваниях предусмотрены противопоказания и к каким видам физических упражнений?

9. Перечислите задачи (общие и коррекционные) адаптивного фи­зического воспитания детей с депривацией зрения.

10. Перечислите методы и методические приемы обучения детей с депривацией зрения двигательным действиям.

11. Какие сохранные функции необходимо развивать у незрячих и слабовидящих детей на уроках физического воспитания?

12. Какие ориентиры используют незрячие школьники в процессе физического воспитания?

13. В чем заключается коррекционная направленность подвижных игр?

14. Дайте характеристику структуры и содержания урока коррекци-

онной направленности.

15. В чем заключаются особенности обучения незрячих детей пла­ванию?

16. Перечислите формы повышения двигательной активности детей с депривацией зрения.

17. Перечислите особенности общения с детьми, имеющими зрительные нарушения.

18. Перечислите условия предупреждения травматизма в процессе занятий физическими упражнениями.

19. В чем заключаются особенности регулирования физической на­грузки на уроках физкультуры, ритмики, ЛФК?

20. Существует ли разница в методике обучения двигательным дей­ствиям незрячих и слабовидящих детей?

Литература

1. Ермаков В.П., Якунин ГА. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрением. — М., 2000.

2. Демирчоглян Г.Г. Как сохранить и улучшить зрение. — Донецк, 1997.

3. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение без очков (пере­вод). — СПб., 1998.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. — СПб., 1998.

5. Маллаев ДМ. Игры для слепых и слабовидящих. М., 2001.

6. Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения. — СПб., 1997.

7. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нару­шенным зрением /Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. — СПб., 2001.

8. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. — М., 2000.

9. Хаксли О. Как вернуть зрение // Перевод с англ. — М., 1997.

10. Шкарлова С.И., Романовский В. Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. — Ростов-на-Дону; Феникс, 2000.

11. Шматко Н.Б. Дети с отклонениями в развитии /Методическое пособие для педагогов и воспитателей массовых и спецучрежде­ний и родителей. — М., 1997.

Глава 3

Наши рекомендации