Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова)
Расти должны все цветы.
Евангелие
Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса»- на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.
Особенности дифференциации по интересам.Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т. е. осуществить одну
изсоциально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.
Классификационные параметры
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: 1) СЭН +2) ЗУН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управления: современная традиционная + дифференциация.
По организационным формам: дифференцированная.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.
По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности
детей.
По категории обучающихся: все категории.
Целевые ориентации
• Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).
" Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.
• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.
• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).
Концептуальные положения
• Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности.
• Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы.
• Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения.
• Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое.
• Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры.
• Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника.
Особенности содержания
На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуро-воспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.
В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используетсямодель дифференцированного обучения по интересам.
Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений.
1. Отделение музыкальной культуры (обучение восприятию музыки, пению в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры).
2. Отделение изобразительного искусства (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, навыков рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна).
3. Отделение языковой культуры (обучение родному и иностранным языкам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино).
4. Отделение нравственно-патриотического воспитания (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нравственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка).
5. Отделение экологической культуры (ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой культуры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии).
6. Отделение физической культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний).
Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний.
7. Отделение математической культуры (углубленные занятия по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера).
8. Отделение прикладного творчества (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделированием, шитьем, вышивкой, вязанием и т. п. , формирование умений и навыков общей культуры труда).
Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они:
- олицетворяютконкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;
- являютсякультурным фоном, культурной составляющей образования (необходимой любому человеку, любому специалисту);
- могут быть для некоторых детей и первойступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности.
Особенности методики
Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии:
- музыкального образования Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, В. В. Емельянова;
- художественного образования В. С. Кузина, Б. М. Неменского;
- филологического образования Г. Н. Кудиной, В. А. Левина, Е. И. Пассова, З. И. Новлянской;
- нравственного воспитания А. И. Шемшуриной, А. И. Кочетова;
- экологического воспитания Н. Т. Суравегиной, Т. В. Кучер и т. д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.
Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:
- ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей;
- тестирование развития специальных способностей;
- определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;
- определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень;
- профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.
Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:
Дифференциация по интересам | |
Положительные аспекты | Трудности и возможные отрицательные последствия |
Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка. | Отсутствие точных и надежных способов диагностики специальных интересов ребенка. |
Удовлетворение имеющихся интересов ребенка. | Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются. |
Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку». | Не обеспечивается всестороннее развитие личности. |
Усиление мотивации к учебе, самоопределение ребенка. | Излишняя целенаправленность мешает приобрести общий гарантированный минимум знаний и умений во всех областях. |
Раннее развитие способностей, профориентация, специализация. | Сужение образовательного пространства, опасность одностороннего развития. |
Возможно более раннее распознавание и развитие природных задатков и способностей ребенка. | Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать дифференциацию. |
Реализация свободы выбора ребенка, обеспечение возможности «социальных проб». | Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в специальную область. |
Возможность использовать сензитивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств). | Трудности наблюдения и отслеживания развития специальных качеств личности. |
Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50 % учебного времени отводится на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занятапредметами по выбору, которые предлагаются в виде«пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете.
Литература
1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. , 1968.
2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М. , 1986.
3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.
4. ДжуринскийА. Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М. : Знание, 1989.
5. Каптерев П. Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М. , 1982.
6. Кузина Г. Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М. , 1988.
7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3,4.
8. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М. , 1982.
9. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. - М. , 1973.
10. Маанди Н. А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.
11. Ольшаникова А. Е. Эмоции и воспитание. - М. , 1983.
12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А. К. Дремова. - М. , 1975.
13. Селевко Г. К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль:
ИУУ, 1993.
14. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М. : РИПКРО, 1996.
15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С. А. Герасимова. - М , 1983.
16. Ситник А. П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. - М. , 1979.