Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И. Н. Закатова)

Расти должны все цветы.

Евангелие

Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Куль­турологического социально-педагогического комплекса»- на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук.

Особенности дифференциации по интересам.Учебный план школы предос­тавляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имею­щий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить за­датки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т. е. осуществить одну

изсоциально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естествен­но предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выяв­ленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: 1) СЭН +2) ЗУН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобра­зовательная, гуманистическая.

По типу управления: современная традиционная + дифференциация.

По организационным формам: дифференцированная.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + творческая.

По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности

детей.

По категории обучающихся: все категории.

Целевые ориентации

• Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН).

" Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности.

• Воспитание человека высокой гуманитарной культуры.

• Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН).

Концептуальные положения

• Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умею­щую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и спо­собствующую восстановлению и обогащению его духовности.

• Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задат­ков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы.

• Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения.

• Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность пере­хода ребенка с одного отделения на другое.

• Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гумани­тарной культуры.

• Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школь­ника.

Особенности содержания

На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуро-воспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры.

В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используетсямодель дифференцированного обучения по интересам.

Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учеб­ных отделений.

1. Отделение музыкальной культуры (обучение восприятию музыки, пе­нию в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры).

2. Отделение изобразительного искусства (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, раз­витие чувства прекрасного, навыков рисования, лепки, ваяния, декоратив­ного искусства, дизайна).

3. Отделение языковой культуры (обучение родному и иностранным язы­кам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углублен­ное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино).

4. Отделение нравственно-патриотического воспитания (знакомство с ду­ховной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нрав­ственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка).

5. Отделение экологической культуры (ознакомление с проблемами сохра­нения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой куль­туры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, био­логии и химии).

6. Отделение физической культуры (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, за­нятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психо­логических знаний).

Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничи­ваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Опреде­ленная часть ребят расположена к восприятию практических умений, техни­ческих и математических знаний.

7. Отделение математической культуры (углубленные занятия по предме­там математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изуче­ния природы, обучение решению количественных задач с помощью компью­тера).

8. Отделение прикладного творчества (овладение современными приклад­ными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными уме­ниями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделиро­ванием, шитьем, вышивкой, вязанием и т. п. , формирование умений и навы­ков общей культуры труда).

Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не явля­ются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они:

- олицетворяютконкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья;

- являютсякультурным фоном, культурной составляющей образования (необхо­димой любому человеку, любому специалисту);

- могут быть для некоторых детей и первойступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределе­ния; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциа­ции обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обу­чения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к про­должению образования в определенном учебном заведении или к определен­ному виду деятельности.

Особенности методики

Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локаль­ные технологии:

- музыкального образования Д. Б. Кабалевского, В. В. Кирюшина, В. В. Емелья­нова;

- художественного образования В. С. Кузина, Б. М. Неменского;

- филологического образования Г. Н. Кудиной, В. А. Левина, Е. И. Пассова, З. И. Новлянской;

- нравственного воспитания А. И. Шемшуриной, А. И. Кочетова;

- экологического воспитания Н. Т. Суравегиной, Т. В. Кучер и т. д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специ­альных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей.

Система психолого-педагогической диагностики детей по интересам включает:

- ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их роди­телей и классных руководителей;

- тестирование развития специальных способностей;

- определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс;

- определение интересов и данных для дифференциации при переходе из на­чальной школы в среднюю ступень;

- профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую.

Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам:

Дифференциация по интересам  
Положительные аспекты   Трудности и возможные отрицательные последствия  
Наилучшие условия для развития и реализации задатков и способностей ре­бенка.   Отсутствие точных и надежных спо­собов диагностики специальных инте­ресов ребенка.  
Удовлетворение имеющихся интере­сов ребенка.   Интересы ребенка не есть нечто неизменное, они меняются.  
Исключается стремление «стричь всех под одну гребенку».   Не обеспечивается всестороннее раз­витие личности.  
Усиление мотивации к учебе, самоопределение ребенка.   Излишняя целенаправленность ме­шает приобрести общий гарантирован­ный минимум знаний и умений во всех областях.  
Раннее развитие способностей, профориентация, специализация.   Сужение образовательного про­странства, опасность одностороннего развития.  
Возможно более раннее распознава­ние и развитие природных задатков и способностей ребенка.   Отсутствие научных рекомендаций о возрасте, с которого можно и нужно начинать дифференциацию.  
Реализация свободы выбора ребен­ка, обеспечение возможности «соци­альных проб».   Неопределенность, отсутствие рекомендаций по дозировке (мере) включения, погружения ребенка в спе­циальную область.  
Возможность использовать сензитивные периоды в развитии личности (наиболее благоприятные для развития тех или иных качеств).   Трудности наблюдения и отслежива­ния развития специальных качеств лич­ности.  

Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существу­ет некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50 % учебного времени отводит­ся на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занятапредме­тами по выбору, которые предлагаются в виде«пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественно­научного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете опреде­ленного ограниченного количества курсов в каждом пакете.

Литература

1. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. , 1968.

2. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительно­сти. - М. , 1986.

3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. - 1993. - № 1.

4. ДжуринскийА. Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М. : Знание, 1989.

5. Каптерев П. Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М. , 1982.

6. Кузина Г. Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М. , 1988.

7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. - 1992. - №3,4.

8. Лук А. Н. Эмоции и личность. - М. , 1982.

9. Луначарский А. В. Избранные статьи по эстетике. - М. , 1973.

10. Маанди Н. А. Школа моей мечты // Народное образование. - 1995. - №3.

11. Ольшаникова А. Е. Эмоции и воспитание. - М. , 1983.

12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А. К. Дремова. - М. , 1975.

13. Селевко Г. К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль:

ИУУ, 1993.

14. Селевко Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. - М. : РИПКРО, 1996.

15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С. А. Герасимова. - М , 1983.

16. Ситник А. П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факульта­тивных и внеклассных занятий. - М. , 1979.

Наши рекомендации