Составление перечня умений необходимых для выполнения профессиональной деятельности рабочего
Умение– это готовность обучаемых выполнять определенные действия в заданных условиях с требуемой точностью и скоростью.
В зависимости от характера и средств труда умения бывают:
1) предметные – умения, для которых предметом деятельности являются материальные объекты, такие как станки, детали, заготовки, измерительные инструменты;
2) знаковые – умения, для которых предметом деятельности являются системы, замещающие материальные объекты, например чертеж, эскиз детали, операционные карты.
В зависимости от способа выполнения действия:
1) практические – умения ориентированные на деятельность по преобразованию или перемещению в пространстве предмета деятельности, например моторные умения;
2) умственные – умения, ориентированные на способность мыслить, строить заключения и принимать решения.
Типы умений:
· Предметно-практические (ПП) связаны с действиями по изменению формы и размеров предметов, с перемещением их в пространстве;
· Предметно-умственные (ПУ) связаны с оперированием образов предмета в уме;
· Знаково-умственные (ЗУ) необходимы при умственной работе со знаковыми системами (чертежи, схемы, планы, рисунки и т.д.);
· Знаково-практические (ЗП) умения практически работать со знаковыми системами чертежи, схемы, планы, рисунки и т.д.)
Уровни формирования умений:
- с опорой на источник информации (ОИИ) – действия выполняются с опорой на материальный источник информации или под руководством инструктора;
- самостоятельно (С) – действия выполнения по самостоятельно составленному алгоритму, опираясь на умственный контроль;
- самостоятельно в автоматическом режиме (СА) – действия выполняются автоматически на уровне навыков.
В таблице 1.5 – перечислены умения необходимы для профессиональной деятельности рабочего «машинист консольного крана» 3-го разряда.
Таблица 1.5.
Перечень умений необходимых для профессиональной деятельности рабочего «Машинист консольного крана» 3-го разряда.
№п/п | Наименования умения | Необходимый уровень формирования |
Предметно-практические умения (ПП). | ||
Выполнения слесарных работ ( разметка плосткасная, рубка метала, правка, гибка, резка. Опиливание метала,сверление и зенкирования, нарезание резьбы, комплексные работы) | Самостоятельно | |
Выполнение разборки и сборки типовых узлов крана (разборка и сборка разьемных соеденений, сборка неразьемных соеденений, сборка механизмов вращательного движения, разборка и сборка механизщмов и узлов крана. | Самостоятельно | |
Выполнение электромантажных работ ( Пайка и лужение, монтаж электрического контакта и проводов, монтаж проводки, электрооборудывания кранов, пусковая аппаратура). | Самостоятельно | |
Выполнение работы по строповке и перемещению груза краном | Самостоятельно | |
Выполнение работ на кране | Самостоятельно | |
Очистка от грязи и выполненной смазки | Самостоятельно | |
Смазывание трухщихся частей и механизмов крана | Самостоятельно | |
Выполнение ремонтных работ (ремонт деталей кранов, ремонт механизмов крана, ремонт лебедок, ремонт подкрановых путей, ремонт рабочего оборудывания,металлоконструкций кранов. | Самостоятельно | |
Выполнения управления механизмами крана. | Самостоятельно | |
Предметно умственные умения (ПУ). | ||
Продумывание этапов подьема и спуска груза. | ||
Рассматривание работы механизма подьема груза. | ||
Знаково-умственные (ЗУ). | ||
Выполнять расчеты слюсарной работы. | ||
Читать карты. | ||
Читать чертижи. | ||
Знаково-практические (ЗП) | ||
Заполнять карты технологического процеса. | ||
Выполнение чертижей и эскизов. |
Предметно-практические умений преобладают потому, что очень много элементов которые машинист козлового крана, проделывает на практике, при выполнении различных видов работ. Преимущество самостоятельного уровня формирования проявляется в том что оно наиболее точно подходит к данному умению.