Воспитательная работа классного руководителя 3 страница
Глава V. Основы методики воспитания
из них: цель организуемой деятельности детей должна быть полезна для общества, для других людей и субъективно переживаться как личностно значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников; коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной; обеспечение активности каждого участника деятельности; технологическая четкость (времени, места, объема действий, порядок их выполнения, оснащенность необходимыми материалами); сочетание повторяемости (традиционность) 'с разнообразием (возможность выбора) организующих форм; сменные отношения взаимной зависимости и взаимного подчинения в организуемой групповой деятельности школьников; деятельность детей должна сопровождаться и завершаться позитивной оценкой маленьких и больших достижений, положительным подкреплением, постоянным педагогическим анализом и корректировкой; скрытая педагогическая позиция взрослого, организующего деятельность детей.
Необходимо помнить при организации этой группы методов воспитания о законе психического заражения и его разновидности -- подражании. Психическое заражениеосуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний... обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью. Причем, способность человека подверженности психологическому заражению зависит от двух факторов: возраста и обшей развитости и зрелости личности. Чем выше уровень развития человека, тек критичнее он по отношению к силам, автоматически увлекающим его на путь тех или иных действий или переживаний. Наиболее подвержены влиянию психического заражения подростки.
Подражаниекак разновидность психического заражения направлено, главным образом, на воспроизведение человеком определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков. Известный психотерапевт В. Леви* выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании логика чувств и поведения другого человека ухватывается интуитивно. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, цели-
5.2. Методы воспитания
ком. Ведь в общении с другим человеком (особенно авторитетным, любимым) ребенок (школьник) воспринимает и чувствует гораздо больше, чем может выразить. Не только голос, жесты, манеры.., но и некие обобщенные сгустки всего психического склада его откладываются в нем и неосознанно «лепят» образ.
ВОЗВРАТНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ |
Третью группу методов воспитания составляют возвратно-оценочные методы— одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение -
регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных. Причем субъектом возвратной воспитательной оценки могут выступать и педагоги, и родители, и коллектив сверстников, и просто окружающие люди.
Возвратно-оценочные методы — сильнейшее средство воздействия на личность развивающегося человека.
По форме поощрения и наказанияразнообразны*.
Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок...
Виды наказаний', замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка...
В практике воспитания нередко бытует нарушение логики и тактики возвратно-оценочных методов, даже применение бестактных, а то и аморальных методов. Сошлем-~ся на примеры, приведенные воспитанниками.
...«Меня не били -- все было намного страшнее: со мной не разговаривали» (Наташа П.).
...«Однажды в начальной школе я забыла физкультурную форму, а наша учительница заставила меня зани-
Леви В. Охота за мыслью. М., 1971. С. 205.
В кн.: Бардовская И.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.
320____________________ Глава V. Основы методики воспитания
маться в трусиках (нижнем белье). Я очень тогда страдала» (Вера С).
...«У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу... Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказывалось на месте, виноват был хозяин тетради.
Мы стояли иногда почти по целому уроку, потому что учительница пыталась добиться, чтобы все ученики стояли по стойке «смирно». Но пока успокаивался один, уставал другой, третий засматривался в окно, так мы постоянно кого-то ждали.
В кошмар превращался процесс «персонального зас-луживания сесть за парту». Мало того, что сесть нужно было заслужить, но если сидишь опять не так, то тебя опять поставят. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке. И это, пожалуй, самое яркое воспоминание о моем первом классе» (Марина Г.).
В качестве пожелания воспитателям хочется напомнить универсальный метод, придуманный еще Ж.-Ж. Руссо и успешно используемый мудрыми педагогами, -- метод «естественных последствий», т.е. наказание (и поощрение тоже), инструментованное-как неодолимое, находящееся вне воли педагога следствие, вызванное поступком воспитанника: уронил -- подними, сломал -- почини, не сделал — сделай, плохо делал — переделай.
Л.Ю. Гордин описал такой пример. Однажды в школу пришла с жалобой старушка: несколько ребят, играя в войну, растащили у нее весь забор. Директор вызвал провинившихся: «Я слышал, ребята, вы тут хорошее дело затеяли — старушке новый забор поставить. Место расчистили — теперь новый забор поставите. Инструменты и материал вам даст завхоз». Через несколько дней ребята, действительно, смастерили старушке новый забор. Так неудачная шалость ребят превратилась в доброе, полезное дело.
5.2. Методы воспитания_________________________________ 321
В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского и др. подробно разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них: >• Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.
>- Использование поощрений и.наказаний эффективно только в сочетании с убеждением и организацией жизни и деятельности детей.
>- Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным — наказания.
>- Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию. *- Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания (особенно!) не могут быть применены. Например, за то, что получено от природы (ум, здоровье, внешность и т.д.); не должно вредить здоровью; нельзя дважды наказывать за одно и то же; нельзя наказывать, если проступок осознан учеником, если поступок — результат неумения и т.п. >• Есть ситуации, которые по своей природе являются детскими ошибками, а порой просто проявлением природы детства; взрослый должен их прощать детям, прощать великодушно: ревность, проказы, шалости, шутки, смешливость, веселость, рез'вость, глупость, самоутверждение, неумение, неопытность*. >• И еще хорошо бы, наказывая, иметь в виду латинскую пословицу: «Наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».
~~~ Особая роль в педагогической прак-
МИ. 11АЦИКА
внушения тике отводится методу внушения, за-
--------- ' имствованному из психотерапии, ме
дицинской психологии, лечебной педагогики. Суть его в
том, что некоторые аксиоматичные педагогические суж-
* В кн. Шевченко Л,Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.
322_______ _ _ Глава V. Основы методики воспитания
дения доводятся до сознания и подсознания учащихся, внедряются в их поведение, выступают в качестве одобрения, осуждения... если они используются авторитетным для детей воспитателем, педагогически и психологически грамотно инструментующим свои воспитательные воздействия. Приведем здесь некоторые примеры: «Интеллигентные люди всегда скромны, никогда не допускают излишних трат времени окружающих людей на собственную персону»; «Человек разумный всегда окружает себя красотой, даже в мелочах своего внешнего вида и быта»; «Обижать и унижать человека, даже маленького, нельзя!»; «Мужчины в транспорте не садятся: всегда есть те, кому надо уступить место»; «Помочь слабому -- всегда удел
сильного».
Обратимся к теории и практике В. Леви, его методическим рекомендациям. Он считает внушение «воротами души»*. Особенно в детстве:
«Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали — это было
внушение;
Когда пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица; когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали — это было внушение;
Когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или нарочно стараясь, потому что вам нравилось, — это
было внушение;
Когда узнали свое имя и простодушно поверили, что
оно и вы — это одно и то же; когда поняли, что нужно
ходить в туалет, что нельзя многое делать, многое тро-
' гать; когда начали понимать слова и верить словам; когда
начали слушаться взрослых...
Когда играли со сверстниками...
Когда слушали музыку, когда смотрели кино...
Когда начали пить и курить, когда следовали за модой...
Когда влюбились...
космос человеческих отношений, всепроникающий,
* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 54—55. |
вездесущий.
5.2. Методы воспитания
Внушаемость — ворота души: открытость Другому, способность верить».
В. Леви предостерегает совершенно справедливо: ругая ребенка, т.е. решительно и убежденно, что он: лентяй, трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец... — мы это внушаем*.И ребенок верит. Оценивая, внушаем самооценку: ничего из тебя никогда не выйдет! Ты неисправим! Ненормальный! Самый настоящий предатель! Тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к чертовой матери). Ведь это самое настоящее прямое внушение. Или еще: ты меня не любишь! Ты нарочно меня изводишь! Ты хочешь, чтобы я сошла с ума! Ты хочешь моей смерти! Вот и посеяны семена внутреннего разлада. А потом защищается: грубит в ответ, делает назло, обещает исправиться, а продолжает... И есть у него два пути: либо смириться и вести себя соответственно, либо бороться, но как?
В. Леви сформулировал пожелания к воспитательному внушению**:
1. Давать себе время... научимся выдерживать паузы: ори
ентация, а потом реакция... Дети не уважают суетли
вость.
2. Давать ему время... Примерно каждый второй из де
тей не справляется с темпами, требуемыми взрослы
ми, и каждый десятый — медлительнее остальных.
3. Не внушать отрицательное. «Простудишься, заболеешь»,
«Вот отдам тебя дяде», «Машина задавит»... Трудно
потом освободиться от разрушительного воздействия
таких «заботливых» предостережений...
4. Внушать положительное... Все хотят подтверждения,
что они — хорошие дети, несмотря ни на что. И не
смотря ни на что жить можно, и жить хорошо... При
мем закон: «Каждый день с ребенком начинать радос
тью, заканчивать миром».
5. Не внушать нереальное. Сказки нужны... но знание жиз
ни еще нужнее. Самые глубокие пессимисты происхо
дят из детей, воспитанных чрезвычайно оптимистич
но. Не подавляйте сомнения и вопросы ребенка...
* Леви В. Исповедь гипнотизера. М., 1994. Кн.2. Кот в мешке. С. 85. ** Там же. С. 54-55.
Ц'
Глава V. Основы методику воспитания
5.3. Воспитательные средства
6. Будьте уверены. Жизнь невообразимо сложна; да, я
знаю, что точно не знаю, уверен, что ни в чем не уве
рен. А без уверенности нельзя. Без уверенности в своей
правоте не прожить и дня. И не воспитать... Все долж
но делаться и говориться уверенно.
7. Давать отдых от внушений, во всяком случае, от одно
образных внушений. Представьте, что с нами будет, если
37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном
тоне, 42 — в увещевательном и 50 — в обвинительном
(цифры относятся к родителям, дети которых имеют наи
большие шансы стать невротиками и психопатами).
8. Пример — под вопрос. Главное — не безупречность образ
ца, а дух взаимоотношений. Если отношения доверитель
ны и искренни, ребенок возьмет лучшее, а самые тяж
кие ошибки, пороки отринутся или нейтрализуются.
9. Уважать тайну. Внушение требует некоторой таинствен
ности. Преступно не уважать тайну ребенка. Нет прощения
взрослому, лезущему без спроса в детский дневник, вскры
вающему письма, перехватывающему записку, подгляды
вающему интимное. Страшнее, чем избить, искалечить.
10. Учитывать состояние.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
Таким образом, различные группы методов воспитания и педагогические приемы их реализации, воздействуя на разные сферы формирующейся личности школьника, являются, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения к личности», с помощью которого «включаются механизмы» самореализации личности. Не существует хорошего или плохого метода; эффективность того или иного метода воспитания зависит от цели и задач, отобранного содержания и средств воспитания, от эффективности выбранных педагогом организационных форм, инструментовки методов воспитания и воздействия, от логики используемых педагогических приемов.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Метод воспитания и метод воздействия: в чем сходство и
различие?
2. Классификация методов воспитания: зачем? Что в основе?
Какая классификация наиболее приемлема?
3. Теоретические и методические основы методики убеждения.
4. Как наилучшим образом реализовать методы организации
жизни и деятельности детей?
5. Поощрения и наказания: «за» и «против». Попробуйте вы
вести собственные правила.
6. Роль и место, методика реализации внушения в воспита
тельном процессе.
Рекомендуемая литература
Бордовская Н.В., Реан АЛ. Педагогика. Раздел «Способы воспитательного воздействия на человека». М., 2000.
Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: учимся воспитанию. М., 2001.
Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971.
Коротов В.М. Методы убеждения. Методы педагогического стимулирования // Кн. Введение в педагогику. М., 1999.
Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2.
Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. Макаренко А.С. Лекция «Методы воспитания». Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1977. Т. 1.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь,
1972.
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 1997. С. 261-265, 384-399.
Воспитательные средства
Отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных.
А. С. Макаренко
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ |
С точки зрения философской средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для уси-
Глава V. Основы методики воспитания
ления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.
Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы и ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа; разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы... Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, — считает Т.А. Стефа-новская, - - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности»*.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся**:
О знаковые символы; О материальные средства; О способы коммуникации; О мир жизнедеятельности воспитанника; О коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания; О технические средства; О культурные ценности (игрушки, книги, произведения
искусства...); О природа (живая и неживая).
ВЫБОР ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ |
Средства воспитания отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания.' Но не только. Они опосредуются выбранным методом воспитания, набором используемых педагогом приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания. Зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей, специ-
* Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 225. ** Классификация дана в кн.: Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001. С. 43.
5.3. Воспитательные средства___________________________ 327
фики ученического коллектива и входящих в него групп детей, принятых ценностей, сложившейся психолого-педагогической ситуации, возможностей и мастерства самого педагога...
Так, есть профильные классы — педагогический, туристический, театральный, физико-математический, фольклорный, экологический, правовой, библиотечный... И средства воспитания разные: виды деятельности, ценности культуры, предметы обставления воспитательного процесса.
При отборе средств воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции*, которыми потенциально наделен предмет или явление действительности:
О функция наглядности(обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...);
О функция инициирования,возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем жизни. Например, использование афоризмов как средства: «Так хлопотно быть хорошим человеком» (Е. Шварц), «Я живу в сутки всего два часа. Когда пою» (К.И. Шульженко);
О функция инструментальная,обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических,..
пять «ТОЧЕК ОПОРЫ» |
Для реализации конкретных целей и задач воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три функции одновременно. Мы уже вели разговор о пяти «точках опоры», которые позволяют выстроить особую логику воспитания. Это природа, культура, дело (которое человек делает), люди (с
* Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. С. 479.
328____________________ Глава V. Основы методики воспитания
которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность.
Раскроим их подробнее.
Первое средство воспитания как жизненная «точка опоры» — ПРИРОДА.Человек сам прежде всего — плоть от плоти, кровь от крови — произведение ее; он — природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно — здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И, с другой стороны,, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения, в ней он .черпает силы и стимулы для творчества, она же для различных способов самоотдачи, самовыражения.
Обратимся к мыслям великих(они могут пригодиться педагогу в убеждении детей). «Природа и воспитание подобны... воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает ему вторую природу» (Демокрит). «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорною травою; пусть он своевременно поливает первое и истребляет вторую» (Ф. Бекон). «Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (Гете). «Жить надо согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью» (Зе-
нон).
И у М.М. Пришвина об этом же: «Солнце светит, небо голубое. Все блестит и сияет. День-то хорош, а ты каков?».
Формирование отношения детей к природе как к «точке опоры» благодатно: дети сами ближе к природе, чем взрослые (не все еще атрофировано искусственно созданными условиями жизни и воспитания!), дети самозабвенно любят природу, видят в ней союзника, хотят с ней
общаться постоянно.
«Я люблю природу просто так: за красоту, за плавность пейзажей, за то, что ты дышишь ею, природа вдохновляет человека. Она что-то вечное, незыблемое, ее нельзя не любить, так как ты сам — частица природы. Природа бывает разная: дождь, ветер, бури или, наоборот; зябь,
5.3.: Воспитательные средства___________________________ 329
прохлада, ночная тишина, покой... и люди любят ее разной» (Лаковщикова Лена, 9-й класс).
Вот почему мы считаем, что воспитательная работа школьного педагога (любого — учителя, классного руководителя, воспитателя...) должна быть предельно насыщена делами, которые бы, во-первых, развивали природную сущность ребенка и, во-вторых, обогащали бы его опыт общения с природой: учили бы видеть природу глубже, тоньше, уводили бы от только лишь потребительского отношения к ней (люблю ловить рыбу, собирать грибы, рвать цветы...), привели бы к потребности действенного отношения к природе: выращивать цветы и де~ ревья, помогать животным и птицам в холодное и голодное время, беречь лес от пожара и браконьеров...
...Директор школы-интерната, биолог по базовому образованию, вовлек всех учащихся от мала до велика и всех педагогов в интересное и архиполезное дело — ежегодные длительные экспедиции в разные регионы страны по очистке родников, ручьев и малых рек. Количество спасенных и возрожденных, их обширная география — предмет особой гордости каждого и школьника, и учителя... Это очень важно: ^ для самого ребенка, и для природы, и для всего общества и Родины: «Человеку в наше время, как никогда, важно периодически, не от случая к случаю, переключаться на тишину, на природу и на высокие размышления. Это не доброе пожелание, это объективная необходимость, условие, при котором мы сумеем создать нравственное здоровье, активное, психически устойчивое общество будущего...» (Д.С. Лихачев. Раздумья).
Вторая «точка опоры» — КУЛЬТУРА.Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его проявлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопробно-
330____________________ Глава V. Основы методики воспитания
му чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, безнравственности, заполонившей все рекламы, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства — любви и т.д.).
Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Еще Платон в «Трактате о государственности» писал: «Ввиду этого воспитание в музыке* надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
Мы задали современным десятиклассникам вопрос «Зачем человеку музыка?» и получили такую разнообразную палитру ответов: «помогает жить», «вселяет оптимизм», «призывает размышлять о жизни», «поддерживает, когда трудно», «позволяет отдохнуть, расслабиться», «помогает понять и решать свои проблемы», «делает жизнь яркой, эмоциональной», «ведет на добрые дела», «раскрывается характер, ум, доброта человека», «музыка — способ самовыражения и самоутверждения», «позволяет лучше понимать и видеть мир», «помогает выйти из тупика», «средство общения» и др.
Наш опыт подсказывает, что можно вводить классическую музыку («маленькие шедевры большой музыки») в качестве музыкальных эпиграфов уроков, прелюдий к классным часам, прекрасного фона к чтению художественных произведений... Дети зачарованно слушают, происходит психологический настрой на предмет общения... И еще обращение к собственному внутреннему миру, к осмыслению своей жизни и себя самого, что очень важно для саморазвития, самовоспитания личности.
Вот мы с детьми слушаем «Мелодию» Глюка — они пишут и рисуют. Разное. О разном думают, но... думают, переживают, мечтают. И все — о хорошем: «Я чувствую радость, спокойствие и свободу. Я чувствую себя этой пти-
* Примечание: имеется в виду не конкретное занятие музыкой, а «служение всем музам».
5.3. Воспитательные средства
цей, которую я хочу нарисовать. Птица спокойно парит и наслаждается красотой» (Селина Оксана, 9-й класс)... «Я чувствую, какое-то волнение и переживание, как будто что-то случится, но и одновременно мне очень хочется что-нибудь сделать для других. Я думаю о жизни, как порой жестоки люди, как сейчас тяжело живется, что хочется сказать: «Люди, что вы делаете, остановитесь!» (Наталья С.)...
Небезынтересны и «Раздумья» Д.С. Лихачева в этом плане: «Изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, градостроительство и природный ландшафт, изучение всех этих гуманитарных ценностей умножает, укрепляет, повышает нравственность отдельного человека и всего общества».
И танец удивителен тем, что он позволяет раскрыть себя. Танцующие владеют необычайной способностью к перевоплощению. Они могут измениться до неузнаваемости и не только благодаря костюму, прическе и макияжу, но и таланту, воле, собранности. Помимо музыкальности и определенной техники каждого отличают свой стиль, своя манера, своя индивидуальность. «В танце можно увидеть все человеческие качества исполнителя, — считает танцор-профессионал Игорь Кандрашов. — Покажи мне, как ты движешься под музыку, и я скажу, кто ты. Если человек груб, то и хореография его поверхностна».
Следовательно, воспитательная работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок, концертов, экскурсий по достопримечательным местам своего города, поездки-посещения культурных центров, а в школе — проведение различных форм работы, связанных с большой культурой: литературные, художественные, музыкальные, театральные... вечера, праздники, связанные с культурными датами, месячники, концерты художественной самодеятельности... Детская жизнь должна быть пронизана культурой в большой и малом. Хорошо сказано: «Наша разобщенность может быть соединена поэзией. Наша монотонность может быть разрушена музыкой. Наша разговорчивость может быть заменена молчанием»*.
Из кн.: Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., .1996. С. 103.
Глава V. Основы методики воспитания
Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах. «Имя Пушкина будет жить вечно», — утверждает Юля Локтионова из Курской области: