Системы образования слабослышащих
Специальное обучение
Эта форма образования слабослышащих детей в России представляет собой целостную и теоретически обоснованную систему. Объективными предпосылками ее становления явились: многолетний опыт обучения неслышащих детей, сложившийся еще в дореволюционных училищах, а позднее — в школах для глухих, и продолжительное изучение учащихся этих учреждений различными специалистами — педагогами, психологами, врачами, физиологами и др.
Преодоление особенностей развития детей с частичной слуховой недостаточностью достигается в условиях специально организованного образовательного процесса, обеспечивающего целостное воздействие на их личность и социального по своей направленности. Реальными условиями успешности специального обучения являются:
- наличие и использование сохранных анализаторов (зрительного, вестибулярного, двигательного, включая частично сохранный слуховой анализатор) для получения сенсорной информации разной модальности и компенсации дефекта;
- отсутствие органических поражений речевого аппарата;
- сохранность интеллектуальных способностей при уверенности в том, что наблюдаемые отклонения в познавательной деятельности обусловлены только слуховой недостаточностью и связанным с ней речевым недоразвитием;
- умение пользоваться в различных видах деятельности (игровой, трудовой, практической и т.д.) доступными формами общения, в том числе и спонтанно формируемой, элементарной словесной речью как средством общения, обозначения и обобщения результатов познания окружающего мира, способствующим накоплению знаний и представлений о нем.
Ведущий путь компенсации нарушенного развития слабослышащих детей — специально организованное, целенаправленное обучение словесной речи. Именно потому, что наиболее значимым фактором в структуре дефекта является речевое недоразвитие, обучение речи, учитывающее как особенности развития слабослышащих детей, так и собственно нарушения речи, рассматривается как основной путь компенсации.
Р.М.Боскис, А.Г.Зикеевым, К.В.Комаровым, К.Г.Коровиным, В.А. Синяком были разработаны и обоснованы принципы обучения языку учащихся, имеющих частичные нарушения слухового анализатора. Основополагающий среди них принцип коммуникативной направленности определяет практическую ориентированность всего процесса на обучение слабослышащих детей русскому языку. Коммуникативная направленность предусматривает усвоение языка (языкового материала, системных отношений, составляющих его основу) в процессе повседневного употребления в условиях общения как непосредственного, так и опосредованного — в виде чтения и письма.
Интегрированное обучение
Дети с незначительными потерями слуха могут учиться в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего вида. Как правило, это возможно при тугоухости легкой или средней степени, диагностика которой в ранние периоды жизни затруднена. В младенческом, раннем и дошкольном возрастах незначительное стойкое снижение слуха может маскироваться из-за неравномерности формирования и развития различных функций и потому не всегда выявляется своевременно. Ввиду слабой выраженности такие нарушения слуха зачастую не подвергаются необходимой коррекции: окружающие их не замечают, а ребенок на тугоухость не жалуется.
Отсутствие адекватной педагогической помощи в сензитивные периоды (раннее и дошкольное детство) ведет к возникновению вторичных нарушений, что в совокупности определяет характер
негативных последствий в развитии детей. Поэтому требуется пристальное внимание родителей, врачей и педагогов к состоянию слуха ребенка раннего и дошкольного возраста. Без своевременного оказания необходимой коррекционно-педагогической помощи влияние незаметного слухового дефекта на его психическое развитие может нарастать и с началом обучения проявиться в самых различных формах школьной дезадаптации. Из-за отклонений в развитии речи слабослышащие дети сталкиваются с определенными трудностями при овладении грамотой, при выполнении письменных работ, при восприятии объяснений учителя.
Успех интегрированного обучения таких детей во многом зависит от качества их собственной речи и от навыков восприятия речи окружающих. Не менее значимыми факторами являются высокий в целом уровень речевого развития (лексического, синтаксического), обеспечивающий их готовность к интеграции, а также владение первоначальными умениями чтения и письма. При этом обучение в общеобразовательной среде должно предусматривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.
Предпосылками успешности обучения таких детей в условиях общеобразовательной среды являются:
- высокий уровень психофизического и слухоречевого развития, который максимально соответствует возрасту или близок к основным его показателям;
- сформированность личностных качеств ребенка, среди которых важны особенности его общения и такие свойства, как общительность, открытость и приветливость;
- готовность к овладению цензовой образовательной программой в сроки, предусмотренные образовательным учреждением;
- отсутствие дополнительных отклонений в развитии;
- стремление родителей активно участвовать в обучении ребенка и оказывать ему необходимую помощь;
- желание самого ребенка учиться вместе со слышащими детьми.
Т. В. Пелымская, Н.Д.Шматко и другие авторы подчеркивают,
что позитивные результаты обучения таких детей во многом зависят от учителя класса, оказывающего ребенку помощь в адаптации в образовательной среде и в коллективе слышащих детей. Педагогу необходимо обеспечить активное участие слабослышащих школьников в учебной деятельности, что требует от него определенных дополнительных усилий. Подобное руководство деятельностью детей в разных учебных ситуациях, оказание им помощи и поддержки требуют от педагога следующих действий:
- научения слабослышащего ребенка привычке смотреть на говорящего независимо от того, где он отвечает (у доски, с места), быстро переводить взгляд с одного говорящего ученика на другого;
- опережающей подготовки его к предстоящему изучению нового материала через систему продуманных домашних заданий;
- проверки понимания изучаемого материала по ходу урока (занятия) с помощью одного-двух вопросов по содержанию темы;
- использования различных по формам и по объему видов помощи;
- и, наконец, организации поддержки этого ребенка со стороны одноклассников.
И безусловно, позитивные результаты обучения таких детей зависят от доверительных отношений между педагогом и родителями.
Для достижения оптимальных условий восприятия учебного материала рекомендуется посадить слабослышащего ребенка за первую парту (стол) сбоку от педагога (справа от него), спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства одноклассников, учителя и ученика, отвечающего у доски.
Подготовка слабослышащих детей к предстоящему обучению и будущему пребыванию в среде слышащих — одна из основных задач специальной школы. В связи с этим на определенных этапах обучения может практиковаться перевод слабослышащих учащихся из коррекционных образовательных учреждений в общеобразовательные школы общего назначения. При этом учитываются желания и школьников, и их родителей. Для того чтобы такой перевод оказался возможным, прежде всего нужно, чтобы ученик достиг в процессе обучения достаточно высокого уровня общего и речевого развития, что позволило бы ему справляться с требованиями общеобразовательной программы.