Системы образования слабослышащих

Специальное обучение

Эта форма образования слабослышащих детей в России пред­ставляет собой целостную и теоретически обоснованную систему. Объективными предпосылками ее становления явились: много­летний опыт обучения неслышащих детей, сложившийся еще в дореволюционных училищах, а позднее — в школах для глухих, и продолжительное изучение учащихся этих учреждений различны­ми специалистами — педагогами, психологами, врачами, физио­логами и др.

Преодоление особенностей развития детей с частичной слухо­вой недостаточностью достигается в условиях специально органи­зованного образовательного процесса, обеспечивающего целост­ное воздействие на их личность и социального по своей направ­ленности. Реальными условиями успешности специального обу­чения являются:

- наличие и использование сохранных анализаторов (зритель­ного, вестибулярного, двигательного, включая частично сохран­ный слуховой анализатор) для получения сенсорной информации разной модальности и компенсации дефекта;

- Системы образования слабослышащих - student2.ru отсутствие органических поражений речевого аппарата;

- сохранность интеллектуальных способностей при уверенно­сти в том, что наблюдаемые отклонения в познавательной дея­тельности обусловлены только слуховой недостаточностью и свя­занным с ней речевым недоразвитием;

- умение пользоваться в различных видах деятельности (игро­вой, трудовой, практической и т.д.) доступными формами обще­ния, в том числе и спонтанно формируемой, элементарной сло­весной речью как средством общения, обозначения и обобщения результатов познания окружающего мира, способствующим на­коплению знаний и представлений о нем.

Ведущий путь компенсации нарушенного развития слабослы­шащих детей — специально организованное, целенаправленное обуче­ние словесной речи. Именно потому, что наиболее значимым фак­тором в структуре дефекта является речевое недоразвитие, обуче­ние речи, учитывающее как особенности развития слабослыша­щих детей, так и собственно нарушения речи, рассматривается как основной путь компенсации.

Р.М.Боскис, А.Г.Зикеевым, К.В.Комаровым, К.Г.Корови­ным, В.А. Синяком были разработаны и обоснованы принципы обучения языку учащихся, имеющих частичные нарушения слу­хового анализатора. Основополагающий среди них принцип ком­муникативной направленности определяет практическую ориен­тированность всего процесса на обучение слабослышащих детей русскому языку. Коммуникативная направленность предусматри­вает усвоение языка (языкового материала, системных отноше­ний, составляющих его основу) в процессе повседневного упо­требления в условиях общения как непосредственного, так и опо­средованного — в виде чтения и письма.

Интегрированное обучение

Дети с незначительными потерями слуха могут учиться в дошкольных и школьных образовательных учреждениях общего вида. Как правило, это возможно при тугоухости легкой или сред­ней степени, диагностика которой в ранние периоды жизни за­труднена. В младенческом, раннем и дошкольном возрастах незна­чительное стойкое снижение слуха может маскироваться из-за неравномерности формирования и развития различных функций и потому не всегда выявляется своевременно. Ввиду слабой выра­женности такие нарушения слуха зачастую не подвергаются необ­ходимой коррекции: окружающие их не замечают, а ребенок на тугоухость не жалуется.

Отсутствие адекватной педагогической помощи в сензитивные периоды (раннее и дошкольное детство) ведет к возникновению вторичных нарушений, что в совокупности определяет характер

негативных последствий в развитии детей. Поэтому требуется при­стальное внимание родителей, врачей и педагогов к состоянию слуха ребенка раннего и дошкольного возраста. Без своевремен­ного оказания необходимой коррекционно-педагогической помо­щи влияние незаметного слухового дефекта на его психическое развитие может нарастать и с началом обучения проявиться в са­мых различных формах школьной дезадаптации. Из-за отклоне­ний в развитии речи слабослышащие дети сталкиваются с опре­деленными трудностями при овладении грамотой, при выполне­нии письменных работ, при восприятии объяснений учителя.

Успех интегрированного обучения таких детей во многом зави­сит от качества их собственной речи и от навыков восприятия речи окружающих. Не менее значимыми факторами являются вы­сокий в целом уровень речевого развития (лексического, синтак­сического), обеспечивающий их готовность к интеграции, а так­же владение первоначальными умениями чтения и письма. При этом обучение в общеобразовательной среде должно предусмат­ривать сохранение физического и психического здоровья ребенка.

Предпосылками успешности обучения таких детей в условиях общеобразовательной среды являются:

- высокий уровень психофизического и слухоречевого разви­тия, который максимально соответствует возрасту или близок к основным его показателям;

- сформированность личностных качеств ребенка, среди кото­рых важны особенности его общения и такие свойства, как общи­тельность, открытость и приветливость;

- готовность к овладению цензовой образовательной програм­мой в сроки, предусмотренные образовательным учреждением;

- отсутствие дополнительных отклонений в развитии;

- стремление родителей активно участвовать в обучении ре­бенка и оказывать ему необходимую помощь;

- желание самого ребенка учиться вместе со слышащими детьми.
Т. В. Пелымская, Н.Д.Шматко и другие авторы подчеркивают,

что позитивные результаты обучения таких детей во многом зави­сят от учителя класса, оказывающего ребенку помощь в адапта­ции в образовательной среде и в коллективе слышащих детей. Пе­дагогу необходимо обеспечить активное участие слабослышащих школьников в учебной деятельности, что требует от него опреде­ленных дополнительных усилий. Подобное руководство деятель­ностью детей в разных учебных ситуациях, оказание им помощи и поддержки требуют от педагога следующих действий:

- научения слабослышащего ребенка привычке смотреть на го­ворящего независимо от того, где он отвечает (у доски, с места), быстро переводить взгляд с одного говорящего ученика на другого;

- опережающей подготовки его к предстоящему изучению но­вого материала через систему продуманных домашних заданий;





- проверки понимания изучаемого материала по ходу урока (занятия) с помощью одного-двух вопросов по содержанию темы;

- использования различных по формам и по объему видов по­мощи;

- и, наконец, организации поддержки этого ребенка со сторо­ны одноклассников.

И безусловно, позитивные результаты обучения таких детей зави­сят от доверительных отношений между педагогом и родителями.

Для достижения оптимальных условий восприятия учебного материала рекомендуется посадить слабослышащего ребенка за пер­вую парту (стол) сбоку от педагога (справа от него), спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства однокласс­ников, учителя и ученика, отвечающего у доски.

Подготовка слабослышащих детей к предстоящему обучению и будущему пребыванию в среде слышащих — одна из основных задач специальной школы. В связи с этим на определенных этапах обучения может практиковаться перевод слабослышащих учащихся из коррекционных образовательных учреждений в общеобразова­тельные школы общего назначения. При этом учитываются жела­ния и школьников, и их родителей. Для того чтобы такой перевод оказался возможным, прежде всего нужно, чтобы ученик достиг в процессе обучения достаточно высокого уровня общего и рече­вого развития, что позволило бы ему справляться с требованиями общеобразовательной программы.

Наши рекомендации