Диагностика готовности ребенка к школе
1. Необходимость преемственности. Преемственность в системе дошкольного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку.
Для успешного функционирования системы»детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя этими социальными институтами. Преемственность – основная форма связи между детским садом. в школе.
Задачи преемственности:
1. обеспечить должный уровень готовности детей к обучению в школе;
2. воспитывать у ребенка эмоционально – положительное отношение к школе;
3. обеспечить непрерывность в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка; обеспечить успешную адаптацию ребенка к школе (Т.И. Бабаева, В.С. Мухина, О. В. Пастюк, Н. Чуткина, С.А. Якимчук). У Т.И. Бабаевой в книге «У школьного порога» (1993) даны правила безболезненной адаптации: верить в лучшее в ребенке, подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», уметь общаться с ним.
Направления работы ДОУ по установлению преемственности со школой: содержание, методы, формы обучения. Для этого создается совместный план работы воспитателя и учителя первого класса школы. План включает содержание совместной работы воспитателя и учителя, а также ознакомление детей со школой.
Планом предусматривается взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с содержанием и методами работы. Во второй части плана – ознакомление детей со школы – планируется посещение детьми старшего возраста той школы, в которой они могут учиться в дальнейшем. После посещения школы проводятся беседы с детьми, повторные экскурсии в класс, школу, дети принимают участие в торжественной церемонии первого дня нового учебного года, организуются сюжетно – ролевые игры «Школа», «Библиотека», проводятся встречи в детском саду с начинающими школьниками. Вся работа планируется в течение года.
В методическом письме Минобразования РФ от 25.03.94 г. №333 – М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» раскрыты основные положения преемственности, обеспечивающей общую готовность ребенка, а именно: развитие познавательной активности будущего ученика, способностей решения творческих и других задач, наличие творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка, развития коммуникативности.
Средством обеспечения преемственности служат педагогические технологии непрерывного (дошкольного – начального общего) образования.
Варианты взаимодействия ДОУ с общеобразовательными учреждениями.
Наличие лицензий на реализацию нескольких образовательных программ: дошкольного образования и начального общего в учебно – воспитательном учреждении «школа – детский сад».
Начальные классы ОУ размещаются в ДОУ. Объединение ОУ в комплексы. Взаимодействие ДОУ осуществляется на основе заключения договоров о сотрудничестве по различным направлениям их образовательной деятельности с другими ОУ.
Основные линии преемственности при различных вариантах взаимодействия ДОУ с ОУ (общеобразовательные учреждения): преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.
В условиях модернизации образования, перехода на 12- летний срок обучения остро ставится вопрос об особенностях шестилетних детей. происходят изменения в системе отношений взрослого к ребенку и ребенка к самому себе, становления его «образа Я» и общей самооценки, изменения социальной ситуации развития, безболезненного разрешения кризиса 7 лет, готовности детей к школьному обучению. Готовность к школе не конечный результат, а постоянно, динамично развивающаяся система, способствующая возникновению новых качеств, свойств, черт личности.
Сегодня разработана Комплексная программа педагогической поддержки адаптации младших школьников в образовательно – развивающей среде (2007). В современной психолого – педагогической литературе школьная адаптация трактуется как сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Поэтому Комплексная программа базируется на особенностях, характерных именно для детей этого возраста: общении со сверстниками как ведущей потребности; преобладании чувств над всеми остальными личностными качествами.
В программе учтено то, что самостоятельная совместная деятельность младших школьников часто распадается из – за несформированности способов сотрудничества, тактичного воздействия друг на друга, умения прийти к общему согласию, поддержать сверстника, отсутствия ориентиров на состояние партнера. Данная программа направлена на формирование и развитие навыков, которые помогут первоклассникам преодолеть проблемы, возникающие в процессе школьной адаптации.
Задачи Комплексной программы заключается в:
1. развитие способности ребенка принимать совместные с одноклассниками решения;
2. развитие самостоятельности и повышения уровня самооценки младшего школьника;
3. формирование позитивного отношения к одноклассникам и ученикам других классов и чувств своей принадлежности к классу и школе в целом;
4.развитие коммуникативных способностей в процессе социальной адаптации детей;
5. умение адекватно реагировать в различных критических ситуациях (учебных, игровых, бытовых, угрожающих жизни и здоровью детей).
Программа позволяет учителю наладить содержательные, деловые отношения между детьми и не подменять своими указаниями и воздействиями, то, что дети могут решить самостоятельно.
Прогнозируемые результаты:
1. уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психоф2 физиологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе;
2. формирование комфортной образовательной среды, оказывающей позитивное влияние на процесс школьной адаптации.
Критерии оценки эффективности использования Комплексной программы:
1. снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников;
2. эмоциональное благополучие ребенка в классе;
3. развитие коммуникативных навыков и творческих способностей младших школьников;
4. выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся.
В целях реализации Комплексной программы учителем начальной школы используются технологии социоигровых уроков, ТРИЗ – технологии, игры и упражнения.
2. Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах. Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.
Физическая готовность — это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно-гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. неподготовленность к школе как фактор препятствует освоению ребенком задач школьного обучения.
Переход ребенка в школу - новый этап в его развитии, связанный с изменением "социальный ситуации развития", личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом 7 лет, Результатом подготовкиявляется готовность к школе, готовность к школе - внутренняя позиция, направленная на достижения, присущие школьникам.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Специальная подготовка- это приобретение ребенком знаний и умений обеспечивающих ему успешное овладение содержанием обучения в первом классе школы.
В содержание понятия "общая подготовка (готовность)» входит психологическая, нравственно – волевая, физическая подготовка. Психологическая готовность включает интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно – волевую, личностную готовность, а так же достаточный уровень развития зрительно – моторной координации. Врачи рассматривают школьную зрелость как определенный уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму.
Педагоги используют термин «готовность ребенка к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая.
Специальная готовность включает включает развитие речи, знание основ математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем мире
Готовность ребенка к школьному обучению – уровень развития ребенка, обеспечивающий устойчивость и успешность школьного обучения. Компонентами готовности являются:физическая, трудовая, готовность в сфере общения, интеллектуальная, нравственная, эстетическая..
Базовую основу составляет физическая готовность, предполагающая высокий уровень здоровья, основных движений, физических качеств, высокую работоспособность, низкую утомляемость. Показатели физической подготовленности разработаны А.В. Кинеман, Д.В. Хуляевой, Т.И. Осокиной, в образовательных программах «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» даны содержательные характеристики физической готовности по возрастным группам. В содержании интеллектуальной готовности выделяется уровень компетентности, умственных способностей, навыков учебной деятельности, культуры умственного труда.
Социально – нравственная готовность включает: готовность к сфере общения, новой позиции школьника, социальному статусу (ученик), другому образу жизни.
Коммуникативная готовность – умение детей строить свои отношения со взрослыми и сверстниками. Педагогическими условиями являются: организация различных видов и форм общения ребенка с взрослыми и детьми. Развитие произвольности поведения, изменение позиции ребенка по отношению к взрослому и детям.
Формирование социально – нравственной готовности предполагает учет типа поведения детей в условиях обучения – переход от игровой ситуации общения со взрослыми к коммуникативной.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу октябрят и пионеров: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотивов учения. Показателями мотивационной готовности: желание идти в школу, осведомленность о школе как социальном институте, ярко выраженный познавательный интерес, позитивное отношение к школе, учителю, будущей деятельности.
Формирование мотивов тесно связано с развитием устойчивых, познавательных интересов, формирование усилий при выполнении задания, подкрепленным положительной оценкой взрослого, созданием общего психологического пространства взрослых и детей. Педагогические условия предполагают: поддержание и развитие любознательности ребенка, знаний о школе, школьном учителе, учебной деятельности, направление интереса детей на самостоятельную работу, близкой к учебе. Педагог стремиться к созданию «предучебной деятельности» (Л.А. Венгер) в предметно – развивающей среде группы, в которой должна быть специальная атрибутика, связанная со школьной тематикой.
Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребенка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно-образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».
В подготовительной группе значительно повышается требовательность к четкому выполнению детьми режима дня. Если они длительное время посещают детский сад, то у них уже выработалась привычка к занятию одними и теми же видами деятельности в определенное время. Дети хорошо знают их содержание и особенности, подготовлены к их выполнению.
Главная задача воспитателя — усилить контроль и помощь детям в качественном и своевременном выполнении заданий, требовать обязательного достижения каждым ребенком поставленных перед ним целей. Усложнение содержания их деятельности в подготовительной группе должно сочетаться с более высокой эффективностью ее осуществления.
Важно, чтобы дошкольники умели распределять свою деятельность во времени, не раскачиваясь приниматься за работу, выполнять ее в нужном темпе и вовремя завершать. Детей, не приученных в предыдущих возрастных группах к нужному для той или иной деятельности темпу, воспитатель вынужден торопить, а поспешное завершение работы снижает ее качество.
В подготовительной группе детского сада продолжается работа по формированию самостоятельности у детей. Самостоятельность характеризуется наличием необходимых для той или иной деятельности знаний, умений и навыков, сознательным отношением к ней, условиям, складывающимся в процессе ее осуществления, к полученным результатам. Развитие самостоятельности в дошкольном детстве является важной основой успешного обучения ребенка в школе.
Учебная деятельность, выполнение домашних заданий занимают большую часть дня первоклассника. Собирается ли он в школу, занимается ли на уроке, или выполняет первые общественные поручения — везде необходимо проявление самостоятельности. Утром он сам делает гимнастику, не забывает взять все необходимое для школы. Навык самостоятельной работы помогает ему справляться с заданиями в классе, но особенно он необходим при выполнении домашних заданий. Первоклассник должен уметь планировать и контролировать свою работу, замечать свои достижения и видеть недостатки; использовать опыт, приобретенный при выполнении одних задач, для решения других. Эти требования определяют задачи развития самостоятельности у детей подготовительной к школе группы.
К седьмому году жизни у дошкольников накапливается определенный опыт проявления самостоятельности в отдельных видах деятельности. Например, в самообслуживании, труде в природе уровень ее уже достаточно высок, в то время как развитие этого качества личности в учебной и игровой деятельности по-прежнему требует неустанного внимания воспитателя.
Дети подготовительной группы должны уметь самостоятельно выполнять отдельные поручения: организовать группу сверстников для ремонта книг, выступить в роли помощника воспитателя на прогулке, провести подвижную игру и т. п. Дети вполне справятся с такими поручениями, если их подготовить, показать и рассказать, как это делать. За успешное выполнение поручения ребенка необходимо поощрить.
Руководя развитием самостоятельности у детей, воспитатель учит их без напоминания, помощи и контроля решать поставленную задачу, сознательно относиться к выполняемой работе, контролировать свои действия.
Развитие самостоятельности связано с усложнением мотивов деятельности. В подготовительной группе мотивация ее проявляется, например, в том, что ребенок хочет не только нарисовать хорошо, как учит воспитатель, но и получить высокую оценку, утвердиться в правильности решения задачи.
Дети оценивают результат своей деятельности, сравнивая его с результатами деятельности сверстников. К концу пребывания в детском саду они приобретают достаточный опыт анализа выполненного задания, умеют критически отнестись к сделанному. Формирование у дошкольников самостоятельности в детском саду осуществляется во всех видах деятельности под руководством воспитателя.
Выполнение программы физического воспитания детей предусматривает не только решение общих его задач, но и формирование устойчивых привычек к различным видам закаливания, потребности в выполнении утренней гимнастики и физических упражнений, стремления к совершенствованию движений, умения проводить их со своими сверстниками. Важно обеспечить выполнение двигательного режима, который способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение доступных им по возрасту движений, формирует выносливость организма. Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — препятствует успешному решению задач физического воспитания, создает неблагоприятные условия для умственного развития детей, понижает их интеллектуальную активность и работоспособность.
В работе с детьми подготовительной к школе группы особое место занимают спортивные виды физических упражнений. Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание требуют участия разных групп крупной мускулатуры, дают хорошую физическую нагрузку.
Если ребенок в дошкольном возрасте освоит эти виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма. Обучение детей спортивным видам физических упражнений является особым разделом работы, осуществление которого требует от воспитателя владения техникой катания на лыжах, коньках и т. д. и, конечно, методикой обучения детей этим видам движений.
В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. В ней совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений; таких результатов в других условиях, вне игры, он, возможно, и не добился бы. Чередование игр с различными видами упражнений — важное условие равномерного развития всех движений.
Большое место в физическом воспитании детей отводится прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы. К подготовке прогулки воспитатель привлекает самих дошкольников. Например, вместе с ними проверяет готовность лыж, коньков, готовит флажки, ленточки для катания с горы на санках, лопаты для снежных построек. Разговоры с детьми о содержании прогулки (чем будем заниматься, во что играть, что возьмем с собой, как лучше организовать игру и т. д.) учат детей обдумывать предстоящую деятельность, планировать ее. Можно предложить отдельным ребятам рассказать, что они будут делать на прогулке, что им для этого потребуется. Такая работа способствует формированию навыка планирования выполнения заданий.
Воспитатель заботится о полноценном, достаточном сне детей, являющимся профилактикой преждевременного нервного переутомления. Сообщает родителям о желательности дневного сна и для первоклассников.
Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет воспитателю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность.
Воспитателю надо хорошо знать детей своей группы, их возможности, способности. Одни из них внимательны, хорошо понимают его указания и ориентируются в них, другие не выслушивают их до конца; некоторые дети, прежде чем приступить к выполнению задания, обдумывают его, другие приступают к работе поспешно; одни дети занимаются с удовольствием, проявляют интерес к знаниям, другие пассивны и занимаются потому, что все это делают, и т. д. Завышенные или заниженные требования гасят познавательные интересы детей, препятствуют формированию элементов учебной деятельности. Воспитатель, проводя занятия, учитывает индивидуальные особенности дошкольников, уровень их знаний и умений. Например, одним детям он дает задание составить творческий рассказ по картине, других, которым такая задача на данном этапе сложна, привлекает к составлению описательных рассказов.
Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает постепенное усложнение умственных задач, способов их выполнения. Например, детям, не умеющим составлять описательный рассказ, педагог дает его план, а потом предлагает выполнить задание самостоятельно. Если он чаще всего ориентируется на детей более активных, а робкие, медлительные остаются вне его внимания, то это порождает у последних пробелы в знаниях, умениях, затормаживает их развитие. Такие дети с трудом усваивают программу I класса, не справляются с требованиями, которые предъявляет школа к умственной деятельности ученика. Уделяя же мало внимания дошкольникам, которые хорошо и быстро усваивают материал, не давая им заданий, побуждающих активно мыслить, действовать, педагог затормаживает их развитие, в результате у них пропадает интерес к знаниям.
В работе с детьми подготовительной группы определенную специфику приобретает использование наглядных методов и приемов обучения: воспитатель в большей мере применяет их для активизации мыслительной деятельности, а не для формирования способов действий. Так, показ образца чаще всего используется для напоминания ребенку о прежнем опыте, для оживления образов памяти, воображения. Например, на занятии по изобразительной деятельности дети раскрашивают дымковскую игрушку, вылепленную из глины. В качестве образца им даются хорошо знакомые кировские орнаменты. Вместе с детьми педагог рассматривает особенности орнамента, способы его выполнения, а затем предлагает им придумать узор и правильно его нарисовать. В конце занятия все вместе рассматривают работы, критически оценивают их.
В другом случае образец (игрушка, картина, муляж) дается детям по окончании работы — для сравнения с ним своей поделки, проверки правильности выполнения задания. Если они делают это постоянно, то у них формируется самоконтроль, умение слушать указания воспитателя и руководствоваться ими, наблюдать, сравнивать, действовать самостоятельно, делать соответствующие выводы.
Следует отметить, что в работе с детьми подготовительной к школе группы большое значение имеют словесные методы обучения (рассказ воспитателя, беседа, включающая заранее продуманные вопросы и др.). Педагог внимательно относится к выбору словесных методов, правильному их сочетанию с другими (наглядными, практическими), с тем чтобы процесс обучения был наиболее активным, а знания усваивались осознанно.
В подготовительной группе сохраняют свою значимость игровые приемы (игры-упражнения, игры-драматизации, подвижные игры, загадки и т. д.). Особое место отводится дидактическим играм. Учебная задача, поставленная в игровой форме, делает для ребенка понятной цель получения знаний, это повышает произвольное внимание, активизирует деятельность, развивает познавательные интересы.
Большое значение в осуществлении принципа развивающего обучения имеет руководство воспитателя процессом выполнения задания, его оценка. При оценке работы он должен интересоваться не только ее результатом (рисунком, аппликацией, составленным рассказом и т. д.), но и умственными усилиями, затраченными ребенком, его старанием, самостоятельностью, увлеченностью делом. Правильная оценка всегда является воспитывающей. Важно также учитывать уровень овладения ребенком данным видом деятельности, чтобы не только лучше видеть его продвижение, но и сказать ему об этом. Обдуманный анализ, проводимый в тактичном тоне, поможет дошкольнику понять свои успехи и ошибки, добиваться лучших результатов.
Анализ и оценка работ вместе с исполнителями способствует формированию у них важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т. д.). Обучая детей умению анализировать ответы сверстников и результаты собственной работы, педагог вначале дает им образец анализа, затем предлагает его план, далее вместе с ними составляет подобный план, и, наконец, они самостоятельно анализируют работу товарищей и оценивают ее. В других случаях он предлагает дошкольнику рассказать о том, что он узнал, как выполнял работу. Это очень важный путь формирования самоконтроля.
В подготовительной к школе группе предъявляются повышенные требования к организации деятельности детей на занятиях. Продуманное, целесообразное расположение материалов, соблюдение последовательности отдельных этапов выполнения работы способствуют формированию навыков умственного труда. Поэтому детей учат подготавливать рабочее место в зависимости от содержания и характера предстоящей деятельности, правильно пользоваться пособиями и оборудованием, планировать свою работу, соблюдать последовательность ее выполнения, рационально использовать время, работать в определенном темпе и т. д. Повышаются требования и к поведению детей на занятиях: правильно сидеть, быть подтянутым, внимательно слушать, не перебивать другого, дополнять ответ товарища и пр.
В подготовительной группе усложняется программа нравственного и трудового воспитания детей,формирования их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; усиливается работа по воспитанию гражданских чувств. Формируя нравственный опыт ребенка, воспитатель в большей степени опирается на понимание им норм и правил поведения, упражняет его в нравственно полезных поступках, учит самостоятельно решать этические задачи в конкретных повседневных ситуациях (помочь сверстнику, остановить обидчика, предотвратить конфликт и т. д.). Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, он создает необходимые условия для формирования системы взаимоотношений с окружающими их людьми.
Более сложной становится и организация коллективного труда. Дети могут работать по бригадам под руководством бригадира, назначенного воспитателем или выбранного дошкольниками. Необходимо, чтобы через бригадирство прошли все дети, так как это воспитывает у них чувство ответственности за группу товарищей, порученное дело, создает возможность проявлять коллективизм, внимание, чуткость, входить в разнообразные контакты с участниками совместного труда (например, помочь понять ошибку, дать совет, сделать замечание сверстнику, поступившему неправильно и т. д.). Используется и такая организация труда, как длительные дежурства (по столовой, занятиям, уголку природы) с последующими отчетами детей.
После экскурсии в библиотеку, бесед о работе врача или чтения соответствующих художественных произведений можно ввести на какой-то отрезок времени дежурство по уголку книги, дежурства санитаров с целью закрепления представлений, новых умений и воспитания интереса к тем знаниям, которые дошкольникам сообщались.
Правильно поставленное трудовое воспитание в подготовительной к школе группе во многом способствует успеху обучения в начальных классах.
Однако нельзя забывать, что основной деятельностью детей подготовительной группы остается игра. Тематика игр расширяется, усложняется структура игровой деятельности, совершенствуется руководство развитием контактов, взаимоотношений в игре.
Заботясь о полноценной подготовке детей к школе, педагог помогает родителям организовать правильный режим жизни ребенка в семье, знакомит их с примерным объемом знаний, который должен иметь дошкольник при поступлении в школу, с тем, как развивать у него память, внимание, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, с требованиями, предъявляемыми к учебной деятельности ребенка в I классе, рассказывает о возможностях умственной нагрузки детей, об отношении к результатам их труда.
Показатели трудовой готовности: объем детских представлений о труде взрослых, положительное отношение к различным видам труда, уровень трудовой деятельности (наличие целеполагания, планирования, умений, способов контроля). В исследованиях Л.И. Сайгушевой введен термин «трудовая активность», показателями которой являются – инициативность, готовность к труду, осознание необходимости трудиться на благо других людей, удовлетворенность процессом труда и его результатом. В ДОУ важно создать условия для использования элементарной трудовой деятельности как средства подготовки к школе, к будущей социально – значимой деятельности. В программах «Радуга», «Детство», «Истоки» рекомендуется знакомить детей с правилами пользования орудиями труда, техникой безопасности.
Показатели эстетической готовности: уровень эстетического восприятия, чувств, сознания; наличие умений не только видеть и понимать, но и создавать прекрасное; наличие творческих способностей; эмоциональное отношение к природному окружению, дизайну быта. В программах «Детство»,, «Истоки» конкретизированы показатели эстетической готовности в музыкальной, изобразительной, художественно – продуктивной, театрализованной деятельности.
Родители должны знать, что и как надо читать детям, как относиться к их играм. Воспитатель рекомендует приобрести настольно-печатные игры, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитию органов чувств, мышления, речи, содействующие уточнению представлений об окружающей действительности.
Педагог сообщает родителям, какие требования предъявляет школа к поведению ребенка, рекомендует, на что им следует обратить особое внимание, что предпринять: о чем беседовать с детьми, что им читать, как использовать в воспитательных целях различные произведения искусства.
Важно, чтобы в итоге этой работы у родителей сложилась система знаний о подготовке детей к школе.
4. Основные идеи готовности ребенка к школе в исследованиях:развитие самостоятельности (К.П. Кузовкова, Г.Н. Година), формирование ответственности (К.С. Климова), уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым (Н.С. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре), а также наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская), способности к произвольным действиям (З.М. Истомина), умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.И. Иванкова), общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская), развитие личностных качеств: честность, умелость, оптимизм (Е.В. Субботский, Л.И. Пеньевская и др.). диагностические методики использовали в педагогическом процессе И.А. Зимняя, Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова, Н.И. Гуткина, Г.А. Урунтаева.
Диагностика готовности ребенка к школе проводится специалистом – психологом и педагогом по специально подобранным методикам. Существует много пособий для проведения диагностики: «Диагностика умственного развития дошкольников» Л.В. Венгера, В.В. Холмовской; «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте».
План работы по преемственности детского сада и школы