Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР

Детские рисунки позволяют судить о состоянии изобразительных и сен-сомоторных способностей, об уровне их знаний и представлений об окружаю-щем мире. В рисунках дети отображают наиболее часто встречающиеся и ха-рактерные, по их представлению, признаки предметов. Таким образом, в изоб-разительной продукции отражается степень обобщенности зрительных предс-тавлений, их осознанность и способность ребенка к выделению существенных признаков предметов.

Специальные исследования изобразительных способностей ребенка поз-волили выделить три главных компонента, составляющих основу изобразите-льных навыков: зрительное восприятие; произвольная графическая активность; зрительно-моторная координация. Признавая значение всех трех компонентов для овладения изобразительными навыками, различные исследователи склонны подчеркивать значение какого-либо одного из них. Важно на разных этапах он-тогенеза изобразительной деятельности выделять ведущее звено, которое игра-ет организующую роль в соответствующей функциональной системе и в коне-чном счете определяет качество рисунка. Н.П. Сакулина отмечала, что дети до 5 лет почти не пользуются зрительным контролем за графическими движения-ми. По мнению З.В. Денисовой, кинестетическая афференция играет ведущую роль в изобразительных навыках младших дошкольников, что, по Е.А. Флери-ной, проявляется в доминировании ощущений, получаемых от акта рисования, над зрительным контролем за изобразительными действиями. В этом возрасте бедность изобразительной продукции вызвана разрывом, слабой связью между сенсорной и моторной сторонами процесс рисования.

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР пока не получи-ли систематического отражения в научной литературе, можно найти лишь от-дельные указания на своеобразие рисунков детей с ЗПР, дефектность большин-ства сенсомоторных компонентов процесса рисования.

Е.А. Екжанова провела исследования, являющиеся попыткой анализа про-цесса формирования изобразительной деятельности детей с ЗПР с позиций дея-тельностного подхода, разрабатываемого в русле концепции А.Н. Леонтьева.

Для большинства дошкольников с ЗПР характерно снижение интереса, а для некоторых – отсутствие интереса к процессу и результатам изобразитель-ной деятельности.

К 6-летнему возрасту практически у всех детей предметный рисунок сфо-рмирован, однако, в большинстве случаев он упрощен, схематичен, является ярко выраженным штампом. Изображения мелкие, невыразительные, не соот-несенные с краем листа или с изображением земли на нем, даже если она четко обозначена. Нарисованные предметы зачастую переданы лишь контурной ли-нией, которая выполнена неуверенно, нечетко, часто выходит за границы кон-тура.

У многих детей с ЗПР недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как набрать краску, как промыть и осушить кисть, как вести по бумаге. Вызывает затрудне-ния прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашива-ния.

В 6-летнем возрасте дети с ЗПР способны осуществлять преднамеренный выбор цвета, однако его мотивация либо отсутствует, либо определяется тем, «чтоб красиво было», то есть соответствует мотивации нормально развиваю-щихся дошкольников более младшего возраста. В процессе рисования больши-нство детей используют и карандаш, и краски основных цветов, практически не меняя их в процессе работы.

Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка, так как дети не умеют формулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации. У большинства детей сюжетный рисунок совершенно не развит – они изображают лишь отдельные элементы сюжета, не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Элементы сюжетного рисунка обычно располагаются на краю листа, эти имеют ряд пропорциональных и композиционных особен-ностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развиваю-щихся сверстников. Например, дети с ЗПР очень часто цветы, деревья и дома изображают одинаковой величины, не учитывают пространства листа бумаги и располагают рисунок лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа.

Тематическое разнообразие сюжетных рисунков детей с ЗПР обычно ог-раничиваются 3 - 4 наиболее привычными темами, при этом они никогда не вводят в сюжетную композицию действующий субъект. У детей с ЗПР практи-чески отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжет-ного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР.

Для преодоления названных недостатков изобразительной деятельности необходима специальная организация обучения, в ходе которого должно осу-ществляться эстетическое, нравственное, умственное воспитание дошкольни-ков с ЗПР.

Работа должна включать следующие направления:

- воспитание эмоционального отношения к процессу изображения и его результатам;

- работа над выразительностью рисунка;

- развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и их систематизация;

- формирование графических образов изображаемых предметов и преодоление шаблонных изображений;

- совершенствование тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации;

- развитие регулирующей и планирующей функций речи, обогащение словаря детей образной выразительной лексикой.

Работу целесообразно проводить в два этапа – подготовительный и этап формирования сюжетных изображений.

Задачи подготовительного этапа:

- формирование у ребенка эмоционального отношения к изображаемому предмету или явлению;

- формирование умения передавать это отношение с помощью цвета;

- овладение приемами анализа объекта на основе сочетания зрительного и осязательно-двигательного способов обследования предмета с выделением основных визуальных свойств и соотношений изображаемых предметов;

- обучение умению ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, рационально располагать на листе предметный рисунок.

Условия организации коррекционной работы:

1) Необходима тесная связь изобразительной деятельности с игрой, предметной деятельностью, накоплением жизненного опыта.

2) Целесообразно проводить игры на развитие наблюдательности, закреп-ление в словаре образов-представлений, имитационные подвижные игры; использовать упражнения, направленные на развитие мелкой ручной моторики, дифференциации движений.

3) В течение подготовительного этапа следует преодолеть пробелы преды-дущего воспитания (в младших группах детского сада) и по возможнос-ти сгладить различия в развитии изобразительных навыков у детей данной возрастной группы.

Задача второго этапа – формирование сюжетного рисунка, насыщение его смысловыми компонентами, развитие композиционной организованности рисунка.

На этом этапе у детей закрепляется умение изображать птиц и животных, деревья в разное время года;

- учатся рисовать и лепить фигуру человека в движении, передавать мимику человеческого лица;

- обогащаются представления о строении человеческого тела, о характерных занятиях людей в разные периоды года, связанной с этим спецификой одеж-ды; о профессиональных различиях людей и о возможностях отражения в рисунке профессиональной принадлежности врача, моряка, космонавта и др.

Рекомендации:

1. Важно создать условия, способствующие поддержанию у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности, формировать потребность в ней.

2. Необходимо формировать предпосылки данного вида продуктивной деяте-льности – развивать предметную, игровую и речевую деятельность, расши-рять запас сенсорных эталонов и образов-представлений, обогащать и систематизировать представления детей об окружающей действительности, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.

3. Целесообразно строить обучение с учетом концентрического типа изучения материала – в начале в предметных изображениях отрабатываются все основные элементы сюжетного рисунка или аппликации, затем осуществля-ется постепенный переход к более сложной целостной композиции.

4. В процессе обучения следует совершенствовать как техническую, так и выразительную стороны изобразительной деятельности.

5. При организации занятий, выборе материала и т.д. необходимо учитывать индивидуальные психологические, личностные особенности ребенка и уро-вень сформированности у него изобразительных навыков.

6. Необходимо подчеркивать роль ребенка как активного самостоятельного творца создаваемых изображений.

7. На всех этапах наблюдения за окружающей действительностью и обучения ее отображению должна быть активно задействована речь ребенка.

8. Следует создавать условия для закрепления усвоенных знаний и навыков в самостоятельной художественной деятельности детей.

В процессе правильно организованного обучения у детей формируются эмоционально окрашенное восприятие произведений изобразительного и деко-ративно-прикладного искусства, умение отображать в рисунках свои зритель-ные впечатления и представления о предметах и явлениях окружающей дейст-вительности.

Наши рекомендации