Методика определения самооценки
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а). желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;
б). желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «СТУЛЬЯ»;
в). Несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных;
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются радом с «именинником»,
3. Значимость социальных окружений:
а). количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;
б). преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) – значимая среда в общении;
в). Половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним.
В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты для дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «Стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимой информации, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом расположились только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а, может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (для детей)
Данный опросник используется в работе с детьми старше 5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитателя (учителя).
Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В 1 ЧАСТИ ИССЛЕДУЮТСЯ ОТНОШЕНИЯ Со сверстниками, во П – отношения в семье, в Ш – отношения с воспитателями, учителями, в 1У – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в У – исследуется рефернтная группа ребенка.
Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.
Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).
ВОПРОСЫ
1. часть
1. С КЕМ ТЫ ОБЫЧНО ИГРАЕШЬ?
2. С кем тебе нравится играть больше всего?
3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно
перевести в другую группу, то кого бы ты назвал?
4.если бы тебя перевели в другую группу, то кого бы ты взял с собой?
1. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?
2. С кем из детей ты бы хотел сидеть рядом?
3. С кем из детей ты не хотел бы сидеть радом?
4. КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ НЕ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?
5. КОГО ИЗ ДЕТЕЙ ТЫ ХОТЕЛ БЫ ПРИГЛАСИТЬ НА СВОЙ ДЕНЬ рождения?
6. С кем из детей ты хотел бы жить по-соседству?
П часть
1. С кем ты любишь играть дома?
2. С кем ты не любишь играть дома?
3. С кем ты любишь заниматься дома?
4. С кем ты не любишь заниматься дома?
5. С КЕМ ТЫ ЛЮБИШЬ СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР ДОМА?
6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?
7. С кем ты любишь гулять?
8. С кем ты любишь вместе обедать?
9. Если бы у тебя было два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?
10. На кого в семье ты хотел бы быть походим?
Ш часть
1. С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?
2. С кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?
3. С кем из воспитателей тебе интересно на прогулке?
4. С кем из воспитателей тебе не интересно на прогулке?
5. На кого из воспитателей ты хотел бы , чтобы были похожи другие воспитатели?
6. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?
7. Кто из воспитателей самый добрый?
8. Кто из воспитателей самый строгий?
9. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?
10. С кем из воспитателей тебе хотелось бы пойти на экскурсию?
1У часть
1. Тебе хочется побыть около воспитателя или поиграть с ребятами?
2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитателем или с ребятами?
3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя или у ребят?
4. Если ты отмечаешь день рождения всей группой, ты пригласишь воспитателя?
5. Если тебя воспитатель просит помочь, ты выполняешь с радостью или тебе это безразлично?
6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расскажешь об этом воспитателю или промолчишь?
7. Тебе нравится, когда тебя хвалят воспитатель или тебе это безразлично?
8. У воспитателя день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы или хочешь, чтобы это сделал кто-нибудь другой?
9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя, ты подойдешь к нему или вделаешь вид, что не заметил его?
10. Ты хотел бы быть похожим на своего воспитателя?
У часть
1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?
2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?
3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?
4. Кому ты расскажешь о своем секрете?
5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?
6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?
7. С кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?
8. С кем ты хотел бы поделиться конфетой?
9. На кого ты хотел бы быть похожим?
10. На кого ты не хотел бы быть похожим?
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ
ДОШКОЛЬНИКА
Теоретическая и практическая значимость изучении самосознания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использовании этой методики для диагностики самооценки ребенка.
Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из 5 ступеней (методика В.Г. Щур), где верхняя ступенька – позитивная оценка, а нижняя – негативная. Просят отметить крестиком на каждой ступеньке свое место «среди всех людей» по уровням, соответственно «Здоровья», «ума», «характера» «счастья», «красоты», «доброты», Считается, что отмеченные значения характеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки – «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта». (здоровый- больной, умный – глупый, хороший (характер) – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой, счастливый – несчастный).
Для дошкольников благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый красивый…) Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.
После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначение (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку – ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Можно добавлять или изменять названия уровня (например, большой – маленький)
Тест «Страхи в домиках»
(модификация М.А. Панфиловой)
Тест предназначен для диагностики страхов у детей и подростков.
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
Инструкция: В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай, в каком доме они будут жить. Дом мы закроем на замок, а ключ выбросим, и никогда страх из дома не выйдет!
Страхи:
1. когда остаешься дома один
2. нападения, бандитов
3. заболеть, заразиться
4. умереть
5. того, что умрут твои родители
6. каких-то людей
7. маму или папу
8. того, что они тебя накажут
9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, БАрмалея, Змея Горыныча, чудовищ
10. опоздать в детский сад
11. перед тем, как заснуть
12. страшных снов
13. темноты
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты)
18. когда очень глубоко (страх глубины)
19. маленькой, тесной комнаты, помещения, туалета(страх замкнутого пространства)
20. воды
21. огня
22. пожаров
23. войны
24. больших улиц, площадей
25. врачей (кроме зубных)
26. крови
27. уколов
28. боли (когда больно)
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Возрастные нормы (по А.И Захарову)
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст 3 года: - число страхов: 9 - у мальчиков, 7 – у девочек
Возраст 4 года: - число страхов: 7 - у мальчиков, 9 – у девочек
Возраст 5 лет: - число страхов: 8 - у мальчиков, 11 – у девочек
Возраст 6 лет: - число страхов: 9 - у мальчиков, 11 – у девочек
Возраст 7 лет: - число страхов: 9 - у мальчиков, 12 – у девочек
ВОЗРАСТНЫЕ особенности проявления страхов:
8 мес. – боязнь незнакомых людей
1,5 – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, боли, уколов.
После 1 года - страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины.
2 года – страх наказания со стороны родителей2, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.
Младший дошкольный возраст – страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст – страхи смерти, страх смерти родителей, страхи животных, страхи сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, войны. У девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием и сказочных персонажей.