Семинар 9. Психология личности и студенческого коллектива.
План семинарских занятий
Семинар 1. Образование как глобальный объект психологии высшей школы.
1. Предмет курса «Психология высшей школы». Цели и задачи высшего образования в рыночном обществе
2. Роль высшего образования в формировании профессионализма и компетентности
3. Гносеологические и онтологические проблемы образовательного процесса в условиях рыночной экономики
4. Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки
5. Современное развитие образования в РК
6. Основные тенденции и психологические принципы современного образования
Семинар 2. Краткий исторический очерк развития высшего образования.
1.История развития высшего образования за рубежом
2.История развития высшего образования в России
3.История развития высшего образования в Казахстане
Семинар 3. Система высшего образования.
1. Фундаментализация образования в высшей школе.
2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе.
3. Система высшего образования в Казахстане
4. Сравнительный анализ особенностей системы высшего образования в зарубежных странах.
5. Преимущества и недостатки традиционной системы высшего образования
6. Формирование индивидуализма, самостоятельности, рациональности, активности.
7. Тенденции высшего образования
Семинар 4. Особенности высшего образования в условиях кредитной системы обучения.
1. Кризис образования и его признаки.
2. Высшее образование в условиях кредитной системы обучения
3. Психологические барьеры на пути совершенствования образования.
4. Практика организации контрольно-оценочной деятельности в условиях кредитной системы обучения
Семинар 5 Психология познавательной деятельности в процессе обучения.
1. Мыслительная деятельность в процессе обучения
2. Мнемические процессы в обучении
3. Особенности внимания в процессе обучения
4. Проблема синтеза познавательных процессов (восприятие, память, мышление) как основа инновационных технологий обучения.
Семинар 6 Психология познавательной деятельности в процессе обучения.
1.Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности
2. Концепция личностно-ориентированного обучения.
3. Концепция деятельностно-ориентированного обучения.
4. Концепция проблемного и развивающего обучения.
Семинар 7 Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях.
1. Научные достижения и ключевые позиции в отношении практики преподавания в вузе.
2. Особенности педагогического опыта по улучшению учебного процесса.
3. Связь персонального педагогического опыта с проблемами психолого-педагогической науки и средствами их решения в практической деятельности преподавателя.
4. Общие основания разнообразных способов организации учебного процесса.
5. Психологические основы обучения в высшей школе.
6. Защитные механизмы психики в обучении.
Семинар 8 Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях.
1. Психологические и социально-психологические факторы, определяющие эффективность педагогического процесса.
2. Лекция как ведущая форма. Психологические особенности лекции.
3. Психологические особенности проведения семинарских занятий.
4. Развитие творческой активности и самостоятельности мышления студентов как центральная задача семинара
5. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.
6. Современные образовательные технологии.
7. Дистанционное обучение.
Семинар 9. Психология личности и студенческого коллектива.
1. Деятельность субъекта как основа развития и формирования личности.
2. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности в студенческом возрасте.
3. Развитие личности в юношеском возрасте.
4. Мотивация учения в студенческом возрасте.
5. Студенческий коллектив и его формирование. Лидерство. Конфликты.
6. Психологические свойства личности и их формирование в студенческом
возрасте.
7. Методы изучения межличностных отношений в студенческой группе.