Quot;Гамбургские" балеты Джона Ноймайера

Ноймайер поставил свыше 100 балетов, довольно часто сам оформлял свои постановки и выступал в качестве художника по костюмам.

Среди балетов, созданных им специально для гамбургской труппы:

на шекспировские сюжеты -

"Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети (1977 г. )

"Ромео и Джульетта" С. Прокофьева (новая версия, 1981 г. )

"Шекспировские любовники" на сборную музыку (фрагменты из балетов Дж. Ноймайера и Дж. Крэнко, 1985 г. )

"Отелло" на музыку А. Пярта, А. Шнитке и Н. Васконселос (1985 г. )

"Как вам это понравится" на музыку В. А.Моцарта (1985 г. )

"Вивальди, или что угодно" на музыку А. Вивальди (по мотивам комедии "Двенадцатая ночь, или что угодно" У. Шекспира, 1996 г. )

"Гамлет" на музыку М. Типпета (новая версия, 1997 г. )

на другие литературные и исторические сюжеты -

"Дон Кихот" на музыку Р. Штрауса (1979 г. )

"Вацлав" на музыку И. С.Баха (1979 г. )

"Сага о короле Артуре" на музыку Я. Сибелиуса, Х. В.Хенце и С. Микуса (1982 г. )

"Пер Гюнт" А. Шнитке (1989 г. )

"Одиссей" Г. Курупоса (1995 г., премьера состоялась в Афинах в зале "Мегарон")

"Нижинский" на музыку Н. Римского-Корсакова и Д. Шостаковича (2000 г. )

"Чайка" на музыку Д. Шостаковича, Э. Гленни, П. Чайковского и А. Скрябина (по мотивам одноименной пьесы А. Чехова, 2002 г. )

"Смерть в Венеции" на музыку И. С.Баха и Р. Вагнера (по мотивам одноименной новеллы Т. Манна, 2003 г. )

на классические и современные балетные партитуры -

"Спящая красавица" П. Чайковского (1978 г. )

"Иллюзиии - как "Лебединое озеро" на музыку "Лебединого озера" П. Чайковского (1976 г. )

"Жизель" А. Адана (1983 г. )

"История Золушки" на музыку балета "Золушка" С. Прокофьева (1992 г. )

бессюжетные, на музыку Малера, Баха и других композиторов -

"Детские сцены" на музыку Р. Шумана (1974 г. )

"Шуман" на музыку Р. Шумана и В. Кильмайера (1974 г. )

"Третья симфония" на музыку Г. Малера (1975 г. )

"Песни Рюккерта" на музыку Г. Малера (1976 г. )

"Струнный квартет до мажор Франца Шуберта" (1977 г. )

"Songfest" ("Песенный праздник") на музыку Л. Бернстайна (1979 г. )

"Век тревог" на музыку Л. Бернстайна (1979 г. )

"Эскизы к Страстям по Матфею" на музыку И. С.Баха (1980 г. )

"Страсти по Матфею" на музыку И. С.Баха (1981 г. )

"Бах-сюита № 3" на музыку И. С.Баха (1981 г. )

"Песни дождя" на музыку И. Брамса (1983 г. )

"Моцарт 338" (1984 г. )

"Шестая симфония" на музыку Г. Малера (1984 г. )

"Пятая симфония" на музыку Г. Малера (1989 г. )

"Реквием" на музыку В. А.Моцарта (1991 г., премьера состоялась на Зальцбургском фестивале)

"Весна и осень" на музыку А. Дворжака (1991 г. )

"Разрывы" ("Девятая симфония") на музыку Г. Малера (1994 г. )

"Танцы Бернстайна" на музыку Л. Бернстайна (1998 г. )

"Мессия" на музыку Г. Ф.Генделя и А. Пярта (1999 г. )

"Зимний путь" на музыку Ф. Шуберта (2001 г. )

Многие из перечисленных балетов затем были перенесены Джоном Ноймайером на другие сцены.

Среди балетов, поставленных им для других театров

Штутгартский балет

"Хайку" на музыку К. Дебюсси (1966 г. )

"Ночь" (Четвертая часть Третьей симфонии" на музыку Г. Малера (1974 г. )

"Дама с камелиями" на музыку Ф. Шопена (1974 г. )

"Трамвай "Желание" на музыку С. Прокофьева и А. Шнитке (1983 г. )

"Fratres" на музыку А. Пярта (1986 г. )

"Медея" на музыку Б. Бартока, А. Шнитке, И. С.Баха и М. Галассо (1990 г. )

Франкфуртский балет

"Петрушка" И. Стравинского (1970 г. )

"Поцелуй феи" на музыку П. Чайковского (1972 г. )

"Сумерки" на музыку А. Скрябина (1972 г. )

"Дон Жуан" на музыку К. В.Глюка (1972 г. )

"Священная" ("Весна священная") И. Стравинского (1972 г. )

Американский балетный театр (Нью-Йорк)

"Эпилог" ("Адажиетто") на музыку Г. Малера (для Наталии Макаровой и Эрика Бруна, 1974 г. )

"Гамлет - подразумеваемое" на музыку А. Копленда (1976 г. )

"Сближаясь" на музыку Н. Рорема (1999 г. )

Балет Венской государственной оперы

"Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1977 г. )

"Петрушка" И. Стравинского (новая версия, 1982 г. )

Королевский балет Ковент Гарден (Лондон)

"Четвертая симфония Густава Малера" (1977 г. )

"Lento" на музыку Д. Шостаковича (1999 г. )

Балет Баварской государственной оперы (Мюнхен)

"Бах-сюита № 2" на музыку И. С.Баха (1980 г. )

Труппа Мориса Бежара Балет XX века (Брюссель)

Lieb' und Leid und Welt und Traum (Любовь и печаль, весь мир и мечта) на музыку Г. Малера - 1980 г.

Королевский Шведский балет (Стокгольм)

"Тишина" на музыку Дж. Крамба (1984 г. )

Королевский Датский балет (Копенгаген)

"Гамлет" на музыку М. Типпета (1985 г. )

"1963: Yesterday" ("1963: Вчера") - 1998 г.

"Танцы ко дню рождения" на музыку Л. Бернстайна (1990 г. )

"Свадебный подарок" на музыки датской хип-хоп группы "Outlandish"("Диковинная") (по случаю помолвки кронпринца Фредерика, 2004 г. )

Балет Немецкой оперы (Берлин)

"Единорог" на музыку Х. В.Хенце (1986 г., исполнители - Ева Евдокимова и Владимир Деревянко)

Токио-балет

"Семь хайку о луне" на музыку А. Пярта и И. С.Баха (1989 г. )

"Времена года - краски времени" на сборную музыку (2 щщщг. )

Национальный балет Канады

"Теперь и тогда" на музыку М. Равеля (1993 г. )

Балет дрезденской Семпер-оперы

"Послеполуденный отдых фавна" на музыку К. Дебюсси (1996 г. )

Балет Парижской национальной оперы

"Магнификат" на музыку И. С.Баха (1987 г., премьера состоялась на Авиньонском фестивале)

"Сильвия" Л. Делиба (1997 г. )

Практически все перечисленные балеты затем были перенесены Джоном Ноймайером на гамбургскую сцену.

Балеты Ноймайера вошли также в репертуар Цюрихского балета, Королевского Виннипегского балета, Балета Монте-Карло, Балета Нанси, Балета Филадельфии, балетной труппы Финской национальной оперы, балета Большого театра Варшавы и Большого театра Женевы, труппы Лондонский фестиваль балета.

Ноймайер и Россия

Ноймайер - историк балета по призванию (недаром в его постановках столько хореографических аллюзий). Привлекает его и русская балетная история, в частности, история дягилевской антрепризы. Было бы странно, если бы он не заглядывал в сегодняшний день русского балета и не интересовался состоянием русской школы. Он интересуется и активно пополняет свою весьма интернациональную труппу русскими танцовщиками. Среди премьеров Гамбургского балета - трое "наших": Анна Поликарпова, выпускница Ленинградского хореографического училища (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета) имени А. Я.Вагановой, Александр Рябко (Киевское хореографическое училище) и Иван Урбан (Минское). И семеро "наших" артистов, окончивших как российские (и сопредельные) школы, так и зарубежные, в том числе школу Гамбургского балета, танцуют в кордебалете.

В Гамбургском балете вот уже 20 лет преподает Ирина Якобсон, вдова замечательного российского балетмейстера Леонида Якобсона (ей присвоен "титул" ответственного педагога-репетитора), вследствие чего в репертуаре труппы побывали знаменитые миниатюры, поставленные ее мужем. Одним из репетиторов является выпускник Вагановского училища и бывший солист Ленинградского Малого государственного академического театра оперы и балета (ныне театр имени М. П.Мусоргского) Радик Зарипов. Наконец, в Гамбургском балете служат две русские пианистки.

В 1981 г. труппа Джона Ноймайера выступала в Ленинграде на сцене Малого театра оперы и балета, в 90-м - в Москве на сценах Большого театра и Московского академического музыкального театра имени К. С.Станиславского и Вл. И.Немировича-Данченко и в Ленинграде - на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М.Кирова (ныне Мариинский). В 2003 г. она приняла участие в фестивале "Звезды белых ночей", посвященного 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга.

В 2001 г. Джон Ноймайер поставил в Мариинском театре балет "Звуки пустых страниц" на музыку А. Шнитке и перенес на сцену этого театра свои балеты "Весна и осень" и "Теперь и тогда". В 2002 г. он получил за эту работу российскую Национальную театральную премию "Золотая маска".

Джон Ноймайер — последний из балетных классиков ХХ века.Опус-лист 64-летнего хореографа включает почти полторы сотни постановок, лучшие из которых «Одиссей», «Сага о короле Артуре», «Тристан», «Отелло» и почти все малеровские симфонии; Ноймайер, имеющий университетский диплом философского факультета, — единственный современный постановщик, способный найти балетный эквивалент для мифических героев и эпических событий. Прожив почти всю сознательную жизнь в Германии, этот американец в новой премьере Parzival — Episodes and Echo — соединяет свою страсть к немецкой истории и музыке Вагнера.

Наши рекомендации