I. Мотивация учебной деятельности (Л.)
Слайд 2.
Учитель читает забавный диалог.
− Кто из вас, как и Катя, писал письма? Кто-нибудь мог их прочитать? Почему?
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи (П. + К. + Р.).
На слайде 3 – задание из учебника.
– Убери лишнее, оставь только слова.
Желающий ученик выходит к компьютеру и щёлкает по лишним записям.
− Это задание помогло нам получить ключ от новой тайны нашего языка. Прочитайте.
− Вспомните, как вы в начале учебного года учились писать буквы и слова. Прочитайте стихотворение М. Яснова «Я учусь писать слова».
Слайд 4.
− Вы согласны, что слова выходят сами собой? Что нужно для правильного и уместного написания слов?
Чтение рубрики «Обрати внимание».
Работа в парах.
− Может, тогда и не надо учить правила написания слов?
Слайд 5.
− Познакомьтесь, это мальчик Ежи. Он раньше никогда не задумывался над тем, правильно он пишет слова или нет. Но однажды с ним приключилась такая история.
Учитель читает стихотворение:
СЛОВЕЧКИ-КАЛЕЧКИ
Грустный, сонный, невесёлый
Ежи наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «сосна», «колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, − воскликнул «апельсин», −
Никакой не «опельсын»!» −
«Я, − расплакалось «колечко», −
Никакая не «калечка»!»
«Я, − разгневалась «сосна», −
Я до слез возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна»!»
«Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи! Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!
Невозможно без внимания
Получить образование!
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас −
Мы с тобой поступим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в ежа!
Будешь ты ежом колючим!
Вот как мы тебя проучим!»
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту,
Взялся за работу.
Ю. Тувим (пер. С. Михалкова)
− Необходимо ли быть грамотным?
− Получите ключик от тайны родного языка. Назовите составляющие культурного человека. (Грамотность, аккуратность, вежливость, воспитанность.)
Самостоятельная работа (упражнение 4).
Проверка по слайду 6.
Физкультминутка
Работа в тетради «Русский язык» (Р. + П.).
Упражнение «Дорисуй». (Самостоятельная работа.)
Слайд 7.
− Отгадайте загадку:
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолёт
И большущий пароход!
(Карандаш.)
После отгадывания загадки учитель щёлкает по слайду – появляется изображение-отгадка.
Упражнение «Попробуй написать, не отрывая ручки от бумаги».
− Рассмотрите первый образец написания «узора» из буквы а и линии вокруг нее. Напишите «узор» в воздухе (в тетради) за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа. (Учитель показывает образец написания на доске.)
На свободной строчке отрабатывается написание буквосочетаний, в соединении которых учащиеся класса допускают ошибки.
Упражнение «Подчеркни только слова». (Фронтальная работа.)
Учитель читает материал упражнения.
− Это слово или нет? Объясните. Знаете ли вы значение этого слова? Слышали ли когда-нибудь такое слово или нет?
− Запишите 5 слов (все слова), найденных в упражнении.
Упражнение «Прочитай». (Фронтальная работа.)
− Какой текст вам легче и приятнее читать? (Грамотно и красиво написанный текст легче и приятнее читать.)
− Найдите и исправьте ошибки. Какие правила забыл ученик первого класса? Спишите текст в тетрадь.
Упражнение «Разгадай кроссворд». (Самостоятельная работа.)
Проверка работы: адрес, ученик, дорога, класс, собака, деревня, фамилия.
− Придумайте предложения со словарными словами.
Упражнение «Выбери в скобках правильное проверочное слово». (Фронтальная работа.)
− Прочитайте текст. Выберите в скобках правильное проверочное слово. Объясните свой выбор. (Надо внимательно прочитать предложение и подумать над значением слова.)
− Подчеркните проверочное слово. Впишите пропущенные орфограммы.
Упражнение «Спиши». (Самостоятельная работа.)
Слайд 8.
− Обратите внимание на слова: загорать, (на) солнце, ходить, слякоть, погоде. (Слова записаны на слайде.)
− Подчеркните в словах «опасные места».
− Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают разделите на слоги, прочитайте несколько раз орфографически.
Проверка по слайду 9. Щелчок по крестику – закрытие презентации.
− Обратите внимание на постановку запятых и тире в предложениях. Спишите текст.
− Проверьте свою запись, сверив с тетрадью на печатной основе.
Домашнее задание:упражнение 5.
Урок 39
речевой этикет: слова извинения в различных
ситуациях общения. знакомство с правилом
правописания безударного проверяемого
гласного в корне слова
Педагогические задачи:создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, ознакомления с правилом написания безударного гласного, с многозначными словами; научить подбирать слова, соответствующие заданным звуковым моделям.
Сценарий урока