Консультирование и абилитация семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ — значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Таким образом, в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер.

Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.

Важное место в работе с семьей, имеющего ребенка-инвалида, занимает консультирование. Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Технология консультирования в социальной работе – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на организованное специалистом по социальной работе общение с клиентом в связи с его трудной жизненной ситуацией.

Принципы консультирования.

- Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

- Ориентация на нормы и ценности клиента (относиться к психологическому консультированию и подразумевает, что психолог-консультант во время работы должен ориентироваться не на специально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент).

- Запрет давать советы, уважение права на самостоятельное принятие решения.

- Анонимность (любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям).

- Разграничение личных и профессиональных отношений (не переходить с клиентами на дружеские отношения и не оказывать профессиональную помощь друзьям и ближайшим родственникам).

- Включенность клиента в процесс консультирования (следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно).

Эффективность консультативной работы с родителями, воспитывающими ребенка-инвалида, определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи, а также мотивации родителей. Одна из самых продуктивных форм работы с подобными семьями – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов.

1 этап – первый контакт с семьей. Знакомство, ориентировка в структуре социально-бытовой ситуации семьи, формулировка проблемы.

2 этап – обсуждение проблемы семьи, «аккумулирование» и анализ полученной от родителей информации.

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

3 этап – выдача информации консультантом.

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение.

4 этап – заключительная беседа – совместное нахождение решений выхода из проблемной ситуации; вероятностный прогноз дальнейшего развития семейных отношений.

Консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность.

АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ – система и процесс формирования отсутствующих способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досуго-игровой и иной деятельности.

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Основными компонентами абилитации инвалидов являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация.

22. Социальная защита, помощь и поддержка, предоставление социальных услуг бездомным.

Согласно указу Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел возлагается: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; их задержание; доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных.

Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сейчас в РФ сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовые работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В период проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

+ 23. Основы правовой защиты детства в Российской Федерации.

ДЕТСТВО — период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, возраста, национальности.

Главная цель социальной защиты — оказание необходимой помощи конкретному человеку (ребенку) в сложной жизненной ситуации.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:

1) уровнем материального обеспечения и социальными возможностями детей современной России;

2) обязательствами перед международными организациями, в частности перед ООН, в области социальной защиты детства;

3) опытом социальной защиты детства в истории России.

В настоящее время политика государства в области социальной защиты детства проявилась: в выплате ежемесячных пособий, в создании новых учреждений защиты семьи и детства, в обеспечении государственных гарантий в области образования.

Единая государственная система социальной защиты включает в себя органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, территориальные органы социальной защиты.

Содержание социально-педагогической деятельности в России определено в документах разных уровней;

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ — "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве.

24. Социальная защита детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

Социальная защита — меры поддержания тех категорий населения, которые сами не могут себя поддерживать.

Основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опы-

том, педагогической и социальной запущенностью.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, учете и избрании форм устройства, контроле за условиями их содержания, социально-медицинской реабилитации и адаптации, образовании, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

Сотрудники социально-реабилитационных центров фиксируют рост социальной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, а с другой стороны — недостатками превентивной практики, т.е. поздним выявлением социально неблагополучных семей.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих трудовых навыков, ориентации на создание полноценной семьи и т.д. Такие люди легко переходят границы любых моральных, нравственных и правовых норм, становясь угрозой всему обществу.

В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в порядке усыновления или опеки и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них также возлагаются обязанности по учету и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью, а также в детские дома семейного типа.

Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.

Усыновление производится судом по заявлению лица или лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, их возраст должен превышать возраст усыновляемых не менее чем на 16 лет.

Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Опека и попечительство — наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство — над детьми с 14 до 18 лет.

Обязанности по опеке и попечительству совершаются безвозмездно, на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства, порядок и размеры которых устанавливает Правительство РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, выполнением опекуном своих обязательств. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного.

Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка(детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В последние годы стала получать распространение новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — передача в детские дома семейного типа, т.е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку.

Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи.

Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, учете и избрании форм устройства, контроле за условиями

их содержания, социально-медицинской реабилитации и адаптации, образовании, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Организация детских домов, приютов и других органов, осуществляющих заботу и опеку над брошенными детьми, — является прямой социальной обязанностью государства. В России каждый 100-й ребенок живет и воспитывается в интернатной системе. Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом, защитой от жестокостей внешнего мира.

В России функционируют 272 дома ребенка. Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста — образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты). Основой деятельности подобных учреждений являются профилактика и предупреждение психологопедагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.

Учреждения по социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают минимально необходимый уровень социальной реабилитации и социального обслуживания всем детям, которые попали в сферу их деятельности. Однако вне зависимости от уровня и качества работы данных учреждений они не в состоянии заменить ребенку настоящую семью, поэтому ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, направляется в такие учреждения только после того, как исчерпаны все возможности его устройства в семью.


Наши рекомендации