Технологическая карта урока № 5
(используется при разработке урока по технологии проектов)
Тема:«Секреты орфографии»
Цели обучения: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, навыков работы в группе, приобретение навыков работы с большим объёмом информации.
Задачи:
- освоить понятия «орфографическая норма», «трудные случаи правописания»;
- освоить представление о качествах хорошей письменной речи;
- уметь проводить анализ орфографических ошибок и исправлять их;
- отрабатывать навык работы с орфографическим словарём;
- уметь кратко излагать свои мысли устно и письменно.
Тип урока: защита проекта.
Этапы урока | Шаги | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный 2. Слово учителя. | 1. Формулировка темы, целей и способа деятельности. 2. Обсуждение критериев оценки работ учащихся 1. Краткая характеристика этапов работы над проектом: 1) понятия «основополагающий вопрос»; «проблемный вопрос»; 2) виды представленных исследований; 3) использованные программы (Microsoft Word; Microsoft Power Point; Microsoft Publisher; Microsoft Excel). | 1. Сообщает тему проекта, цели обучения, технологию работы. (Сообщение учителя сопровождается показом слайдов презентации по главной теме проекта «Секреты орфографии» - слайд 1,2,.) 1.Формулирует идею проекта, исходя из имеющихся ресурсов. 2. Раскрывает основные этапы работы над проектом «Секреты орфографии» - cлайд 5). 3. Комментирует структуру учебно-методического пакета (слайд 6). 4. Представляет мультимедийную презентацию «Скорректируй свою грамотность» (с использованием приложения ). | 1. Слушают, знакомятся с представленным учителем материалом, задают вопросы. 1. Слушают, задают вопросы. |
3. Защита проектов учащимися. 4. Обратная связь по целям обучения. | 1. Представление результатов исследований учащихся (в группах). 1. Работа с дидактическим материалом 2. Самооценка и взаимооценка работ участников проекта. | 1. Контролирует, корректирует деятельность учащихся. 1. Помогает учащимся сделать вывод о значении проектной деятельности. (Развитие творческого потенциала, формирование умений работать в группе, навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с большим объёмом информации.) | 1. Группы учащихся представляют результаты своих исследований: 1) 1группа – публикация (буклет) «Дорога к грамотности» ; 2) 2 группа – публикация «Нужна ли русскому письму буква Ё?» 3) 3 группа – презентация «Коварные орфограммы»; 4) 4 группа – презентация «Ошибки нашего городка»; 1. Работают с дидактическим и контрольным материалом (тесты). 2. Оценивают свою работу над проектом, работу других групп. 3. Делают выводы по основополагающему вопросу. |
Технологическая карта № 6
(используется при разработке уроков обобщения изученного материала)
Технологическая карта
Тема урока | Семинарское занятие по теме «Дарвинизм» |
Задачи и задачи контроля | 1. Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов: - Механизм видообразования; - Главные направления эволюционного процесса; - Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции. 2. Продолжить формировать умение проводить сравнение, доказательства, анализ и синтез с привлечением конкретных биологических объектов. 3. Формировать научное мировоззрение о путях и направлениях эволюции, биосоциальной сущности человека. 4. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой и обобщенными записями в тетради. |
Планируемые результаты | Учащиеся систематизируют знания по теме «Дарвинизм» |
Личная значимость изучаемого для школьника | «Я сделал выводы относительно фактов всем известных» (Ч. Дарвин) |
План урока | I. Обобщение изученного материала 1. История взглядов на эволюцию живой природы, их краткий анализ. 2. Причины многообразия видов в природе. 3. Практическое и теоретическое значение разработки критерия и структуры вида. |
Методы обучения | Проблемный. Творческий. |
Формы организации учебной деятельности | Используя изученный материал, отвечают на проблемный вопрос урока, решают задачи, делают вывод, выполняют синквейн. |
Приемы деятельности учителя | Подготовка творческих заданий, организация работы учащихся, обсуждение проблемы урока, подведение итогов. |
Познавательные задания | 1. Что было известно философам Древнего Китая, Античности, Средневековья об эволюции органического мира? 2. «Князь ботаники» Карл Линней. 3. Основные положения теории Ж.Б. Ламарка. 4. Научные и социально-экономические предпосылки теории Ч. Дарвина. 5. Учение Ч. Дарвина. 6. Подумайте, почему к одному виду относятся такие сильно различающиеся между собой животные как дог, болонка, такса, борзая, а такие похожие, как домовая и полевая мышь – к разным видам? 7. Вид слива – гибрид дикого тёрна и алычи. Вид пшеница – гибрид дикой пшеницы и злака эпилопса. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива и пшеница – виды, а мул – нет? 8. Каждая мышь рождает в год 50 – 60 мышат. Для простоты расчёта будем считать, что каждая мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Рассчитайте количество потомства от одной самки на 10 – й год. Объясните почему число мышей на земле заметно не увеличивается? 9. Объясните следующий факт: «Постараемся вычислить, какое потомство произведет одна летучая семянка в течение 10 лет, предполагая, что ни одно семя не погибнет: в первый год 1 второй 100 третий 10000 четвертый 1000000 десятый 10000000000000000000 Поверхность все суши 66824524800000000 квадратных вершков. . Итак, для десятого поколения одного семени одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз более поверхности всей суши на Земле» (К. А. Тимирязев). 10. Во флоре Кавказа около 6000 видов цветковых растений, а на той же площади Европейской равнины – около 2000. Чем объяснить такое различие? 11. Лососевые рыбы мечут икру в реках, а живут в море. Предложите гипотезу, с позицией дарвинизма объясняющую, где жили предки лососевых и как у них развился такой жизненный цикл. 12. Какие изменения будут возникать в череде поколений: А) интенсивно отлавливаемых промышленных рыб; Б) интенсивно собираемых на букеты цветов? 13. Как объяснить, что у домашних животных более разнообразная окраска, чем у их диких предков? 14. Постарайтесь составить синквейн о Линнее, Ламарке, Дарвине. Прочитайте их всему классу. |
Развитие умений учащихся | Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать проблему, анализировать, быть объективными. |
Основные понятия и термины урока | Эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции. |
Источники информации | Основные: портрет Ч. Дарвина, § 59-63, §70-73 учебника под редакцией Рувинского. Дополнительные: Борзенков В. Г. Философские основания теории эволюции.-М, 1987. Северцов А.С. Основы теории эволюции.-М; Изд. МГУ, 1987. Татаринов Л.П. Эволюция и креационизм.-М., 1988. Биологический энциклопедический словарь. Энциклопедия для детей. Биология. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-М.; Мир, 1990.-Т.3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии.-М.: Просвещение. 1992. Яблоков А.С., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М.: Высшая школа. 1998. Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира.-М.:Наука,1996. Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985. |
Оценки за урок | 4-5 за сообщение, 5-6 за задания, 2-3 за синквейн. |
Домашнее задание | Темы рефератов для обобщающего урока: «Развитие взглядов на процесс видообразования» «Движущие силы и основные этапы эволюции человека» «Человек в прошлом, настоящем и будущем». |