Методика обучения устной и письменной нумерации в пределах 1000.
При обучении нумерации в пределах 1000 учащиеся получают понятия о сотне как новой счетной единице, учатся считать сотнями, как раньше счетами единицами и десятками, знакомятся с десятичным составом чисел в пределах тысячи.
Последовательность изучения нумерации:
1. Счет круглыми сотнями в пределах 1000. Обозначения круглых сотен цифрами. Образование нового разряда - единиц тысяч.
2. Счет сотнями и десятками, образование чисел из сотен и десятков.
3. Счет сотнями, десятками и единицами. Образование чисел из сотен десятков и единиц.
4. Письменная нумерация в пределах 1000.
5. Закрепление последовательности натурального рада чисел I-1000.
6. Закрепление нумерации в процессе изучения действий.
Несмотря на то, что изучаются числа в пределах 1000, необходимость в использовании наглядных пособий и даже предметных пособий не снимается. Наиболее распространенными пособиями, используемыми в школах, являются: 1000 палочек, связанных в десятки и сотни; 10 квадратов, каждый из которых разделен на 100 клеток; абак; счеты; таблицы с записью круглых сотен, таблицы с записью круглых десятков; разрядная сетка; таблица метрической системы мер; мерная веревка длиной 10 м или 1000 см.
Знакомство с устной нумерацией в пределах 1000 начинается с повторения:
1. Счета единиц до 10.
2. Замены 10 единиц одним
3. Счета десятками до 100 десятков.
4. Замены 10 десятков одной сотней.
Ученики ещё раз наблюдают образец множества, состоящего из 1000 элементов.
При знакомстве с письменной нумерацией нужно учитывать, что большие затруднения для учащихся вызывает запись чисел, в которых единицы одного или двух разрядов равны 0. Поэтому здесь важно соблюдать определенную последовательность. Сначала следует познакомить учащихся с записью полных трехзначных чисел, в которых все три разряда налицо, затем с записью чисел, в которых единицы первого или второго разряда равны нулю. Проводится упражнения на чтение чисел в разрядной сетке. Учащиеся чертят разрядные сетки в тетрадях и записывают в них числа. В разрядной сетке появляется четвертый разряд единицы тысяч. Необходимо чтобы каждый ученик записал по порядку числа от единицы до 1000. Это задание учащиеся выполняют не сразу. Они записывают сначала числа первой сотни, затем второй и т.д. в клетке тех квадратов, которые заготовляли раньше при изучении устной нумерации. Эта работа может выполняться во внеурочное время как домашнее задание.
Алгоритм письменных вычитаний. Вычитание начинаем с ед. Из 5 вычесть 8 не
- ------ |
можем. У дес и у сотен занять не можем.
У 2 тысяч занимает 1 тыс. ставим над 2 точку, осталась 1тыс. 1тыс – это 10 сотен. У сотен занимаем 1 сотню. Над сотнями ставим точку и помним, что сотен осталось 9. 1 сот это 10дес. Занимаем 1дес. Над дес ставим точку и помним, что дес осталось 9. 1 дес это 10ед. 10ед и 8 ед это 15ед.
Из15 вычесть 8=7пишем под ед.
Из 9дес вычесть7 дес=2, пишем под десятками
Из 9 сотен вычесть 1 сот=8, под сотнями.
Под тысячами пишем 1
Ответ: 1827
14. методика обуч письм и устной нумерации многозн чисел. При знакомстве с письменной нумерацией нужно учитывать, что большие затруднения для учащихся вызывает запись чисел, в которых единицы одного или двух разрядов равны 0. Поэтому здесь важно соблюдать определенную последовательность. Сначала следует познакомить учащихся с записью полных трехзначных чисел, в которых все три разряда налицо, затем с записью чисел, в которых единицы первого или второго разряда равны нулю. Проводится упражнения на чтение чисел в разрядной сетке. Учащиеся чертят разрядные сетки в тетрадях и записывают в них числа. В разрядной сетке появляется четвертый разряд единицы тысяч. Необходимо чтобы каждый ученик записал по порядку числа от единицы до 1000. Это задание учащиеся выполняют не сразу. Они записывают сначала числа первой сотни, затем второй и т.д. в клетке тех квадратов, которые заготовляли раньше при изучении устной нумерации. Эта работа может выполняться во внеурочное время как домашнее задание.
При изучении нумерации многозначных чисел можно выделить:
1. Знакомство с новыми счетными и разрядными единицами: десятком тысяч, сотней тысяч, единицей миллионов.
2. Счет до одного миллиона уже известными счетными единицами новыми: десятками тысяч и сотнями тысяч.
3. Отработка прочных навыков в расчете чисел до одного миллиона.
4. Знакомство с понятием класса единиц и класса тысяч.
5. Анализ многозначных чисел по десятичному составу, выделение у числа классов и разрядов, составление числа по данным классам разрядам.
Целесообразно следующая последовательность изучения:
1. Повторения нумерации в пределах 10,100,1000.
2. Нумерация целых тысяч до 10 000.
3. Нумерация четырехзначных чисел: а) счет сотнями, десятками, единицами до 10 000; б) образование и запись полных и неполных четырехзначных чисел; в) анализ чисел; г) округление числа до указательного разряда.
В такой же последовательности изучается нумерация в пределах 100 000 и 1000 000.
Табл классов и разрядов
III разряд миллионов | II разряд тысяч | I разряд единиц | ||||||
разряды | разряды | разряды | ||||||
Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы |
миллионов | тысяч | |||||||
Алгоритм письменных сложений Сложение начинаем с единиц
+ ----- |
к 5 единицам прибавим 9 получится 14
14 единиц – это 1 десяток и 4 единицы. 4-пишем под единицами, 1 десяток запоминаем.
Складываем десятки: к 7дес прибавить 8дес получится 15дес, еще 1дес в уме =16дес. Это сотня и 6дес. 6 пишем под десятками, 1сотня в уме.
Складываем сотни: к 5сот прибавим 4сот, получим 7 сот и еще 1сот в уме, получ 8сот. Сотни пишем под сотнями.
Ответ: 854.