IV. Вступительное слово учителя.
— Любое изобретение — результат человеческого труда, нечто новое, ранее не существовавшее в природе.
Сами и само
Ничто Само
Никогда Не умеет
Не выходит Свариться
Само. Варенье.
Не приходит Само
К нам на дом Не напишется
Письмо. Стихотворенье.
Само Мы делать
Не способно Всё это
Смолоться Обязаны
Зерно. Сами –
Само Своей головой
Стать костюмом И своими руками!
Не может В. Лунин
Сукно.
V. Работа с текстом М. Шпагина «Вилы и вилки»
1. Чтение произведения учителем (с. 116).
2. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Что интересное вы для себя узнали?
3. Анализ произведения.
— Как появилась вилка?
— Кто впервые стал пользоваться вилкой? Почему?
— Что общее между вилкой и вилами? Прочитайте.
— А как же люди изобрели вилы?
— Что натолкнуло человека на создание пил?
— Что дает человеку наблюдательность?
4. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по предложению;
б) комбинированное чтение «учитель — ученик» (хором);
в) чтение молча (про себя) (подготовка к подробному пересказу).
5. Подробный пересказ текста.
Физкультминутка
VI. Работа в группах
Задание для I группы
1 Прочитайте текст.
Для того, чтобы приготовить вкусное блюдо, требуется много времени. А вот граф из Сандвича очень дорожил своим временем. Чтобы быстрее насытиться, не отвлекаясь от любимой игры, он заказал прислуге ломтик мяса, помещённый между кусочками хлеба. Вот так был изобретён сандвич.
2. Ответьте на вопрос.
— Кто изобрёл сандвич?
Задание для 2 группы
1. Прочитайте текст.
Ох и нелёгкая это работа — добывать огонь! Когда первобытный человек усердно ударял друг о друга камни — появлялась не только искра огня, но и мозоли на руках.
Джон Уокер из Англии придумал свой способ получения огня. В 1827 году появились первые практичные спички. Это были деревянные лучинки, покрытые с одного конца химической смесью. При трении о шершавую поверхность — наждак — она воспламенялась.
2. Ответьте на вопрос.
— Кто изобрел спички?
Задание для 3 группы.
Прочитайте текст.
Поначалу человек рисовал кистью из крысиной шерсти. А чернила были из смеси сажи, воды, смолы растений.
Американский изобретатель Джон Лауд изобрёл ручку. Чернила теперь находились внутри, в пластмассовом стержне — удобно, практично, гениально.
2. Ответьте на вопрос
— Кто изобрёл ручку?
Задание для 4 группы
1. Прочитайте текст.
— Что-то стало холодать, — подумал первобытный человек и натянул на себя шкуру убитого животного.
Немец Лени Страус придумал шить и носить самую удобную вещь — джинсы. И первый начал продавать их со своим фирменным знаком «LEVIS».
А американский инженер Уитком Джадсон в 1891 году изобрёл самый молниеносный, то есть быстрый, способ застёжки. Так и назвал его: «молния».
2. Ответьте на вопросы.
— Кто изобрёл джинсы?
— Что изобрёл У. Джадсон?
VII. Проверка выполненных заданий
VIII. Конкурс знатоков
1. Чего па клумбе больше — цветов или тюльпанов? (Цветов.)
2. Солонка — это посуда для... (соли).
3. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С. Я. Маршак.)
4. Кто в сказке поймал золотую рыбку? (Старик.)
5.Как называется сильная буря на море? (Шторм.)
6. Профессия человека, обслуживающего людей за столиком в кафе. (Официант.)
7. Куда телеграмма вызвала Айболита? (В Африку.)
8. Старинная женская одежда без рукавов. (Сарафан.)
9. Заяц, ведущий известной популярной детской передачи. (Степашка.)
10. Этот мальчик уехал на электричке жить в деревню. (Дядя Федор.)
11. Этот продукт за столом принято брать руками с общей тарелки. (Хлеб.)
12. Ядовитая змея наших лесов. (Гадюка.)
13. Какую посуду перепутал человек рассеянный с головным убором? (Сковороду.)
14. Его выбивают в кассе, когда расплачиваются за покупку. (Чек.)
15. Самый знамeнитый житель Цветочного города. (Незнайка.)
IX. Работа с текстом рассказа А. Владимирова «Сторожа в коробочках»
1. Чтение произведения учителем (с. 117).
2. Анализ произведения.
— Что интересное вы для себя узнали?
— Зачем людям сторожа? Прочитайте.
Какие сторожа бывают в наших краях, какие — в Японии?
— Как сверчки охраняли дом?
— Как сегодня люди охраняют свои дома?
3. Чтение произведения учащимися:
а) чтение «цепочкой» по предложению;
0) комбинированное чтение «учитель — ученик».
4. Подробный пересказ текста учащимися.