Технологическая карта урока 55 Буква Ь
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать букву ь; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Сравнивают печатную и письменную буквы; обводят элементы буквы ь безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; списывают без ошибок предложения; обозначают мягким знаком мягкость предыдущего согласного; соотносят количество звуков и букв в слове |
Личностные результаты | Овладевают навыкамиуважительного отношения к иному мнению; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов, различают использование мягкого знака в словах. Коммуникативные: умеют работать коллективно |
Основное содержание темы, понятия и термины | Буква ь, печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов |
Образовательные ресурсы | 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 3», ручки) | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный.Проверка готовности к уроку |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя | – Сегодня мы будем учиться писать букву ь. Мягкий знак – хитрый знак, Не назвать его никак, Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома угол Превратился сразу в уголь Без пожара, просто так? Это буква – мягкий знак! | Внимательно слушают | Принимают учебную задачу | Устные ответы |
III. Актуализация опорных знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой ь. Что вы про нее узнали? Буква Р перевернулась, Мягким знаком обернулась. В. Степанов Белка хвостик изогнула, У пенечка отдохнула, | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Воспроизводят по памяти информацию, полученную на уроке чтения. Высказывают свое мнение | Фронтальный. Устные ответы |
Продолжение табл.
Распустила хвост да так, Стал похож на мягкий знак. Е. Тарлапан | |||||
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой моторики | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Волк и лиса». – Лизавета, здравствуй! – Как дела, зубастый? – Хорошо идут дела, Голова пока цела! | Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка превращается в другую. | Внимательно слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом учителя | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук |
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения с ручкой | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой |
Продолжение табл.
3. Анализ начер- тания буквы ь. Письмо буквы ь «Пропи- си 3» (с. 30–31) | Фронтальная, индивидуальная. Практичес-кий, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | – Рассмотрите букву ь. – Обведите по контуру букву ь и элементы буквы. – Обведите узор по контуру. – Напишите букву ь безотрывно: в воздухе, на доске, в тетради. – Напишите букву ь в прописи. – Напишите слова: лось, соль, карась. – Выполните слого-звуковой анализ слова лось. – Прочитайте следующее слово. – Сравните слово и схему-модель слова лось. Что вы можете сказать? | Записывают букву ь и слова с буквой ь. Выполняют слого- звуковой анализ слова лось. – Соль. – Схемы-модели одинаковы | Выполняют письмо по образцу и слого-звуковой анализ слова. Сравнивают слова и схемы- модели слов | Индивидуальный. Правильное называние и написание буквы ь, слого-звуковой анализ слова |
4. Письмо предло- жений (с. 30) | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо | – Прочитайте предложения, определите недостающее слово с помощью схемы-модели слова. Лось был в лесу. Дети принесли ему соль. – Запишите предложения. – Напишите слова, вставляя мягкий знак на конце слова: мель, хорь, моль | Записывают предложения с буквой ь. Вставляют пропущенную букву ь | Выполняют письмо по образцу, вставляют слово в предложение, образо- вывают слова с буквой ь | Индивидуальный. Правильное написание предложений |
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практи- ческий | Написали буквы по порядку, Теперь вас приглашаю на зарядку. Мелкие шажки – раз, два, три, Легкие прыжки – раз, два, три, Мягкая посадка – раз, два, три | Выполняют движения по тексту стихотворения несколько раз | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Правильное выполнение упражнения |
Окончание табл.