Нервно-психическое развитие детей старше 1 года жизни.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ № 13 I к.

Цель занятия:

- дать студентам представление о нервно-психическом развитии детей старше 1 года жизни

Студент должен знать:

- основные показатели нервно-психического развития детей разных возрастных периодов

- основные этапы формирования психического развития ребенка

Студент должен уметь:

- определить качественно-количественную оценку развития детей 1-2-3 года жизни

Вопросы для самоподготовки:

1) Критерии оценки психомоторного развития детей.

2) Количественно-качественная оценка уровня развития детей по К.Л.Печоре.

3) Показатели НПР на втором году жизни.

4) Показатели НПР на третьем году жизни.

5) Показатели НПР на четвертом году жизни.

6) Показатели НПР на пятом году жизни.

7) Показатели НПР на шестом, седьмом году жизни. Показатели НПР на первом году жизни, их динамика.

Литература для подготовки:

Основная:

1. Шабалов Н.В. Педиатрия.

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детского возраста с уходом за детьми.

3. Учебно-методическое пособие на кафедре.

4. Лекции, прочитанные на кафедре.

Дополнительная:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней

Контроль знаний: устный опрос

Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня - психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы: 1) до 1 года - 1 раз в месяц; 2) до 3 лет - 1 раз в 3 месяца; 3) с 3 до 6 лет - 1 раз в 6 месяцев. После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

1. определение уровня НПР;

2. наблюдение в динамике за изменением НПР;

3. своевременная корректировка НПР.

Методологической основой контроля за НПР по Щелованову является опора на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка:

1. Необыкновенно быстрый темп развития требует быстрой смены условий воспитания и, следовательно, частого проведения контроля (на l-м году - ежемесячно, на 2-м году - 1 раз в квартал, на 3-м году - 1 раз в полгода, с 4-х лет - 1 раз в год). Таким образом, эпикризные сроки (э. с.) контроля НПР:

1-й год жизни: 1 месяц .. 12 месяцев. Основной показатель для фельдшера - положительная динамика.

2. В связи с тем, что ребенок - существо «биосоциальное», контроль за НПР должен быть комплексным, с обязательным учетом состояния здоровья, анамнеза, поведения и т. п.

3. Ребенок развивается гетерохронно, т. е. неравномерно.

Средний мед. работник при оценке НПР смотрит в эпикризный срок, те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т. е. ведущие линии.

Количественная оценка НПР детей:

· до месяца оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА; группы развития не определяются у новорожденного ребенка;

§ от l-го месяца до трех лет (по четырем группам развития);

§ от 4 до 7 лет и старше (без отклонений; с отклонениями: соматовегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяца за эпикризный срок принимают 10 дней.

Эпикризный срок - это период в жизни ребенка, за который, он приобретает новые навыки, то есть интервал времени, за который могут произойти существенные изменения в НПР ребёнка первого года жизни. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни - З месяца. С двух до трех лет - 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году.

Линия развития - это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и поэтому может быть использован как критерий оценки НПР.

Он обычно обозначается большой (или большой и маленькой) русской буквой ( Аз - анализатор зрительный).

На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни.

Наши рекомендации