Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях
Конфликты существуют столько, сколько существует человек. Проблема конфликтов и конфликтного взаимодействия отражена во множестве работ: от технического направления (теории катастроф) до социально-философского.
Первые попытки рационального осмысления конфликтов были предприняты древнегреческими философами. Так, Анаксимандр (ок. 610 – 547 гг. до н. э.) утверждал, что вещи возникают из постоянного движения "апейрона" – единого материального начала, приводящего к выделению из него противоположностей. Античный философ – диалектик Гераклит (ок. 530-ок. 470 гг. до н. э.) стремился связать свои рассуждения о войнах и социальных конфликтах с общей системой взглядов на природу мироздания. Гераклит считал, что в мире все рождается через вражду и распри, что единственный закон, царящий в Космосе, – это война – отец всего и царь всего. Одним она определила быть богами, а другим – людьми, одних она сделала рабами, других – свободными. Эти слова явились одной из первых попыток рационального обоснования позитивной роли борьбы в процессе общественного развития. [2]
В средние века Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.) развивал мысль о том, что войны допустимы в жизни общества, и определил еще одно условие справедливой войны – санкция, данная государством. В период эпохи Возрождения известные гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Рабле, Ф. Бекон выступили с резким осуждением социальных столкновений и социальных конфликтов.
Эразм Роттердамский (1469 – 1536 гг.) указывал на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который, разрастаясь подобно цепной реакции, вовлекает в орбиту своего влияния все новые и новые силы, слои населения и страны. Э. Роттердамский обращал внимание на сложность примирения противостоящих в конфликте сторон даже в тех случаях, когда обе они стоят на единых идеологических позициях. Английский философ Фрэнсис Бекон (1561-1626 гг.) впервые подверг основательному теоретическому анализу совокупность причин социальных конфликтов внутри страны, подробно рассмотрел материальные, политические и психологические условия социальных беспорядков, а также возможные способы их преодоления.
Изучение работ советских философов, позволяет сделать вывод, что категория конфликта либо вообще не упоминается, либо ее раскрытию уделено слишком мало внимания. Считалось, что в социалистическом обществе есть только неантагонистические противоречия. Такая форма их разрешения, как конфликт, имела место, в основном, в виде внутриличностного или межличностного конфликтов, иногда в виде конфликта "личность – группа". Изучение конфликта в философских исследованиях [13] идет по следующим направлениям:
1. Моральный конфликт в современном обществе. Это наиболее разработанное направление представлено трудами общего содержания и классифицируется по конкретным областям человеческой деятельности:
- нравственные конфликты в педагогическом процессе;
- причины нравственных конфликтов в трудовых коллективах;
- моральные конфликты в воинских коллективах;
- профессионально-нравственные конфликты.
2. Методологические аспекты этнополитических конфликтов. В связи с возникновением и обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории бывшего СССР это направление активно разрабатывается в последние десять лет.
3. Художественный конфликт как эстетическая категория. В работах этого направления основное внимание уделяется выявлению эстетической природы художественного конфликта, раскрытию противоречия в диалектическом развитии процесса художественного мышления.
4. Разработка собственно философской концепции социального конфликта. По мнению исследователей, это наиболее перспективное направление с точки зрения научного и практического интереса. Несмотря на имеющиеся здесь исследования, по признанию самих философов, в данном направлении выработаны пока только общие подходы и принципы.
Разработка проблем конфликтов в западной социологии осуществлялась в различных направлениях. На первом этапе – в русле социал-дарвинизма и марксисткой теории, далее – функциональная теория конфликта Г. Зиммеля и структурный функционализм Т. Парсонда. В последнее десятилетие – теория позитивно – функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа и общая теория конфликта К. Боулдинга. Не все ученые признавали конфликт исходной категорией социологических концепций, но все были едины в том, что конфликты занимают значительное место в жизни общества и проведение теоретических исследований в этой области необходимо для разрешения конфликтных ситуаций.
Одна из наиболее значимых теорий западных социологов – теория "позитивно-функционального конфликта" создана Льюисом Козером. В 1956 г. Л. Козер в книге "Функции социального конфликта" дал новое определение конфликта. В ней он утверждал, что не существует социальных групп без конфликтных отношений и что конфликты имеют позитивное значение для функционирования общественных систем и их смены. Стабильность всего общества, по мнению Козера, зависит от количества существующих в нем конфликтных отношений и типа связей между ними. Чем больше конфликтов пересекается в обществе, тем более сложным является его деление на группы, тем труднее создать единый фронт, делящий членов общества на два лагеря. Из этого следует, что большее количество независимых друг от друга конфликтов способствует единству общества.
Основные тезисы теории Л. Козера демонстрируют научно-обоснованную концепцию построения общества "конфликтного функционализма" и пути ухода от насильственного разрешения противоречий. В связи с большой известностью, которую получила данная теория [13], и признанием научной общественностью ее основных положений, раскроем некоторые из них:
а - чем сильнее неимущие группы усомнятся в законном характере существующего распределения недостающих ресурсов, тем выше вероятность того, что они станут зачинщиками конфликта;
b - чем больше испытываемые группами лишения превращаются из абсолютных в относительные, тем выше вероятность того, что эти группы станут инициатором конфликта;
с - чем больше группы вступают в конфликт из-за своих объективных интересов, тем легче конфликт, и наоборот, чем больше конфликт связан с ложными интересами, тем он острее;
d - чем более жесткой является социальная система, чем меньше институционализированных средств для погашения конфликта и снятия напряжения окажется в ее распоряжении, тем острее конфликт;
e - чем меньше у участников конфликта согласия по поводу его целей, тем продолжительнее конфликт;
f - чем меньше поддается интерпретации символический смысл победы или поражения противной стороной, тем продолжительней конфликт;
g - чем лучше лидеры конфликтных групп сумеют понять, что полное достижение целей обходится дороже, чем победа, тем менее продолжительным будет конфликт;
h - чем острее конфликт, тем больше вероятность, что в конфликтных группах сложатся централизованные структуры принятия решений, и тем лучше он будет способствовать укреплению структурной и моральной сплоченности групп;
i - чем больше отношения между главными конфликтующими группами носят первичный характер, тем острее конфликт, тем больше он приводит к подавлению инакомыслия и отклонений в каждой группе и усиливает подчинение основополагающим нормам и ценностям;
j - чем чаще происходят конфликты, тем ниже вероятность того, что они отражают разногласия по поводу основных ценностей, тем в большей мере их функциональное значение состоит в том, чтобы поддерживать равновесие;
k - чем чаще и слабее конфликты, тем выше вероятность, что они будут содействовать созданию средств нормального регулирования конфликта.
Некоторые положения (е, f, g) теории "позитивно-функционального конфликта" Козера дают возможность рассматривать педагогический конфликт как возможный метод воспитания.
Рассмотрим проблему изучения конфликта в отечественной науке. Ею занимались социологи П. О. Гриффин, И. М. Могилевский, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов и др. На протяжении ряда лет тема социальных конфликтов в Советском Союзе являлась закрытой в силу расхождения выводов, которые были сделаны из теории марксизма специалистами на Западе и у нас. Западные специалисты, признавая учение Маркса как законченную теорию конфликта, считали невозможным построение бесклассового и бесконфликтного общества. В 1939 г. после XVIII съезда партии, провозгласившего социально-политическое единство советского общества, отечественные ученые пришли к выводу, что с исчезновением частной собственности исчезает и объективная база для классов, поэтому в Советском Союзе строилось бесконфликтное и бесклассовое общество.
Хотя к проблеме конфликта отечественные социологи вернулись во второй половине 60-х годов, исследований советских ученых по этой теме крайне мало, так как разработки в данной области не приветствовались властями, а работы зарубежных ученых практически не публиковались.
В настоящее время в условиях возросшего интереса к проблеме конфликтов резко увеличилось количество исследователей в различных областях знаний, занимающихся данным вопросом. При этом отечественные ученые выделили несколько направлений изучения конфликтов:
1. Конфликты на производстве, в трудовых коллективах.
2. Этнополитические конфликты.
3. Критический анализ развиваемой на Западе "социологии конфликта":
3.1. Критика социологических теорий "конфликта поколений".
3.2. Критика теорий разрешения трудовых конфликтов в капиталистическом обществе.
4. Социологические аспекты международных конфликтов.
5. Роль конфликта в семейно-брачных отношениях.
6. Конфликты и преступность в обществе.
Постепенно изучение конфликтов стало принимать практическую направленность. На первый план стал выдвигаться вопрос о средствах и способах урегулирования конфликтов. Начались поиски эффективных методик, с помощью которых можно было бы предупреждать возникновение нежелательных конфликтов, снижать их остроту, приводить конфликтующие стороны к согласию [21;23;26;30].
Наряду с социологией конфликта появляется новое научное направление – психология конфликта.
Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения. Классические экспериментально – психологические исследования группового поведения в конфликтной ситуации провел М. Шериф. На игровых моделях различные варианты действий в конфликте изучались Д. Рапопортом, Р. Дозом, Л. Томпсоном и др. Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять основных типов поведения людей в конфликтной ситуации (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество) и разработавшего тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов. М. Дойч, Д. Скотт, Д. Пруитт, Дж. Симпсон и др. выявили ряд особенностей коммуникации между участниками конфликта.
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются следующие:
- психоаналитическое (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) [6];
- социотропное (У. Мак-Дугал, С. Сигеле и др.);
- этнологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);
- теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);
- фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);
- поведенческое (А. Басе, А. Бандура, Р. Сире);
- социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);
- интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
Как показывает исследование, в психологии сложилась определенная неравномерность в изучении различных видов конфликта. Ученые констатируют, что около 83% работ приходится на изучение межличностных конфликтов, а внутриличностным конфликтам посвящено около 8% публикаций. Психологическая характеристика конфликтов в малых, средних и больших группах и международных конфликтов представлена в 3 – 4% работ. Необходимо выделить еще одну область исследования конфликтов - исследования конфликтов в различных видах человеческой деятельности и сферах отношений [20]:
· в педагогической деятельности;
· в трудовых коллективах;
· в научно-исследовательских коллективах;
· в деятельности правоохранительных органов;
· в воинских коллективах;
· в спорте;
· в среде осужденных;
· конфликтность семейно-брачных отношений.
По нашему мнению, на сегодняшний день в психологии и педагогике пока не разработан опросник, или тест, полностью отвечающий определению межличностной конфликтности человека, поэтому в своем исследовании мы используем ряд апробированных тестов, которые фиксируют выраженность качеств, свойств и состояний, свидетельствующих о повышенной конфликтности личности. Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты.
Конфликтность личности определяется следующим комплексом факторов[13]:
- психологических – темперамент, уровень агрессивности, уровень притязаний, актуальное эмоциональное состояние (тревожность) и т. д.;
- социально-психологических – социальные установки и ценности, отношение к оппоненту, направленность во взаимодействии "на себя", компетентность в общении, интеллект, основные тенденции поведения и др.;
- социальных факторов – условия жизни и деятельности, возможности релаксации, социальное окружение, общий уровень культуры, возможности для удовлетворения потребностей и т. п.
Можно выделить следующие аспекты анализа конфликта:
- философский, выявляющий роль, смысл и функции конфликта как момента диалектического развития;
- социологический, изучающий характер общественных отношений в случае предельного обострения противоречий классов, групп, общностей;
- психологический, концентрирующийся на анализе межличностных и внутриличностных противоречий и на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов;
- педагогический, акцентирующий внимание на процессе воздействия и взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на выявление и устранение причин и условий противоречий во взаимоотношениях учащихся между собой, между учениками и педагогами, между учениками и родителями и т. д., а также определяющий пути конструктивного урегулирования и разрешения конфликтов в образовательных учреждениях.
Основными элементами анализа конфликтного взаимодействия является личность, ее деятельность, среда общения и в целом условия жизнедеятельности, где все уровни взаимодействия определены и заданы необходимостью личностных проявлений.
В нашем исследовании приоритетным является изучение конфликта в педагогической деятельности.
В педагогике конфликты исследуются на разных возрастных этапах социализации личности:
- в дошкольном возрасте (А. А. Рояк, Т. И. Юферова и др.);
- в школьном возрасте (В. М. Афонькова, Л. С. Славина и др.);
- в подростковый период (Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева и др.);
- в молодежных, студенческих группах (В. М. Басова, А. И. Шкиль и др.).
В настоящее время возникла необходимость выделения отдельного направления, которое бы занималось изучением теории и практики педагогического конфликта. Педагогическая конфликтология, как область теоретического знания и прикладного значения, находится в стадии становления, когда основным условием ее формирования становится накопление массы конкретных знаний. Согласно исследованиям отечественных ученых [25], педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться и восприниматься на практике во взаимосвязи с его последствиями.
Педагогический конфликт – отдельный частный вопрос в системе воспитательного процесса, вырванный из крепкой связи его с другими вопросами чисто теоретическим путем, как бы предполагающим возможность его существования и разрешения автономным путем. Возможно это лишь теоретически, на практике же конфликты и конфликтные ситуации следует и удается разрешать и урегулировать только во взаимосвязи со всем воспитательным процессом. Только "разумный" может предвидеть; только "моральный" может ориентироваться на интересы "Другого"; и лишь "творческий" созидает выход из создавшихся обстоятельств, поставивших людей на полюсные точки противоречия. Коль скоро в педагогическом конфликте участвует ребенок, сущностные человеческие качества которого находятся в становлении и формировании, педагог-психолог становится дополнительным и весьма сильным фактором развития перечисленных выше сущностных характеристик, предоставляя подростку, еще не умеющему видеть – возможность научиться видеть "Другого" там, где стоят личные интересы, предлагая ему – еще подвластному импульсу – забегать мысленно вперед в ситуации взаимоотношений с людьми, вынуждая его – еще подражателя в своем поведении – искать неизвестное ему решение в острой ситуации, а значит, творить поведение[33;53].
Таким образом, конфликт становится желательным и обязательным элементом жизни человека, тем более, если речь идет о жизни подрастающего и формирующегося человека. Незначительная часть исследователей[3;12], говорят о неотвратимости конфликта, добавляют положение о ценности конфликта в личностном становлении. Строго говоря, конфликт вообще нельзя изъять из социальной действительности, он константа социума, поэтому речь вести надо даже не о желательности конфликта, а о том, чтобы выявить максимальное его влияние на формирование молодого человека.
Для того чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное развитие конфликтов, каждый человек, и особенно педагог, должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явлении, постоянно сопровождающем человеческую жизнь. К сожалению, в нашей стране степень понимания конфликта учеными, занимающимися его исследованием, еще не позволила получить знания, которые можно было бы достаточно эффективно использовать для объяснения и управления сложными педагогическими конфликтами с учетом их современной специфики. Нельзя не отметить и тот факт, что органы управления школой, педагоги оказались не в состоянии использовать те знания, которыми уже обладают представители науки.
Таким образом, конфликт как особое психолого-педагогическое явление практически неизбежен. Успешность разрешения конфликта зависит как от уровня развития сознания конфликтующих сторон, характера и условий его развития, так и от правильной оценки и выбора путей разрешения.
Следовательно, нам необходимо не только научиться распознавать сущность каждого конкретного конфликта, выявлять и нейтрализовать деструктивную сторону конфликтного взаимодействия и разрешать противоречия, но и научить этому подростков, т. е. сформировать у них опыт конструктивного разрешения конфликтов.
Одним из основных условий этого процесса является знание структурных, функциональных и сущностных характеристик конфликта.