Описание повторного анкетирования

Повторным методом исследования является так же анкетирование. Нами были заданы те же вопросы, что и в первом анкетировании. На вопросы отвечали те же респонденты. Итоги повторного анкетирования представлены ниже.

Вопрос 1 звучал так: Считаете ли вы, что молодежные телепрограммы должны подвергаться цензуре, если да, то какие из предложенных сцен нуждаются в ней?

Большая часть респондентов считает, что подвергаться цензуре не должны никакие из предложенных тем. Но небольшая часть, всего лишь 15% утвердительно ответили, о присутствии цензуры со сценами насилия, эротическими сценами и оскорбительной/матерной речью.

Вопрос 2: Как должна осуществляться цензура?

Результаты повторного анкетирования, после проведения дебатов изменили процент людей предлагавших отмену телепередачи вообще. Если в первом случае это было 5%, то теперь 2%. В вопросе о механизме осуществления цензуры процентные данные остались почти такими же.

Вопрос 3: Кто должен осуществлять цензуру?

На данный вопрос респонденты отвечали по-разному. Кто-то утверждал, что это должен быть орган, составленный из высокопоставленных людей, кто-то считает, что цензуру должно осуществлять государство.

Выводы: Сложный вопрос о том, кто должен осуществлять цензуру, по-прежнему вызывал у анкетируемых проблемы при ответе, многие затруднялись ответить. Проведённые дебаты по теме цензуры прояснили отношение молодой аудитории к характеру возможной цензуры. Она должна носить этический характер вместо политического.

Вопрос 4 Кто повлиял на формирование ваших нравственных идеалов?

89% ответили, что это были безусловно родители, школа, книги и личный жизненный опыт. Остальные 11% -телевидение, журналы и

друзья.

Вопрос 5 был задан так: Видели ли вы такие передачи или сцены молодежных телепередач, которые вы не хотели бы, чтобы видели ваши дети?

Да-68%

Нет-32%

Выводы

Итоги двух анкетирований и ролевой игры-дебатов показали, что темы молодёжных рейтинговых телепередач, их влияния на молодые умы и роли в них цензуры – это, бесспорно, темы крайне актуальные для современного общества. Вопрос о роли СМИ в формировании своего внутреннего мира, по крайней мере, позволил отвечающим на вопросы, задуматься о своих ценностях и степени влияния на них тех, или иных внешних факторов.

Проведённые дебаты по теме цензуры прояснили отношение молодой аудитории и к вопросам относительно цензуры. Общий вывод таков, что она должна носить сменить свою направленность с социально-политической на морально-этическую.

- Итоги дебатов показали, что молодежь выступает против цензуры, но, всё же, не поощряет некоторые сцены: насилия, эротические сцены и оскорбительную/матерную речь, сцены пропаганды фашизма/расизма и др. Были предложены некоторые механизмы осуществления цензуры.

- Молодежь не задумывается, кто должен осуществлять цензуру

- Возможно, взрослое поколение слишком серьезно относится к воспитательной роли телевидения. Данные опроса показали, что только на 11% респондентов телевидение и др. СМИ влияют с точки зрения формирования нравственных идеалов. Подавляющее большинство (89%) ответили, что в формировании их нравственных идеалов все-таки участвовали родители.

- Приятно, что больше половины молодого поколения осознают, что некоторые телевизионные сцены были бы нежелательными для их будущих детей.

Таким образом, возвращаясь к нашей гипотезе и цели, можем сделать вывод о несомненной связи между интересами молодёжи и популярностью той, или иной передачи. Молодёжные интересы – вот, от чего зависит рейтинг телепередач, рассчитанных на данную аудиторию. Также подтвердилась (правда, в меньшей степени) и другая сторона нашего предположения об обратной связи: идеалы молодёжи могут зависеть от пропаганды заведомо популярных – рейтинговых передач. Что касается нашей цели – исследовать степень влияния молодёжных телепередач на свою публику – то здесь характерным ответом являются цифры итогов анкетирований: только около 10% молодых респондентов посчитали телевизионные программы(в том числе и молодёжные) своими учителями и наставниками в жизни.

Заключение

Данная работа посвящена очень серьёзной проблеме современного общества. Рейтинговые телепередачи отражают интересы и запросы молодежной среды. Они оказывают как положительное, так и негативное воздействие на молодежь. С одной стороны, проблему негативного воздействия запретом просмотра рейтинговых телепередач не решить. С другой стороны, положительное влияние телевидения на формирование молодёжного сознания можно и нужно использовать.

При написании I главы, были рассмотрены следующие вопросы:

- Проблемы духовно-нравственного воспитания личности, одного из аспектов, составляющих комплекс ценностей современного всесторонне развитого человека. Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

- Роль телевидения в формировании духовно-нравственных ценностей.

- Функции средств массовой коммуникации, которые можно разделить на три основные группы:

1) удовлетворяющие потребности человека как индивида и личности;

2) удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;

3) удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

-Роль телевидения как средства формирования духовно- нравственных ценностей молодёжи.

Выводы, сделанные в результате главы таковы, что:

целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте, а это предполагает целый ряд установок на общепринятые ценности, которые необходимо прививать личности смолоду с помощью различных методов, среди которых моральное убеждение и моральное принуждение как форма морального осуждения.

Но, кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Среди социальных факторов непоследнюю роль играют СМИ, в том числе телевидение, где как раз «заправляют рейтинговые передачи».

Результаты нашего исследования показали, что факт влияния рейтинговых телепередач на молодёжное сознание бесспорен. Но это влияние неоднозначно, в котором существуют как плюсы, так и минусы. Подтвердилось и другое наше предположение о том, что формирование нравственных идеалов зависит от той информации, которую получают молодые люди (просмотр телепередач), а с другой стороны тематика и рейтинг телевизионных передач зависит от востребованности в молодежной среде, то есть связь между рейтинговыми передачами и молодёжной аудиторией взаимная.

В результате нашего исследования получена ролевая игра - дебаты на тему: «молодёжные телепередачи нуждаются в цензуре». А также полученные результаты исследования дают возможность составить актуальную статью в печатном издании.

Наши рекомендации