История и культура Санкт-Петербурга (краеведение) для 9 класса, как основной или элективный курс, кружок
1. Вводный повторительный урок Петербургская земля-арена исторических событий.
2. Ландшафтная природа, климат петербургской земли и урбанистические модели, планы города. Проекты.
3. Волшебство Санкт-Петербурга. Проекты.
4. Невские берега до основания культурной столицы России. Образ жизни российских и шведских жителей в Северо-Западе. Проекты.
5. Переходный период от старой к «новой культуре». Конец XVII столетия. Проекты.
6. Основание Санкт-Петербурга. «Узрим ли еще одну блестящую ошибку Петра Великого?» (Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин об основании Санкт-Петербурга через сравнение официального и «другого» Петербурга). Проекты.
7. Архитектура, изобразительное искусство, образование, повседневная жизнь и экономика Санкт-Петербурга первой половины XVIII века. Проекты.
8. Жизнь европейской столицы России в царствование Елизаветы Петровны. Проекты.
9. «Золотой век» классической культуры 1760–1790-х гг.: главные метаморфозы. Проекты.
10. Имперская промышленно-торговая столица в XIX-начале ХХ вв. Начало основного раздела по ХХ веку. Проекты.
11. «Люблю, военная столица…» Санкт-Петербург эпохи Николая I. Проекты.
12. «Город пышный, город бедный». «Свет и тени» Санкт-Петербурга 1860-1880 гг. Повседневная жизнь и быт петербуржцев. Проекты.
13. Созвучие новых стилей и направлений. Эклектика. Проекты.
14. Город — территория толерантности. Проекты.
15. Методология Н.П. Анциферова («Душа Санкт-Петербурга»). Проекты.
16. Революционный и постреволюционный Петроград1920-1930-х годов.
17. Город-центр промышленности.Экономика советского периода довоенной северной столицы.
18. Формирование новой интеллигенции 1930-х годов (образование в Ленинграде). Комбинированный урок.
19. Формирование новой интеллигенции 1930-х годов (наука в Ленинграде). Урок изучения нового материала.
20. Возвращенная репрессированная интеллигенция в Ленинграде 1930-1950-х годов.
21. Культура Ленинграда до войны. Модульный урок.
22. Изменения в повседневности. Модульный урок.
23. Блокада Ленинграда и Великая отечественная война. «Вставай страна огромная»! Урок изучения нового материала.
24. Военные операции и промышленность во время Блокады. Комбинированный урок.
25. «Нас вместе называют Ленинград и шар земной гордится Ленинградом»… Как организованность ленинградцев и инфраструктура помогли отстоять город. Комбинированный урок.
26. «Великий город с областной судьбой». Послевоенный, послесталинский Ленинград: хозяйственно-экономическая жизнь до конца ХХ века.
27. Возрождение культуры и науки свободомыслия, города творческой интеллигенции в 1960-1990 годы. Комбинированный урок.
38. Заключительный урок. Город больших перспектив ХХI века. Развитие северных районов, в которых мы живем… Возможно 2 урока.
30. Повторительно-обобщающий урок
Класс общеобразовательная программа к тематическому планированию для занятий НИР и проектированием.
Федеральный базисный учебный план отводит 70 часов учебного времени (2 часа в неделю) на изучение учебного предмета «История» в 10 классе (базовый уровень). Данное тематическое планирование построено на базе примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по истории.
Программа истории для 10 класса.
История в системе гуманитарных наук.
1. Структура исторического знания. Исторические источники.
2. Историческая хронология и терминология.
3. Современные концепции происхождения человека и общества. Расселение древнейших людей.
4. Неолитическая революция. Особенности властных отношений и правовых норм в родоплеменном обществе.
5. Цивилизации Древнего Востока и их культурное наследие.
6. Цивилизация Древней Греции.
7. Цивилизация Древнего Рима.
9. Феодализм как система социальной организации и властных отношений.
10. Исламская цивилизация средневековья.
11. Византийская цивилизация
12. Европа в средние века.
13. Модернизация как процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу.
14. Великие географические открытия.
15. Эпоха Возрождения.
16. Реформация и контрреформация.
17. Абсолютные монархии в Западной Европе.
18. Буржуазные революции 17- первой половины 19-го веков.
20. Идеология Просвещения. Общественно- политическая мысль в странах Западной Европы.
21. Технический прогресс в Новое время. Промышленный переворот.
22. Эволюция международных отношений в Новое время.
23. Страны Востока в Новое время.
24. Культурное наследие Нового времени.
Итоговое повторение