Цель вовлечения шестилетних детей в школьную жизнь
Следует выделить три аспекта этого вопроса.
1. Может быть, покажется парадоксальным, если скажу, что шестилетний ребенок больше готов к началу школьной жизни, чем семилетний. Однако тут нет ничего парадоксального. Дело в том, что за последние десятилетия неизмеримо возрос культурный уровень советской семьи и всего советского общества. Все родители нынешних детей, как правило, имеют среднее и профессиональное образование, а многие из них и высшее. Это качественно изменило социальную среду, в которой растет ребенок. На его развитие большое влияние оказывают средства массовой информации - телевидение, радио, детские журналы, книги, кинофильмы. Преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые все больше способствуют физическому и умственному развитию детей, помогают им многосторонне знакомиться с окружающей действительностью, жизнью и трудом людей, современной техникой. Огромную роль в ускорении развития и воспитания советской детворы играют детские сады, которые охватывают подавляющее большинство ребят-дошкольников. В них они усваивают необходимые знания, овладевают элементарными нравственно-этическими нормами, под руководством воспитателей у них целенаправленно развиваются речь, мышление, трудовые навыки, эмоционально-волевая сфера. Как правило, к семи годам ребенок уже овладевает чтением и письмом, простым счетом. И когда в семь лет он поступает в школу и ему в качестве учебного материала предлагаются буквы, адаптированные тексты для чтения, простейшие арифметические примеры, т. е. материал по своей сложности ниже его возможностей, то у него не возникает потребности в чтении, так как его познавательный интерес не получает обильного и необходимого питания для дальнейшего развития. Содержание обучения, предлагаемое сегодня семилетним детям, не находится, говоря словами Л. С. Выготского, в зоне их развития и потому не может активно его стимулировать.
Однако то же самое содержание обучения - чтение, письмо, простой счет - теперь становится предметом познавательных притязаний шестилетних детей. Эти знания находятся в зоне их развития и потому вызывают у них познавательный интерес, тем более когда его удовлетворение связано со школой, с их стремлением "стать взрослыми".
2. Шестилетний возраст - наиболее благоприятный (сензитивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка. Надо воспользоваться этой предрасположенностью, реализовать ее. Иначе без необходимой, соответствующей этому возрасту умственной и нравственной пищи и без мудрой заботы взрослого в малыше могут не раскрыться в полной мере его задатки. Организованное, систематическое обучение и воспитание - главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка. В этом возрасте можно (и должно!) успешно совершенствовать его речь, на основе природной любознательности пробудить познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилетним легко овладеть вторым (в национальных школах - русским) языком.
Социальному становлению способствует организованное знакомство с окружающей средой, с жизнью людей, с общепринятыми нормами поведения. Шестилетний ученик вступает в общение с учителями и товарищами, в процессе которого на него возлагаются определенные обязанности, он начинает согласовывать свои желания и действия с общими интересами, включается в деятельность, направленную на общую пользу, учится думать и заботиться о других. Яркая, насыщенная событиями школьная жизнь с многообразием целенаправленных действий есть та благоприятная среда, в которой каждый маленький ученик находит условия для активного проявления своих возможностей, способностей, для развития своих внутренних сил.
Содержание первого года обучения открывает перед ребенком радостную перспективу его дальнейшей школьной жизни. Шестилетние дети, обучающиеся и воспитывающиеся в условиях школы по особой программе и методике, значительно опережают в своем развитии своих сверстников, которые начинают учиться с семи лет без такой специальной подготовки. Это проявляется в более высоком уровне наблюдательности, сообразительности, мышления, владения речью. Общеинтеллектуальные умения, разумеется, целенаправленно совершенствовались в процессе усвоения чтения, письма, счета, изобразительной, музыкальной, трудовой деятельности. Дальнейшее учение в начальных классах не вызывает у этих детей таких затруднений, преодоление которых с помощью учителя им было бы не под силу.
3. Введение классов для шестилеток в целостную систему начальной школы даст возможность более рационально построить учебные планы и программы, сократить учебную нагрузку младших школьников, увеличить время на обучение родному языку, математике, труду, музыке, рисованию. А в национальных школах создать реальные условия для того, чтобы дети начали овладевать русским языком как вторым в наиболее благоприятный для этого период.