Объект и предмет исследования
В.Ф.Горбенко
ЕГУ им. И.А.Бунина
Алгоритм студенческого научного исследования
Выпускная квалификационная работа будущего учителя музыки является заключительным, наиболее сложным видом его учебно-исследовательской музыкально-педагогической деятельности. В методической литературе можно найти самые подробные рекомендации по организации научного исследования и оформлению полученных результатов. Однако многолетняя практика дает основания утверждать, что для большинства студентов трудности начинаются с первых шагов – нарушение логики рассуждений приводит к ошибкам в формулировке проблемы, темы, и как следствие – к несогласованности аппарата исследования. В дальнейшей работе эти ошибки только усугубляются.
Для предупреждения подобных ошибок нами была разработана своеобразная блок-схема, следование которой как алгоритм облегчит организацию и проведение студенческого научного исследования. Первая схема представляет структуру введения и последовательность действий при разработке аппарата исследования. Только строгое выполнение последовательности шагов и подсказки-формулы позволят начинающему исследователю не допустить ошибок при формулировке аппарата исследования и обеспечить взаимообусловленность всех его компонентов.
Вторая схема дает представление о структуре основного текста курсовой или дипломной работы и показывает взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов научного исследования.
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Рассмотрим более подробно каждый компонент выпускной квалификационной (курсовой) работы.
Проблема исследования
Введение начинается с изложения рассуждений автора об актуальности предпринимаемого исследования. Здесь важно показать, что трудность, с которой столкнулся автор, носит объективный, а не субъективный характер и представляет интерес для большинства участников педагогического процесса. В результате размышлений, анализа, изучения опыта и, прежде всего, выявления противоречий выпускник определяет проблему, формулировать которую удобнее всего в форме вопроса: что в педагогической практике требует дополнительного специального исследования (что не было изучено; что надо изучить с новых позиций)? Проблема – знание о незнании. Главное при этом – знание об объективном незнании
Так, например, выявляются противоречия между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности учителя музыки и отсутствием достаточной психолого-педагогической подготовки к осуществлению этой деятельности. На основе выявленного противоречия формулируется проблема исследования. Она может быть сформулирована в виде вопроса. В качестве иллюстрации можно привести фрагмент из дипломной работы, в которой достаточно четко сформулировано противоречие и вытекающая из него проблема:
…Возникает противоречие между объективной потребностью формирования эстетических суждений у учащихся в процессе изучения детского эстрадного вокального искусства, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования у школьников в учреждениях дополнительного образования.
Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: Каковы педагогические условия эффективного формирования эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного вокального искусства?
Формулировка проблемы должна носить достаточно обобщенный характер и предполагать масштабное, многоаспектное исследование. Совершенно очевидно, что силами одного студента в рамках учебной работы выполнить полномасштабное научное исследование не представляется возможным. Поэтому студент совместно с научным руководителем выделяет лишь ту часть проблемы, которая находится в зоне его научных и практических интересов и изучение которой позволит внести вклад в разрешение всей проблемы. Эта часть и становится темой исследования.
Тема исследования
При формулировке темы исследования необходимо помнить, что она не может быть шире формулировки проблемы и касаться лишь какой-либо одной стороны учебно-воспитательного процесса. Поэтому, определяя тему исследования, необходимо четко обозначить (назвать) категорию (категории), подвергающуюся исследованию. Например: «Методы развития интереса к джазовой музыке у подростков». В этом случае в поле зрения будет находиться сразу несколько категорий: «джазовая музыка», «интерес», «подростки», «методы развития». Отметим, что в центре внимания исследователя—учителя музыки в данном случае должна быть категория «методов» развития интереса к джазовой музыке подростков.
Определяя тему выпускной квалификационной работы, будущий учитель музыки уже во введении отвечает на вопрос: Что заинтересовало его в этой теме? Другими словами, раскрывает актуальность темы исследования.
Объект и предмет исследования
Объектом научного исследования всегда является учебно-воспитательный процесс, само музыкальное образование. В конкретном музыкально-педагогическом исследовании объектом становится тот или иной аспект, «участок» этого процесса. Например, в исследовании «Формирование у подростков представления о музыкальной драматургии» его объектом назван «процесс восприятия подростками музыкальной драматургии в произведениях крупной формы». В этом случае объект исследования носит психологический, а не музыкально-педагогический аспект. С точки зрения педагогического исследования объектом здесь мог стать «процесс формирования (организации, развития) восприятия…»
Получить новое знание об объекте во всех его гранях, как правило, не представляется возможным для одного исследователя. Поэтому определяется предмет исследования, который раскрывает, в каких ограничительных рамках рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает исследование. Для педагогического исследования важно помнить, что учебно-воспитательный процесс организует учитель, поэтому именно деятельность учителя с позиций заявленной темы и является предметом исследования. Предмет исследования как бы задает определенный «угол зрения» объекту исследования, уточняя, с помощью какого «музыкально-педагогического средства» происходит развитие (воспитание, обучение) «объекта». В выпускной квалификационной работе объект исследования по своему содержанию, как правило, не отличается от формулировок, принятых в диссертационных исследованиях. Что же касается предмета исследования, то он может значительно «сужаться», например, до уровня конкретных условий организации процесса музыкальных занятий или даже конкретной темы. Однако в любом случае тема, объект и предмет исследования должны находиться в единстве, например: тема исследования: «Развитие у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке на основе комплексного привлечения искусств»; объект исследования: «процесс развития эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке»; предмет исследования «применение комплексного взаимодействия искусств для развития эмоционально-ценностного отношения к музыке у младших школьников».
Цель исследования
Цель должна непременно носить познавательно-преобразовательный характер. Цель обусловлена проблемой: если «проблема – это «знание о незнании», постановка вопроса (чего мы не знаем?), то цель призвана ответить на этот вопрос (цель – получение нового знания). Цель исследования (что сделать?) — это то, чего необходимо достигнуть в самом общем виде как результат проведенной работы. Например, «Разработать методики развития образного восприятия музыки у младших школьников» или «Выявить критерии оценки музыкального развития современных школьников». Главное при этом - в реализации поставленной цели следует избегать реферативного изложения материала, при котором автор квалификационной работы ограничивается пересказом уже известных мыслей.
Гипотеза исследования
Центральным моментом исследования является формулировка гипотезы (выдвигаемой модели, концепции) исследования. Здесь как раз и обозначается то новое, что в дальнейшем исследует, обосновывает и защищает автор. Гипотеза — это научное предположение о том, что сформулированная автором система мер поможет разрешению обозначенной проблемы исследования. Именно гипотеза требует проверки, подтверждения (или опровержения). Вся дальнейшая работа обусловлена гипотезой, которая становится центром притяжения для всех действий исследователя.
Начинающему исследователю следует иметь в виду, что гипотезы бывают двух видов – объяснительная и описательная. Каждый вид имеет право на существование, однако они имеют существенные различия и, естественно, требуют разного подхода. Так, гипотеза описательная лишь указывает на наличие связи явлений, не уточняя, при каких конкретный условиях результат достижим безоговорочно. Такая гипотеза не обладает прогностической функцией, ее проверку в других условиях невозможно повторить, т.к. при изменении любого условия результат может быть совершенно другим. Указанных недостатков лишена гипотеза объяснительная. Она формулируется по правилу «Если…(перечень конкретных условий, предлагаемых автором исследования, то… (предполагаемый результат, наступление которого неизбежно при выполнении указанных условий). Данный вид гипотезы в студенческом исследовании представляется предпочтительным, поскольку в нем уже программируются задачи, конкретные условия и последовательность работы. Исходя из сказанного, формулирование гипотезы в значительной мере облегчается, если исходить из установки, что в данных конкретных условиях с данным конкретным составом учащихся те или иные методы (способы, приемы и т.п.) приводят к положительным результатам. В условиях учебно-исследовательской работы можно строить гипотезу, состоящую из нескольких вариантов. В дальнейшем, как правило, обнаруживается, что один из вариантов оказался более эффективным.
Задачи исследования
Корректно сформулированная гипотеза исследования, содержащая ряд условий достижения положительного результата, уже предполагает ряд задач, подлежащих выполнению: если есть условия, то их создание в заданной последовательности и является задачей исследования. Следует стремиться к тому, чтобы формулировка задач исследования и их последовательное выполнение обеспечивали достижение поставленной цели. Здесь принципиально нет возражений против традиционной формулировки: изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования…; - обобщить практический опыт работы …: - разработать, обосновать, отобрать наиболее эффективные…(приемы, систему, технологию, средства…).
Практика использования данного алгоритма в работе со студентами-дипломниками подтверждает его состоятельность и повышает качество выполняемых научных исследований.