Диагностика и прогнозирование при подготовке

К уроку

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПОДЛАСЫЙ И. П.

ПЕДАГОГИКА. НОВЫЙ КУРС.

КН. 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ. ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитатель-ного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тематические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его основе - алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий.

Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «прояснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижает этот идеальный показатель. Величина потерь (она определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние которых он может менять[164].

ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ[165]

При подготовке к организации и осуществлению учебного процесса, учитель должен помнить о выполнении условий, которые предопределяют успех составляемых планов.

Первым из них является условие многосторонности. Оно требует, чтобы в плане работы получили гармоничное отражение как цели обучения, так и цели воспитания; как потребности личности, так и интересы общества; как отдаленные воспитательные перспективы, так и текущая ситуация в данном классе или группе учеников, словом, все факторы, определяющие полное и всестороннее развитие учащихся.

Второе условие рационального планирования учебной работы ‒ конкретность. Это условие означает, что фигурирующие в плаке задачи должны быть ясно и четко сформулированы и выражены в категориях результатов, подвергаемых объективной оценке.

Третье условие ‒ реалистичность, требующая соблюдения при планировании учебно-воспитательной работы должной меры. Это значит, что не следует перегружать учеников слишком большим числом заданий, что нужно предъявлять к ученикам лишь те требования, которые они могут выполнить, что необходимо подбирать оптимальный для них темп работы, соответствующее распределение выполнения заданий во времени, чтобы не допустить перерывов в работе или перегрузку. Реалистичность требует также учета возможностей учеников применительно к их возрасту, стремлениям, интересам и потребностям, как индивидуальным, так и групповым[166].

Виды планирования учебной деятельности

В образовательной практике сложилось три вида планирования учебной работы и три вида соответствующих им планов: планы на год, на четверть и планы или конспекты отдельных уроков.

В процессе подготовки к выполнению ожидающих его в новом учебном году дидактических задач, учитель составляет годовой учебный план по своему предмету для каждого класса, в котором он преподает. Основу такого плана составляет программа соответствующего учебного предмета. При этом содержащимся в программе положениям придается более конкретная форма, учитывающая условия работы в данном классе, и прежде всего такие факторы, как степень продвинутости учеников в учебе, типы и объем имеющихся дидактических средств, объем и способы развития отдельных положений программы в соответствующих главах и параграфах учебника, количество предполагаемых экскурсий, количество уроков, отведенных на повторение пройденного материала, его контроль и оценку и т. п.

Если годовые планы включают перечень так называемых тематических групп, составленных из тем, относящихся к отдельным методическим единицам, то в планах на учебную четверть получают отражение эти последние темы. Планы на четверть позволяют более конкретно и подробно определить дидактические задачи, учесть изменения, вытекающие, например, из ускоренной или замедленной реализации определенных положений программы в течение предыдущей учебной четверти. Таким образом, эти планы являются, во-первых, более конкретным развитием годовых планов, а во-вторых, образуют основу рационального, распределенного по четвертям, планирования отдельных уроков.

Внешнее выражение дидактического планирования – планы и конспекты урока.

План урока охватывает, как правило, следующие пункты:

1) тему урока;

2) образовательные, воспитательные и развивающие цели, выраженные чаще всего в категориях конкретных действий, которыми в результате урока должны овладеть ученики;

3) ход и этапы урока, содержание и участников деятельности на каждом из этих этапов;

4) концептуальные подходы (дидактические технологии), формы, методы, средства, применяемые на уроке для достижения целей.

Конспект представляет собой подробное развитие плана урока.

Тщательное планирование урока является одним из основных условий его успешного проведения, поэтому оно обеспечивает оптимальный отбор содержания, методов, организационных форм и дидактических средств.

С содержательной точки зрения урок можно считать подготовленным, если учитель сам хорошо понимает материал, который должен передать ученикам, свободно им владеет и умеет представить его с разных сторон, с разных точек зрения. Содержательная подготовка к уроку должна выходить за рамки материала, содержащегося в учебнике. Без этого учитель не сможет связать отдельные уроки, так чтобы обеспечить ученикам преемственность в приобретении знаний и в максимальной мере содействовать их умственному развитию.

Готовясь к уроку, учитель не может не учитывать состояние материально-технической базы школы: чем основательнее будут продуманы эти вопросы перед уроком, тем лучше будут последующие результаты.

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Наши рекомендации