Орфоэпическая норма i. норма ударения

Глава I

Во многих известных нам языках постановка ударе -н и я не вызывает никаких трудностей, потому что ударе­ние там фиксированное. Например, в польском языке, в латыни ударение всегда падает на предпоследний слог; в чешском, латышском — на первый; во французском — на последний.

А в русском языке ударение усвоить трудно, так как оно разноместно и подвижно. Разноместно, потому что может падать на любой слог: на первый — домик, на второй — телега, на третий — сторожил, на четвертый — нормировать. Подвижно, потому что при изменении сло­ва может меняться и ударение: стрела (ед. ч.) — стрелы (мн. ч.).

Казалось бы, ошибки в ударении могут проявляться только в устной речи. Но вот читаю в газете: "Трудности? Языковый барьер". Но языковым может быть, например, паштет (в значении — сделанный из языка), а барьер — только языковым (в значении — связанный с языком-речью).

Часто мы задумываемся: как правильно произнести — правы или правы, спала или спала, бронированный или бронированный....? Конечно, каждый отдельный пример мы можем проверить по словарю — и без этого иногда не­возможно обойтись. Но все же норма правильного ударе­ния существует, и проще следовать ей, чем каждый раз обращаться к справочной литературе.

Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

Посмотрим, в каких случаях допускаются ошибки и как можно их избежать.

1. Часто при изменении слова переносят ударение на
окончание в тех словах, которые имеют неподвижное уда­
рение на основе во всех формах. Это такие существи­
тельные, как: блюдо, госпиталь, грунт, досуг, жбан, квар­
тал, клад, сват, средство, торт, шофёр, шрифт и др.

Следовательно, мы должны произносить: приедут сва­ты, очередь за тортами, многие шофёры, проблемы грун­тов, все средства и т. п.

2. Ошибки допускают и в существительных, у кото­
рых неподвижное ударение на окончании (только если
в им. п. — нулевое окончание, то ударение в этой фор­
ме падает на основу): графа, жезл, кайма, ломоть, ре­
вень, серп, язык, фитиль и др.

Следовательно: компот из ревеня, размахивать жезлом, нет ломтя хлеба...

3. Наибольшее количество ошибок в прилагательных
связано с краткой формой и, сравнительной степенью.

Надо запомнить:

— Если ударение в краткой форме женского рода па­дает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с уда­рением в полной форме: белый — бела, бел, бело (но кру­гом белым-бело); ясный — ясна, ясен, ясно.

— В большинстве форм множественного числа наблю­даются колебания в постановке ударения: белы — белы, бледны — бледны, близки — близки, низки — низки, пьяны — пьяны, пусты — пусты, ясны — ясны, просты (Устар.,) — просты.

— Но только легки, правы.

— Если в краткой форме женского рода ударение падает на окончание, то в сравнительной степени — на суффикс: длинна — длиннее, видна — виднее, полна — полнее.

— Если в краткой форме женского рода ударение па­дает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лилова — лиловее, красива — красивее, ленива — ленивее, говорлива — говорливее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударе­
ния на основе слова, а не на его окончании в глаголах
прошедшего времени единственного числа женского ро­
да: взяла вместо взяла, спала вместо спала и т. п.

Надо запомнить:

— Таких глаголов около 280 (непроизводных и произ­
водных): брать (собрать, отобрать, прибрать, убрать...),
быть, взять, вить, врать, гнать, гнить, дать, драть,

ждать, жить, звать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, слыть, ткать.

— Только приставка вы- "перетягивает" ударение на себя: гнала, прогнала, но выгнала.

— В этих глаголах прошедшего времени единственно­го числа мужского и среднего рода и множественного чис­ла ударение совпадает с ударением в начальной форме: звать — звал, звало, звали. Но аффикс -ся изменяет уда­рение в глаголах множественного числа и иногда в глаго­лах среднего рода единственного числа: забралось, забра­лись; налилось, налились.

— Некоторые глаголы, очень похожие на перечислен­ные выше, тоже односложные, не входят в этот ряд: бить — била, брить — брила, жать — жала, знать — зна­ла, злить — злила.

В пределах литературной нормы имеется значитель­ное количество вариантов ударений (о вариантах в кратких формах прилагательных уже говорилось выше).

Варианты могут быть равноправными: баржа — баржа, заржаветь — заржаветь.

Однако чаще всего варианты, допускаемые в литера­турном языке, характеризуются как неравноправные.

Семантические варианты — разноместность ударения выполняет смыслоразличительную функцию:

острота (лезвия) — острота (остроумное выражение), трусить (бояться) — трусить (бежать),

погруженный (помещенный на транспорт) — погружен­ный (опущенный в воду...).

Стилистические варианты:

прикус (общеупотребит.) — прикус (спец.),

шелковый (общеупотребит.) — шелковый (поэт.)

Нормативно-хронологические варианты:

запасной (соврем.) — запасный (устар.),

украинский (соврем.) — украинский (устар.),

ракурс (соврем.) — ракурс (устар.).

2. НОРМА'ПРОИЗНОШЕНИЯ

Много раз слышала, как ученики читают стихотворе­ние А. С. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгно­венье..."). Там есть такие строки:





орфоэпическая норма i. норма ударения - student2.ru В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты.

И сколько раз "спотыкались" ученики на слове безна­дежный, произнося его безнадёжный, несмотря на то что у слова есть даже рифма, указывающая на правильное произ­ношение: безнадежный — нежный. Почему?

Попробуем разобраться в сложных случаях произно­шения.

1. Определенную трудность представляет различение
[э] и [о] (на письме — е и ё) после мягких согласных.

Следует запомнить:

— Только [э] произносится в словах: атлет, афера, бытие, забредший, одноплеменник, опека, отцветший и др.

— Только [о] произносится в следующих словах: затёкший, новорождённый, остриё, пересёдланный, при­нёсший.

Можно отметить и произносительные вари­анты .

Иногда [э] и [о] отмечаются как равноправные вариан­ты: белёсый и белесый, желчь и жёлчь, решетчатый и решёт­чатый.

Встречаются семантические варианты — при помощи зву­ков [э] и [о] различают слова или формы слов: железка — желёзка, небо — нёбо, все — всё, оглашенный — оглашённый.

Иногда произношения [э] и [о] характеризуются как нормативное и устаревшее (нормативно-хронологические варианты): акушер — акушёр (устар.), безнадёжный — безнадежный (устар.)

2. Много речевых ошибок появляется при непра­
вильном произношении двойного согласного во мно­
гих иноязычных словах и русских словах, включающих
иноязычные морфемы.

— Иногда двойной согласный не произносится: ас­самблея, ассоциация, ассортимент, корреспондент, коррек­тный, суббота, миллиард, грамматика, аккредитив.

— Двойной согласный не произносится в конце слов: металл, грамм, грипп, а также перед согласными: группка, классный, программный.

— В следующих словах сохраняются двойные соглас­ные в произношении: диссонанс, ванна, касса, масса, гам­ма, ирреальный, манна (небесная).

— В некоторых словах допускается вариантное про­
изношение: анналы, аннотация, ассимиляция, диффузия,
кассета.

3. Трудности вызывает произношение заимствованных слов, отчего и появляются речевые ошибки.

— В некоторых словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [о]: по­эт, вето, сонет, Флобер, Золя, Шопен.

— В большинстве хорошо освоенных слов наблюдает­ся аканье: роман, аромат, конспект, комфорт.

— На месте букв э, е после гласных в иноязычных сло­вах произносится звук [э] (без предшествующего [й]): про­ект, проектировщик, пируэт, дуэль, поэзия.

— Губные согласные перед е в большинстве случаев произносятся мягко: бенгали, бенефис, вельвет, верни­саж, пелерина, период.

— Но в ряде случаев губные перед е остаются тверды­ми: бета, бизнесмен, буриме, капелла, Кармен, Шопен.

— Зубные согласные т, д, з, с, н, р чаще других сохра­няют твердость перед е: антенна, ателье, генетика, де­тектив, гротеск, полонез, синтетика, фонема, тембр.

— Только мягкие зубные произносятся перед е в сло­вах: бюллетень, декорация, кларнет, тенор, Одесса, пио­нер, фанера, шинель.

Во многих словах перед е допускается вариантное про­изношение твердых и мягких зубных: декан, претензия, терапия, термодинамика, террор, трек.

Здесь представлена только небольшая часть слов, вы­зывающих трудности в произношении. В большинстве слу­чаев необходимо обращаться к "Орфоэпическому слова­рю русского языка", в котором дается произношение слова и ударение во всех сложных формах слова.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

Расставьте ударения в следующих существительных.

1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышле­ние, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, хода­тайство, щавель. .

2. Алокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, ди­оптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарст-



орфоэпическая норма i. норма ударения - student2.ru


остроге — острота, старина — старина, хаос — хаос.

2. Лавровый — лавровый, угольный — угольный, характерный — характерный, языковой — языковый.

3. Забронировать — забронировать, морщить — морщить,

погружённый — погруженный, склонен — склонён, трусить — трусить.

Задание 8

Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударе­ния. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т. е. ме­нее желательные, но находящиеся в пределах нормы), уста­ревающие, имеющие стилистическую окраску.

1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.

2. Августовский, безудержный, великовозрастный, де­вичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

Задание9

Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи?

1. Искра, компас, маяка (род.пад.), прикус, шприца (род. пад.).

Флейтовый, фильтровый.

Задание 1 О

Объясните значения данных слов, употребив их в кон­тексте.

Определите, какой частью речи они являются. Вольно — вольно; остро — остро; чудно — чудно.

Задание 11

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения.

Броня — бронировать — бронированный.

Броня —    
Бронза —    
Копия —    
Марка —    
Маска —    
Пломба —    
Премия —    

Задание 12

Объясните произношение выделенных слов.

1. Герасим был высоким, крепко сложенным чело­веком. Сложенные вместе книги занимали мало места.

2. Погруженные в машины учебники. Погружен­ный в мысли, малыш долго сидел на одном месте. По­груженный в воду аквалангист долго не показывался на поверхности.

3. Ученики не успели забронировать места в гости-
■ нице. Наконец пришли мастера забронировать двери.

Задание 13

Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны ва­рианты, укажите их.

1. Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый.

2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, ка­менноугольный, мизерный, украинский, юродивый.

Задание1 4

Расставьте ударения и особо отметьте слова, имеющие вариантные ударения. Составьте с ними словосочетания.

1. Баловать, балованный, делящий, заиндеветь, закупо­рить, запломбировать, запломбированный, искриться, мар­кировать, премировать, усугубить.

2. Втридорога, втридешева, донельзя, издревле, мас­терски, наголо.

Задание 1 5

Вспомните и запишите устойчивые словосочетания, в ко­торые входят данные слова. Поставьте в них ударение. Завидки, сажень, гуся (род. пад.).

Задание 16

Выпишите из предложенных текстов прилагательные, об­разуйте простую сравнительную степень и расставьте уда­рения.

1. Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,

Наши рекомендации