Диагностика и прогнозирование образовательного процесса
Цель:студент должен
–определять понятия «диагностика», «прогнозирование»
– обосновывать сущность диагностики и прогнозирования;
– выделять функции и задачи диагностики;
– характеризовать методы изучения педагогического прогнозирования.-
Основные понятия:диагностика, мониторинг.
Методические рекомендации:при изучении данной темы важно обосновать значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса; способствовать развитию умений прогнозирования педагогических явлений и процессов; уяснить, что диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования работы педагога.
Вопросы для обсуждения
1. Диагностика, ее сущность, структура и разновидности.
2. Функции диагностики (функция обратной связи, воспитательно-побуждающая, прогностическая, конструктивная, оценочная, коррекционная, информационная, коммуникативная).
3. Значение педагогической диагностики в постановке целей, конкретизации задач, в выборе средств и методов воспитания, в оценке эффективности педагогических действий на каждом из этапов воспитательного процесса.
4. Классификация диагностических методик.
5. Методы изучения уровня воспитанности и обученности личности, коллектива, педагогического процесса.
6. Методики педагогического исследования.
7. Прогнозирование педагогических явлений и процессов. Методы педагогического прогнозирования.Прогнозирование развития личности ребенка и коллектива.
8. Диагностика и прогнозирование – основа целеполагания и планирования работы педагога.
Практические задания и вопросы
1.Раскройте сущность диагностики как составной части образовательной деятельности.
2. Назовите функции диагностики.
3.Представьте классификацию методов педагогической диагностики.
4.Охарактеризуйте методы диагностики уровня воспитанности и обученности личности ребенка (коллектива).
5.Докажите, что диагностика и прогнозирование составляют основу планирования воспитательного процесса.
Самостоятельная работа
1. Составить перечень (систему) методов изучения классного коллектива, личности школьника определенного возраста.
2. В целях формирования профессионально значимых умений будущим учителям предлагается провести различные диагностики и самодиагностики уровня готовности к работе с детьми, результаты которых могут послужить отправной точкой в составлении программы (педагогического дневника) профессионального саморазвития и самосовершенствования будущего учителя.
3. Провести диагностику семьи, используя пакет методик:
– семейная генограмма;
– опросник для родителей АСВ Эйдемиллера;
– кинестетический рисунок семьи;
– тест-опросник родительского отношения Варга-Столина;
– тест «Характер взаимоотношения супругов в конфликтных ситуациях».
Представить диагностический материал, обработку и интерпретацию данных.
Литература:
1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Юрайт : Высшее образование,, 2009. - 430 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.
3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5-12.
5. Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся : Резолюция принятая участниками конференции // Вестник образования России. - 2008. - № 5. - С. 71-74.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. – 31 с. - (Стандарты второго поколения).
Дополнительная литература:
1.Исламова З. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / З. И. Исламова. – Уфа: БГПУ, 2002. - 202 с.
2.Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студентов вузов / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
3.Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. / Винценты Оконь. - М.: Высш. школа, 1990. - 382 с.
4.Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студентов вузов / А. П. Панфилова. – 2-е изд., испр. - М., Академия, 2008. - 368 с.
5.Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. П. Панфилова. – М., Академия, 2009. - 192 с.
6.Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для вузов / под ред. В. А. Смирнова. – 6-е изд., перераб. - М., Академия, 2006. - 510 с.
7.Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. В. Сериков; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М., Академия, 2008. - 256 с.
8. Современная школа: опыт модернизации: книга для учителя / О. В. Акулова, О.В., С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; под общей ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. - 290 с.
9.Стефановская Т. А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т. А. Стефановская. - 2-е изд., стер. - М., Академия, 2006. - 192 с.
10.Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 479 с.
11.Теория и методика воспитания. Хрестоматия: в 2-х ч. / сост. З. И. Исламова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - / Ч. 1 - 164 с. Ч. 2 - 164 с. /
12.Теория и технологии обучения: хрестоматия / сост. Н.С.Сытина, - 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 219 с.
13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - 3-е изд., испр. - М., Академия. 2008. - 240 с.
14.Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А. В. Хуторской. - М., Академия, 2008. - 256 с.
15.Учебно-методический комплекс «Педагогика»: серия учебно-методических пособий для студентов и преподавателей. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
в) программное обеспечение: видеофрагменты профессионального конкурса «Учитель года», «Учитель- мастер», «Педагог – исследователь», методические разработки лучших учителей (конспекты уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Семинарское занятие 6