Проблемы и перспективы экологического образования детей в дошкольном возрасте.

Век XXI прогнозировали как информационно-экологи­ческий. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, решить эту проблему можно только «посред­ством Глобального воспитания», т.е. постановкой экологи­ческих вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.

Постановка вопроса в такой плос­кости неслучайна. Экологическое образование действитель­но не достигло высокой результативности. «Почти сто лет пропаганды этой охраны (экологическое образование) идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом фор­мулированием на бумаге и красноречием на съездах и кон­ференциях» (О. Леопольд).

Дошкольный период детства — важнейший в развитии экологической культуры ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения.

Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.

Естественной основой процесса такого воспитания должны стать объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей средой. У дошкольников от­ношения эти реализуются на бессознательной основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы — они откры­то воспринимают и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки.

Исследования психологов показывают: любому действию человека должны предше­ствовать готовность и способность действовать. «Опыт убеж­дает, — пишет Д.Н. Кавтарадзе, — что лозунги и самые хоро­шие книги и фильмы недостаточны для формирования ак­тивного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огоражи­вают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто ми­лосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отражает термин "формиро­вание сознания". Вспомним: что актуально для детей? Это эмоциональное переживание, связанное с процессом обще­ния, разнообразная деятельность, экологическая активность. Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди — часть природы, мы долж­ны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь"».

В настоящее время в экологическом образовании дошкольников наме­тился целый ряд прогрессивных тенденций:

расширились рамки экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне;

сложилась определенная система целе­направленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры,

используются разно­образные формы и методы экологического образования в зависимости от местных условий, наличия кадров и матери­альных ресурсов;

наблюдается положительная тенденция к введению экологической компоненты в программы обуче­ния и воспитания дошкольников;

наблюдается привлечение творческого потенциала профессиональных научных работ­ников к решению проблем экологизации воспитания в ДОУ: практически все успешно экологизирующие свою деятель­ность ДОУ опираются на поддержку ученых.

Однако сегодня экологическое образование еще не дос­тигло того уровня, который бы позволял говорить о его вы­сокой результативности:

—экологическое образование все еще носит чисто озна­комительный характер;

—информация, не всегда научно обоснованная, носит, как правило, узкоутилитарный, бытовой характер;

—у экологического образования все еще отсутствует фун­дамент, в основу которого должны быть положены общече­ловеческие ценности, нормы морали и нравственности, по­нятия этики и эстетики;

—современное экологическое образование пронизано духом прагматизма (Д.Н. Кавтарадзе);

—недостаточное внимание уделяется привязке эколого-образовательных программ к конкретным экологическим условиям на местах;

—традиционно в педагогической практике большая часть экологических программ неразрывно связывается с биоло­гическим образованием и реализуется на природоохрани­тельном уровне;

—из-за недоукомплектованности авторских программ по экологическому образованию снижается их эффективность;

—недостаточно проработан такой важный вопрос, как диагностика деятельностных и ценностных аспектов эколо­гического образования и воспитания;

—до сих пор актуальными остаются поиски эффектив­ных стратегий и технологий экологического образования дошкольников;

недостаточно ведется работа с семьями.

Тема 2. Основные понятия экологии как научная основа формирования системы экологических представлений детей

План лекции

1. Понятие экологии как науки, ее разделы в применении к дошкольному образованию.

2. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области аутэкологии

3. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области биоценологии.

4. Экологические закономерности, доступные дошкольникам.

5. Проблема систематизации знаний о природе у дошкольников.

Понятие экологии

Основой становления экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с осново­полагающими идеями и понятиями экологии.

Первое понятие, которое необ­ходимо определить, это понятие «экологии»как биологической науки, изучающей взаимоотношения любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) со средой обитания и между собой.

Экология как наука сформировалась лишь в середине 19 века, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э.Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история мировоззрения», написанных в 1866 – 68 гг. впервые попытался дать определение сущности новой науки. Термин прижился не сразу и получил всеобщее признание лишь к концу 19 века.

Современная экология имеет достаточно разветвленную струк­туру. Основной, традиционной частью экологии как науки явля­ется общая экология или биоэкология, которая изучает общие закономерности вза­имоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды.

В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы:

- аутэкология — наука, исследующая индивидуальные связи отдельного живого организма с окружающей его средой;

- популяционная экология — наука, изучающая различные по­пуляции живых организмов;

- биоценология — наука, изучающая взаимоот­ношения популяций, сообществ и экосистем со средой.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, разделы биологиче­ской экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.

Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:

их наглядная пред­ставленность и

возможность включения в практическую деятель­ность.

В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптиро­ванных к возрасту сведений о природе.

Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окру­жены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Ком­натные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и на­секомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ре­бенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимо­действии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями.

Исход­ной единицей живой природы, в наибольшей степени отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, явля­ется конкретный предмет живой природы - целостный растительный или животный организм (дерево, воробей, собака и др.). Но и отдельные части (плод, лист, цветок и т.п.) или цельный организм в единстве со средой (горшеч­ное растение, аквариум с рыбами), если их габариты и форма созда­ют впечатление законченного предмета, который так или иначе мож­но использовать в деятельности, воспринимаются дошкольниками как единица живой природы.

Современная биология рассматривает отдельно взятый организм как самостоятельную единицу живого.

Отдельно взятый организм (особь), растительный или животный,

как биологически самостоятельный конкретный объект,

входящий в предметный мир ребенка,

может быть взят за основу построения дидактической системы знаний о живой природе.

Какие же значимые особенности животных и растений, которые так или иначе составляют сферу познания ребенка-дошкольника?

Прежде всего отметим, что ребенок сталкивается с многообра­зием живых объектов в период дошкольного детства. Все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, неизменном виде. Даже без специального педагогического руководства дети могут наблюдать контрастные состояния растений во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Все модификации живых объектов, их изменяющиеся состо­яния в самом общем виде обусловлены двумя факторами: их вза­имодействием со средой обитания и онтогенетическим развити­ем.

Таким образом,

1) видовое многообразие живых объектов,

2) их тесная взаимосвязь со средой обитания,

3) особенности онтогенетического развития ра­стений и животных (т.е. их рост и развитие) являются атрибутами окру­жающей ребенка природной действительности, которые есте­ственно, без напряжения входят в сферу его познавательной деятельности и могут стать исходными положениями для построения дидакти­ческой системы знаний о живой природе для детей дошкольного возраста.

Из второго раздела биоэкологии – популяционной экологии- использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспита­ния дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф.Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая попу­ляция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространствен­ным и близкородственным объединениям особей) и свою эволю­ционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из данной области.

Третий раздел биоэкологии (биоценология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей до­школьников.

Главное понятие - экосистема- опре­деляется Н.Ф.Реймерсом как «сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следст­венных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами» (Природопользование... - С. 599).

Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослы­ми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного воз­раста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.

Для построения методики можно выделить специальное эколо­гическое понятие «взаимодействие человека с природой»,с помо­щью которого легко продемонстрировать любые воздействия лю­дей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т.е. сведение зве­на хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненор­мально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экоси­стема; все помнят историю скроликами, завезенными в Австралию самериканского континента (пример интродукции): при отсутст­вии хищника, который регулировал бы их численность, в благо­приятных условиях ушастых зверьков расплодилось немыслимое количество - они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны.

Помимо обозначенных явлений в методику можно ввести фак­ты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот ма­териал имеет прямое отношение к экологии человека, социальной экологии.Предметом внимания дошкольников можно сделать те­му сохранения здоровья, его поддержания путем создания благо­приятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.

Наши рекомендации