Проблемы и перспективы экологического образования детей в дошкольном возрасте.
Век XXI прогнозировали как информационно-экологический. Однако, как считает Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, решить эту проблему можно только «посредством Глобального воспитания», т.е. постановкой экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с дошкольных учреждений.
Постановка вопроса в такой плоскости неслучайна. Экологическое образование действительно не достигло высокой результативности. «Почти сто лет пропаганды этой охраны (экологическое образование) идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом формулированием на бумаге и красноречием на съездах и конференциях» (О. Леопольд).
Дошкольный период детства — важнейший в развитии экологической культуры ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения.
Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное влияние на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу.
Естественной основой процесса такого воспитания должны стать объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей средой. У дошкольников отношения эти реализуются на бессознательной основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы — они открыто воспринимают и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки.
Исследования психологов показывают: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. «Опыт убеждает, — пишет Д.Н. Кавтарадзе, — что лозунги и самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отражает термин "формирование сознания". Вспомним: что актуально для детей? Это эмоциональное переживание, связанное с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность. Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, общности с природой, и мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: "Люди — часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь"».
В настоящее время в экологическом образовании дошкольников наметился целый ряд прогрессивных тенденций:
расширились рамки экологического воспитания от ознакомления детей с природой к воспитанию экологического мировоззрения на современном уровне;
сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, ценностными ориентирами, необходимыми для воспитания экологической культуры,
используются разнообразные формы и методы экологического образования в зависимости от местных условий, наличия кадров и материальных ресурсов;
наблюдается положительная тенденция к введению экологической компоненты в программы обучения и воспитания дошкольников;
наблюдается привлечение творческого потенциала профессиональных научных работников к решению проблем экологизации воспитания в ДОУ: практически все успешно экологизирующие свою деятельность ДОУ опираются на поддержку ученых.
Однако сегодня экологическое образование еще не достигло того уровня, который бы позволял говорить о его высокой результативности:
—экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер;
—информация, не всегда научно обоснованная, носит, как правило, узкоутилитарный, бытовой характер;
—у экологического образования все еще отсутствует фундамент, в основу которого должны быть положены общечеловеческие ценности, нормы морали и нравственности, понятия этики и эстетики;
—современное экологическое образование пронизано духом прагматизма (Д.Н. Кавтарадзе);
—недостаточное внимание уделяется привязке эколого-образовательных программ к конкретным экологическим условиям на местах;
—традиционно в педагогической практике большая часть экологических программ неразрывно связывается с биологическим образованием и реализуется на природоохранительном уровне;
—из-за недоукомплектованности авторских программ по экологическому образованию снижается их эффективность;
—недостаточно проработан такой важный вопрос, как диагностика деятельностных и ценностных аспектов экологического образования и воспитания;
—до сих пор актуальными остаются поиски эффективных стратегий и технологий экологического образования дошкольников;
недостаточно ведется работа с семьями.
Тема 2. Основные понятия экологии как научная основа формирования системы экологических представлений детей
План лекции
1. Понятие экологии как науки, ее разделы в применении к дошкольному образованию.
2. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области аутэкологии
3. Адаптация к дошкольному возрасту основных научных понятий и идей в области биоценологии.
4. Экологические закономерности, доступные дошкольникам.
5. Проблема систематизации знаний о природе у дошкольников.
Понятие экологии
Основой становления экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с основополагающими идеями и понятиями экологии.
Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экологии»как биологической науки, изучающей взаимоотношения любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) со средой обитания и между собой.
Экология как наука сформировалась лишь в середине 19 века, после того, как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле, об особенностях их образа жизни. Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э.Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» и «Естественная история мировоззрения», написанных в 1866 – 68 гг. впервые попытался дать определение сущности новой науки. Термин прижился не сразу и получил всеобщее признание лишь к концу 19 века.
Современная экология имеет достаточно разветвленную структуру. Основной, традиционной частью экологии как науки является общая экология или биоэкология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов (включая человека как биологическое существо) и окружающей среды.
В составе общей экологии выделяются следующие основные разделы:
- аутэкология — наука, исследующая индивидуальные связи отдельного живого организма с окружающей его средой;
- популяционная экология — наука, изучающая различные популяции живых организмов;
- биоценология — наука, изучающая взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников.
Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента:
их наглядная представленность и
возможность включения в практическую деятельность.
В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Самым подходящим является раздел аутэкологии - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями.
Исходной единицей живой природы, в наибольшей степени отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, является конкретный предмет живой природы - целостный растительный или животный организм (дерево, воробей, собака и др.). Но и отдельные части (плод, лист, цветок и т.п.) или цельный организм в единстве со средой (горшечное растение, аквариум с рыбами), если их габариты и форма создают впечатление законченного предмета, который так или иначе можно использовать в деятельности, воспринимаются дошкольниками как единица живой природы.
Современная биология рассматривает отдельно взятый организм как самостоятельную единицу живого.
Отдельно взятый организм (особь), растительный или животный,
как биологически самостоятельный конкретный объект,
входящий в предметный мир ребенка,
может быть взят за основу построения дидактической системы знаний о живой природе.
Какие же значимые особенности животных и растений, которые так или иначе составляют сферу познания ребенка-дошкольника?
Прежде всего отметим, что ребенок сталкивается с многообразием живых объектов в период дошкольного детства. Все многообразие растений и животных, доступное наблюдению ребенка, предстает перед ним не в статичном, неизменном виде. Даже без специального педагогического руководства дети могут наблюдать контрастные состояния растений во время их цветения и увядания, динамичность животных при различных формах их поведения, видеть детенышей и взрослых особей. Все модификации живых объектов, их изменяющиеся состояния в самом общем виде обусловлены двумя факторами: их взаимодействием со средой обитания и онтогенетическим развитием.
Таким образом,
1) видовое многообразие живых объектов,
2) их тесная взаимосвязь со средой обитания,
3) особенности онтогенетического развития растений и животных (т.е. их рост и развитие) являются атрибутами окружающей ребенка природной действительности, которые естественно, без напряжения входят в сферу его познавательной деятельности и могут стать исходными положениями для построения дидактической системы знаний о живой природе для детей дошкольного возраста.
Из второго раздела биоэкологии – популяционной экологии- использовать какие-либо понятия для построения методики экологического воспитания дошкольников не представляется возможным. Популяция, по определению Н.Ф.Реймерса, это совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенное пространство. Каждая популяция имеет сложную структуру (по полу, возрасту, пространственным и близкородственным объединениям особей) и свою эволюционную судьбу. С детьми-дошкольниками невозможно наглядно проследить жизнь какой-либо популяции, а усвоение словесных знаний о ней предполагает развитое логическое мышление. При построении методики для дошкольников вполне можно обойтись без знаний из данной области.
Третий раздел биоэкологии (биоценология), рассматривающий жизнь растений и животных в сообществе, позволяет адаптировать ведущие понятия до уровня познавательных возможностей дошкольников.
Главное понятие - экосистема- определяется Н.Ф.Реймерсом как «сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами» (Природопользование... - С. 599).
Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (например, трухлявый пень), мезоэкосистемы (например, лес, пруд, луг), макроэкосистемы (например, океан, континент). Нет сомнения, что, гуляя с взрослыми в лесу и на лугу, возле пруда или речки, дети дошкольного возраста под их руководством могут узнать главных обитателей этих экосистем, их взаимосвязь между собой и со средой обитания.
Для построения методики можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой»,с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья. Общеизвестны такие факты: истребление волков (т.е. сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) резко увеличивает количество растительноядных животных (ненормально разрастается предыдущее звено), в результате чего уничтожается большое количество растений и нарушается вся экосистема; все помнят историю скроликами, завезенными в Австралию самериканского континента (пример интродукции): при отсутствии хищника, который регулировал бы их численность, в благоприятных условиях ушастых зверьков расплодилось немыслимое количество - они стали злом для фермеров, фактически нарушили экосистему австралийской саванны.
Помимо обозначенных явлений в методику можно ввести факты, отражающие связь человека (как представителя вида, живого существа) со средой обитания, зависимость его жизни и здоровья от внешних факторов (воздух, вода, тепло, пища и др.). Этот материал имеет прямое отношение к экологии человека, социальной экологии.Предметом внимания дошкольников можно сделать тему сохранения здоровья, его поддержания путем создания благоприятных условий жизни в детском саду и семье, здоровым образом жизни.