Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: малые жанры фольклора
Жанр пословиц и поговорок характерен для фольклора всех народов. Пословица – синтаксически завершенная единица, это предложение. Это краткое, меткое изречение назидательного характера, типизирующее различные явления жизни.
Структурно-семантические признаки пословицы[177]
1. Пословица в большинстве случаев представляет собой аподиктическое суждение. Подобные суждения, как это следует из работ Г.Л. Пермякова, сводимы к четырем логико-семиотическим инвариантам, в которых моделируются взаимоотношения между субъектами / объектами / действиями / событиями.
2. Пословицы обладают обобщенным характером суждения в традиционной модели употребления. Приобретая конкретное метафорическое значение в речевой ситуации, пословичный текст по значению уже переходит в текст иной жанровой общности – поговорку.
3. Согласно определению Г.Л. Пермякова, пословицы – это «предложения, клишированные целиком, т.е. состоящие из одних постоянных членов и потому не изменяемые и не дополняемые в речи», т.е. замкнутые. Однако наблюдения за бытованием пословиц в ситуациях произнесения, а также исследования возможных видоизменений паремий позволяют нам выдвинуть несколько иной тезис: пословицы обладают лишь относительно замкнутой формой клише – в контекстах своего произнесения они способны трансформироваться в соответствии с определенными закономерностями.
А.А. Потебня делил пословицы на образные и безобразные. К безобразным он относил изречения нравственного содержания, например: На худо и дурака станет, Береги денежку про черный день, На бога надейся, а сам не плошай. Поэтический образ, по мнению А. Потебни, «дает нам только возможность замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими умственными величинами»[178]. Этот процесс фольклорист XIX в. называет «процессом сгущения мысли».
Образность пословиц и поговорок создается отношениями между словами:
ü антитетичными — Богатый как хочет, а бедный как может; Шуба овечья, да душа человечья; Кому тереть, а кому терту быть; Голодный вздыхает, а сытый не ест;
ü метафорическими — Любишь кататься, люби и саночки возить; Своя рубашка ближе к телу; Его голыми руками не возьмешь;
ü метонимичными — Сытое брюхо к ученью глухо; Дурная голова ногам покоя не дает; Пришел Кутузов бить французов;
ü оксюморонными – В огороде бузина, а в Киеве дядька; Не мешай грибам цвести; Я ему про Ивана, а он мне про болвана; Не сгоняй щуку с яиц;
ü тавтологичными — Истина хороша, да и правда не худа; Не по хорошу мил, а по милу хорош; Что в лоб, что по лбу; Не бей по голове, колоти по башке;
ü слова пословиц вступают в отношения сравнения — Красна девка в хороводе что маков цвет в огороде; Голый что святой: беды не боится; Лейся беда, что с гуся вода; Счастье что палка — о двух концах; Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;
ü параллелизма – После грозы ведро, после горя радость; Без топора не плотник, без иглы не портной.
Поговорка вне речевого контекста не употребляется, носи характер оборота, это часть суждения. Это краткое, емкое образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок.
Структурные модели поговорки[179]
1. Приименные и приглагольные присловья: поговорки, выраженные «разными сравнительными оборотами <…>, состоящими при каком-нибудь слове» с прямой мотивировкой общего значения (Г.Л. Пермяков). Например: молчит, как в рот воды набрал; молчит, как неживой; шумит, как ветер в пустую трубу.
2. Элементы суждения, образно оценивающие объекты / субъекты / обстоятельства / действия. Например: биться фэйсом об тэйбл; хоть караул кричи; делить шкуру неубитого медведя.
3. Неполное предложение с эллипсисом или заменой недостающих компонентов, с образной или прямой мотивировкой значения. Например: Об этом уже и собаки не лают; За мой счет – за твои деньги; Все накрывается медным тазом.
4. Полные предложения с замкнутой формой клише. Эти поговорки могут соответствовать самым разным функциональным жанрам: приветствия, тосты, проклятия и т.п. Главным признаком поговорок как жанра является то, что все эти тексты образно оценивают единичное обстоятельство, в отличие от пословицы они не обозначают никаких закономерных взаимоотношений между обстоятельствами.
Под народным афоризмом понимаются пословичные суждения с прямой мотивировкой общего значения , в общепринятом значении афоризм всегда представляет собой авторское изречение.
Вслед за М.Л. Гаспаровым и З.К. Тарлановым мы выделяем следующие разновидности афоризмов[180]:
1) фольклорные афоризмы,
2) гномы или сентенции (афоризмы без автора),
3) апофегмы (афоризмы, приписываемые автору),
4) хрии (афоризмы «определенного лица в определенных обстоятельствах»).
Многие авторские суждения вследствие частой повторяемости и потери ассоциации с источником врастают в традицию и приобретают структурно-семантические признаки, характерные для народных паремий. Так, суждения Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня и Большому кораблю – большое плавание включены в абсолютное количество классических и современных сборников пословиц XIX – начала XXI века как народные суждения. Однако на самом деле они принадлежат писателю-публицисту Б. Франклину.
В некоторых случаях афоризмы теряют имя автора и приписываются другому лицу. В частности, на страницах Интернета высказывание Гераклита «Многознание уму не научает» в некоторых случаях приписывается Аристотелю и Демокриту; фраза «В России суровость законов умеряется их неисполнением» в одном случае приписывается П.А. Вяземскому, а в другом месте ее едва измененная форма «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» декларируется как афоризм М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Загадка — разновидность паремии[181]. Главное назначение загадки — испытать сообразительность собеседника. Современное обыденное сознание связывает загадку с детской аудиторией. Так было не всегда. Фольклористы усматривают происхождение загадок в прагматике древней жизни — в тайной речи людей, в табу. Табу применялось с целью скрыть истинную информацию от сил природы, от духов, ведьм, колдунов, врагов. Табуировались различные предметы, имена собственные, имена богов, покойников. Первобытный человек считал свое имя органической частью самого себя и предохранял его так, как часть споет тела, в частности скрывал свое имя: тайное заменял эвфемизмом отсюда один из истоков загадки. Об умерших родственниках в древности говорили иносказательно, например: те, кто ушел; несчастные, которых нет в живых, что также выглядит как предтеча загадки. В летописях есть сведения о том, что загадки использовались как одно из средство дипломатическом переписки.
В истоках загадки лежит метафора, а образование «всякой истинной метафоры» связано с идущим из архаических времен запретом: на слово, предмет, явление, действие, — без этого не может быть метафоры. Табу было бы также невозможным, если бы не склонность архаичного сознания к метафоричности[182].
Можно предложить следующую классификацию видов загадок:
Прямые загадки | Загадки-обманки | Математические загадки | Загадки на образное мышление |
в них с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. (напр., «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок) | в них подразумевается одно решение, но за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое. (напр., «У Ивана было 10 овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько овец осталось? - девять.т.к. сдохла одна) | решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. Это математика, обрамленная в образную народную речь, (напр., «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» -«Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело? - 36 гусей. Т.к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100). | обычно решаются, если включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. (напр., «Что можно приготовить, но нельзя съесть?- уроки) |
Приметы - высказывание, в котором указывается на связь двух явлений мира природы или же событий в окружающей среде и человеческой жизни.
Модно предложить следующую классификацию примет:
Суеверные приметы (напр., «Не видать удачи невесте, которая еще до свадебного дня наденет весь свой свадебный наряд».) | Приметы - наблюдения (напр., «На Ефимия метель - вся Масленая неделя метельная. На Ефимия в полдень солнце - будет ранняя весна».) | Приметы-шутки (недавно появившийся вид) (напр., «Судья свистнул три раза - к скорому окончанию футбольного матча».) |
Анекдот - краткий рассказ о вымышленном событии злободневного бытового или общественно-политического содержания, с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой. Как термин анекдот появился в русском обиходе во второй половине 18 - начале 19 века.
Можно выделить следующие источники происхождения анекдота:
ü Забавные исторические портреты-зарисовки знаменитых людей, популярные в среде просвещенной аристократии;
ü Байки, бывальщины, сатирические сказки, распространенные в народной среде;
ü Заимствованный иностранный юмор.
Сформулируем следующие особенности анекдота[183]:
ü Предельная сжатость и концентрированность, динамичность.
ü Заостренность композиции.
ü Ведущий содержательный мотив анекдота - пародия, в этом его основная жанровая функция: пародирование официальной культуры во всех ее проявлениях.
ü По своим языковым особенностям анекдот относится не к повествовательным, а, скорее, к «изобразительным» жанрам: в нем большое значение имеют разнообразные выразительные средства - интонация голоса, мимика рассказчика, жесты, ритмика и акценты, «подражательно-имитирующие» модуляции.
ü Отсутствие ярких тропов и описательности.
Анекдоты, как правило, имеют следующую структуру:
«Метатекстовый» ввод | Текст анекдота (задачи, начало) | Развязка (концовка) |
Напрмер, «Слышали анекдот о…?» или «Кстати, знаете анекдот…;» или «Давайте я расскажу анекдот…» или «А вот еще один анекдот на эту тему…» | Типичное начало анекдота – предложение, начинающееся глаголом в настоящем времени, за которым следует подлежащее, а далее другие члены предложения. Например, «Приходит муж домой…», «Едет ковбой по прерии…», «Купил новый русский…» |
Существует множество классификаций анекдотов. Можно предложить следующую: этнические (грузинские, еврейские, молдавские, про чукч и т.д.); профессиональные ()медицинские, армейские, милицейские и т.д.), школьные (про Вовочку, про героев из мультфильмов и т.д.), семейно-бытовые (о неверной жене, о пьянице-муже и т.д.), студенческие (о преподавателях, о сессии, о быте студентов и т.д.), фольклорные (о колобке, Илье Муромце, Василисе Прекрасной и т.д.), «исторические» (об известных личностях – В.И. Чапаеве, Екатерине Второй и т.д.), «киношные» (О Штирлице, о Шурике и т.д.), Литературные (о поручике Ржевском и Наташе Ростовой и т.д.), политические (о Брежневе, Горбачеве, о перестройке, Путине и т.д.)
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое «пословица» и «поговорка»? Какие классификации пословиц вы знаете? Охарактеризуйте основные классификации пословиц.
2. Дайте характеристику структурным моделям поговорок.
3. Приведите примеры разновидностям народных афоризмов
4. Что такое «загадка»? В чем ее магический смысл?
5. Что такое приметы? В чем их магический смысл?
6. Используя приведенную в тексте классификацию анекдотов, приведите примеры каждой из позиции.
Тексты для чтения
1. Русский фольклор.- М., 1986.
2. Русский фольклор. – М, 2007.
3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003.
4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003.
Литература
1. Архипова А.С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра. – М., 2003
2. Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006
3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.
4. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки нардов Востока. – М., 2001.
5. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.
6. Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986.
7. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.
8. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение многих столетий, когда не было разработанной педагогической теории, специальных воспитательных заведений не существовало, а немногочисленные школы мало что значили в воспитании, роль других факторов в его осуществлении была значительной. Поэтому без изучения влияния природно-исторического пространства, социальной среды, видов трудовой деятельности, семьи, религии, народного искусства невозможно выявить своеобразие традиционных основ воспитания детей. В связи с этим воспитание в данном контексте рассматривается как область знаний, развивающаяся на стыке различных наук о человеке.
Важность и необходимость знания педагогом традиционных основ воспитания вызывается тем, что учитель и его ученики живут в определенной этнической среде, взаимодействуют с носителями национальной ментальности, без учета которой невозможно надеяться на успех школьного воспитания. Кроме того, в наше время трудно найти в России моноэтническую школу, что обостряет задачу воспитания толерантности — признания права каждого человека на индивидуальность, и принятие его таким, какой он есть (терпимость к окружающим).
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»[184], —писал К.Д.Ушинский.
Важность и необходимость учета в педагогической практике сложившейся национальной системы воспитания детей была обоснована в XIX — начале XX в. выдающимися отечественными философами и педагогами. Ими был сформулирован и принцип народности, который гласит, что
ü каждый народ имеет свой идеал человека и стремится воспроизвести его в отдельных личностях;
ü каждый народ имеет свою особенную систему воспитания, через которую и стремится достичь своего идеала;
ü система воспитания произрастает из глубины веков и вырабатывается самим народом;
ü самобытность системы воспитания объясняется уникальностью и неповторимостью каждого народа;
ü всеобщего, единого для всех стандарта воспитания не существует;
ü имеются общие для всех народов педагогические идеи, например, идея общественного воспитания, некоторые общие организационные и дидактические средства, но и их воплощение имеет национальную окраску.
С этих позиций рассмотрим некоторые теоретические обоснования идеи национального характера воспитания.
Как замечает Н.Бердяев[185], человек рождается и входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец. Каждый представитель человечества несет в себе черты индивидуально-национальные, поэтому тщетно пытаться созидать культуру и воспитывать детей на неком абстрактном, лишенном конкретного смысла содержании, выдаваемом за общечеловеческий. Желая единения народов, нельзя допустить, чтобы с лица Земли исчезли выражения национальных ликов, национальных культур.
Ребенок при рождении сразу входит в этническое поле матери, установив с нею связь своим первым криком. Темперамент, способности и возможности ребенка, т.е. генный код, характерный для этноса, проявляется даже при смене этнической среды. Стереотипы поведения ребенка также формируются в первые годы его жизни в определенной национальной среде[186].
Идеалы воспитания соответствуют характеру каждого народа, определяются его общественной жизнью, развиваются вместе с его развитием. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву»[187].
Воспитание, развиваясь с течением времени, изменялось, но сохраняло при этом свои самобытные черты.
Поэтому, рассматривая характер воспитания народа в определенный исторический период, не следует упускать из виду его основную канву, проложенную самим народом и отражающую его особенности.
Как происходит ретрансляция этнической культуры через века? Средствами такой передачи культуры от одного поколения к другому, осуществления исторической преемственности служат наследование (передача генного кода личности) и воспитание.
Содержание народной педагогики раскрывается Г.С.Виноградовым: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на новые поколения... Совокупность и взаимосвязь их и дают то, что следует назвать народной педагогикой»[188].
Народную педагогику характеризует совокупность педагогических сведений и педагогического опыта, сохраняющихся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх и т.п. «Сила народной педагогики не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а авторитетных мыслях и плодотворных результатах»[189].
Взгляды народа на воспитание складываются исторически, под влиянием особенностей всего уклада жизни:
ü исторических и географических условий; - характера трудовой деятельности;
ü быта;
ü верований;
ü системы взаимоотношений людей;
ü традиций, обычаев, обрядов.
По отношению к подрастающему поколению все эти реалии выступают в педагогической роли, являются составляющими народной, этнической системы воспитания.
Ядро, сердцевина русской народной культуры и педагогики — русская крестьянская культура и крестьянское воспитание.
Так как земледелие исстари было основным занятием населения, проживающего в Европейской части России, оно и определяло быт человека; земледельческий характер носило большинство праздников и обрядов, детей очень рано подготавливали к будущей работе на земле. Сложившаяся народная культура являлась традиционной и не подвергалась значительным внешним влияниям.
Вся жизнь сельского жителя, его трудовая деятельность и хозяйственный уклад регулировались реальными условиями — сменой времен года. В связи с изменениями в природе и предопределяемыми ими особенностями трудовой деятельности людей находились календарное исчисление, народные праздники, обычаи, фольклор; приметы, игры, развлечения также были привязаны к природным изменениям. Оставаясь самым многочисленным сословием в России (около 80% от всего населения), крестьянство в XIX в. было создателем, носителем и хранителем национальной культуры. Оно выработало и свою воспитательную систему.
Д.И. Латышина отмечает, что, «когда мы говорим о народной педагогике, имеем в виду два ее пласта. Один — это то, что можно назвать средой обитания ребенка: природа, быт, условия жизни, виды трудовой деятельности и т.п. Второй – собственно педагогический: воздействие взрослых на ребенка с целью передачи ему какого-то знания (через фольклор, религию, игру, обычаи и т.п.). Оба пласта одинаково значимы, и без знания их невозможно понимание народных основ воспитания»[190].
Отметим типичные черты народной педагогики, выделенные Г.Н.Волковым[191]:
ü творцом ее является не отдельный автор, а сам народ, поэтому ее можно назвать анонимной;
ü этнопедагогика основывается на неосознаваемой, подсознательной сфере психики, она бытует в силу традиции, обычая, авторитета старших;
ü отсутствует письменное закрепление педагогических установок, они воспроизводятся механически;
ü педагогические и нравственные нормы обязательны для каждого независимо от материального достатка и социального положения.
Здесь уместно заметить, что длительное проживание по соседству разных народов, общность природных условий и исторических судеб привели к созданию некоторых общих моделей организации жизни и поведения, а также воспитания детей.
Данный курс лекций построен к контексте проблематики культуральной и педагогической антропологии. Культуральной антропологии, изучающей внутренний мир, образ действия человека, его мыслительные структуры, догадки о месте во Вселенной, самоощущение «внутри истории»; отвечающей на вопросы: чем окружающий мир является для человека и каким смыслом он для него наполнен, анализируя тексты; педагогической антропологии, призванной определить черты «современного человека», человека, который может преодолеть ситуацию риска; нарисовать контуры человека будущего; описать условия его развития.
Способствует ли современная педагогика, образование формированию подобного человека? Способствует ли нынешняя система образования вхождению в пространство, где открываются во всей величайшей простоте и необъяснимости проблемы жизни и смерти, свободы и любви, мысли, чести и достоинства? Мы видим, что классическая оппозиция «учитель-ученик» сохраняется до сих пор, хотя просветительская парадигма подразумевает наличие не преподавателя-ментора, а преподавателя-личности, преподавателя-мыслителя, общение с которым способствует и духовным переживаниям, и интеллектуальному росту ученика. Однако, мы видим достаточно распространенное явление в школах, когда авторитет учителя только и поддерживается социальным статусом педагога. На наш взгляд, одним из ключевых моментов должно быть преодоление авторитетности по статусу. Путь к достижению идеала – свободного творчества в воспитании и образовании нужно, как нам кажется, начинать с разрушения стереотипного представления о человеке вообще.
В ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию[192] Д.А. Медведев лаконично и предельно четко сформулировал ряд ценностей, которые являются мерилами как политической, социальной, личной жизни, нравственными ориентирами:
ü Справедливость (политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей, социальные гарантии).
ü Свобода (личная, индивидуальная - свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; общая, национальная – самостоятельность и независимость Российского государства).
ü Жизнь человека, его благосостояние и достоинство.
ü Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.
ü Патриотизм.
Данные ценности, являясь нравственными ориентирами, позволяют обрисовать некоторые контуры будущего. Будущее - как сильная, процветающая, демократическая страна, комфортная для жизни в которой политические свободы граждан и их частная собственность – неприкосновенны. Будущее как справедливое общество свободных людей; людей талантливых, требовательных; самостоятельных и критически настроенных граждан.
Интеллект, по мнению Президента РФ Д.А. Медведева, является главным условием реализации Концепции развития до 2020 года и основой идеологии современного развития России. Именно интеллектуальная энергия, творческая сила являются главным богатством нации и основным ресурсом прогрессивного развития. Основу политики должна составлять идеология, в центре которой находится человек, «как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. А жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду».
Президентом РФ задача по формированию нового поколения россиян, конкурентоспособной личности, самого образа жизни народа возложена на систему образования. В своем Послании Д.А. Медведев о том, что современное школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития. Во-первых, за время обучения дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире. Во-вторых, необходимо выстроить систему поиска и поддержки талантливых детей. В-третьих, школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. В-четвертых, в школе должно учиться интересно и увлекательно; ребенку должно быть в школе и психологически и физически комфортно. В-пятых, к каждому ребенку необходимо применять индивидуальный подход – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. В-шестых, необходимо, чтобы педагоги внимательно и уважительно относились к ученикам. В-седьмых, с одной стороны, необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов, при этом, постоянно повышая их квалификацию, а с другой, пополнить школы новым поколением учителей.
Сложность обучения, тайна связи его с воспитанием заключается в том, что мало любой, самой полной и последовательной информации, показа, выучивания, образ должен быть увиденным изнутри, т. е. выращен и соединён с внутренним смысловым полем, предстать в его свете. Но это не обучение, а уже воспитание, ибо если обучение направлено на мир знаков, значений, то воспитание — на мир смыслов (дефиниция А.Г. Асмолова). Иными словами, для того, чтобы обучить внешнему, надо воспитать внутреннее, так как невидимое и непоказуемое становится условием формирования видимого и показуемого.
Приложение