Единый, один (момент, миг);
Карий, коричневый (глаза, костюм);
Крепкий, сильный (дружба, впечатление);
Тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание);
истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).
Задание 21
Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.
Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).
Задание 22
Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд, отметьте смысловые различия.
1. Воспоминания, мемуары, записки.
Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).
3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.
4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, неказистый, плюгавый.
5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.
6. Следовательно, итак, таким образом, стало быть, стало, значит, выходит, следственно.
Задание 23
Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.
1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.
Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.
3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.
4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.
5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.
Задание 24
Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы предложенные синонимы.
Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачовый, карминный, киноварный, рубиновый (рубинный), гранатовый, червонный, шарлаховый.
Задание 25
С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.
1. Натуральный — естественный, фальшивый — искус
ственный, вакуум — пустота, антагонистический — враж
дебный, вибрировать — дрожать, дискутировать — спорить.
2. Демонстрировать — показывать, дистанция — рассто
яние, оптимистический — жизнерадостный, индифферен
тный — равнодушный, монолитный — единый.
Задание 2»
С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.
1. Что общего между словами рынок и базар! Чем они различаются?
2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких— кушать! Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?
3. Как правильно: Мой отец— по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности терапевт?
4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти? Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?
5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?
6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с су пру гом обязательно пойдем в кино?
7. Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?
8. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный! Кто такой юбиляр!
Задание 27
Определите, каким синонимом следует заменить выделенное и почему.
1. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу. 2. Ученики малость переигрывают в новом спектакле. 3. Я уже давно не кушаюв этой столовой. 4. Я мыслю ,что сдам экзамены. 5. Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя.
Задание 28
В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова.
Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
1. Глаза — очи — гляделки — ...
2. Обманывать— морочить— околпачивать...
3. Есть — кушать — уплетать — ...
4. Вздор— ерунда— чепуха— ...
5. Ругать — бранить — костерить — ...
Задание 29
Найдите ошибки в употреблении выделенных многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
1. После тяжелого приступа больной начал от ходит ь .
2. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья.
3. Врач обошел седьмую палату.
А. Доктор решил это лекарство оставить. 5. Обстановка выглядит мрачной.
Задание 30