Единый, один (момент, миг);

Карий, коричневый (глаза, костюм);

Крепкий, сильный (дружба, впечатление);

Тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправ­ский (друг, человек, аметист, документ, охотник).





Единый, один (момент, миг); - student2.ru Задание 21

Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (теорема, теория).

Задание 22

Дайте стилистическую характеристику слов, входящих в синонимический ряд, отметьте смысловые различия.

1. Воспоминания, мемуары, записки.

Вылечить, излечить, исцелить, поднять (на ноги).

3. Жаркий, знойный, горячий, палящий, жгучий.

4. Невзрачный, неприглядный, незаметный, непримет­ный, непримечательный, непрезентабельный, невидный, не­казистый, плюгавый.

5. Теперь, сейчас, нынче, иначе.

6. Следовательно, итак, таким образом, стало быть, ста­ло, значит, выходит, следственно.

Задание 23

Составьте с приведенными ниже синонимами словосоче­тания, в которых реализовались бы стилистические и смысло­вые особенности, отличающие их друг от друга.

1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.

Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленитель­ный, обворожительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

5. Удивительный, изумительный, поразительный, див­ный, чудный.

Задание 24

Составьте небольшой рассказ, в который вошли бы пред­ложенные синонимы.

Красный, алый, пунцовый, рдяный, кровавый, кумачо­вый, карминный, киноварный, рубиновый (рубинный), гра­натовый, червонный, шарлаховый.

Задание 25

С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилисти­ческие различия.

1. Натуральный — естественный, фальшивый — искус­
ственный, вакуум — пустота, антагонистический — враж­
дебный, вибрировать — дрожать, дискутировать — спорить.

2. Демонстрировать — показывать, дистанция — рассто­
яние, оптимистический — жизнерадостный, индифферен­
тный — равнодушный, монолитный — единый.

Задание 2»

С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

1. Что общего между словами рынок и базар! Чем они различаются?

2. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких— кушать! Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

3. Как правильно: Мой отец— по профессии тера­певт, а по специальности врач или Мой отец — по про­фессии врач, а по специальности терапевт?

4. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или Завтра я не с могу к тебе прийти? Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

5. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

6. Правильно ли сказано: Сегодня мы с су пру гом обя­зательно пойдем в кино?

7. Можно ли так сказать: В нескольких городских шко­лах педагоги иностранных языков организовали клу­бы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

8. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный! Кто такой юбиляр!

Задание 27

Определите, каким синонимом следует заменить выде­ленное и почему.

1. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу. 2. Ученики малость переигрывают в новом спектакле. 3. Я уже давно не кушаюв этой сто­ловой. 4. Я мыслю ,что сдам экзамены. 5. Учитель лите­ратуры поведал о жизни и творчестве писателя.

Задание 28

В приведенных синонимических рядах выделите нейтраль­ные, книжные, разговорные, а также просторечные слова.





Единый, один (момент, миг); - student2.ru Употребите их в предложениях соответствующей стилистиче­ской окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.

1. Глаза — очи — гляделки — ...

2. Обманывать— морочить— околпачивать...

3. Есть — кушать — уплетать — ...

4. Вздор— ерунда— чепуха— ...

5. Ругать — бранить — костерить — ...

Задание 29

Найдите ошибки в употреблении выделенных многознач­ных слов и омонимов. Исправьте текст.

1. После тяжелого приступа больной начал от ходит ь .

2. Проблемам словообразования посвящена настоя­щая статья.

3. Врач обошел седьмую палату.

А. Доктор решил это лекарство оставить. 5. Обстановка выглядит мрачной.

Задание 30

Наши рекомендации