Урок как основная форма обучения чтению
Система уроков по литературному произведению
Продумывая методическую систему уроков по изучению объемного произведения, учитель определяет:
- цель изучения произведения, учебную задачу системы уроков в целом;
- время, отведенное на изучение текста, фрагменты для чтения и анализа на каждом уроке.
На первых уроках изучаются небольшие части текста, так как ребенок только входит в образный строй произведения и на этом этапе особенно важно медленное, вдумчивое чтение. Постепенно количество текста, изучаемого за урок, может увеличиваться, на последнем уроке целесообразно охватить единым взглядом всё произведение;
- цель и учебную задачу каждого урока. Задача отдельного урока должна представлять собой ступеньку в решении общей учебной задачи, поэтому важно выстроить единую логику анализа;
- приемы анализа, используемые на каждом уроке. Выбор приема анализа зависит от специфики изучаемого фрагмента текста, учебные задачи, место данного урока в общей системе. Нельзя несколько уроков подряд использовать один и тот же прием: младшие школьники не терпят однообразия в работе, им необходимо сменяемость видов деятельности;
- знания, на которые можно опереться при организации анализа текста, и возможности для новых наблюдений и формирования литературоведческих представлений;
- ключевые вопросы каждого урока, раскрывающие общую схему анализа, которая будет наполнена конкретным материалом при составлении конспекта урока;
- связь материала каждого из уроков с изученными раннее из кругом самостоятельного чтения детей для выявления возможностей использования читательских ассоциаций;
- возможность и целесообразность установления межпредметных связей на каждом из уроков, входящих в систему.
Только после того, как продумана система уроков в целом, учитель приступает к разработке конспектов каждого урока.
Обсуждение детских иллюстраций поможет собрать воедино впечатления от рассказа. Обобщение строится по всей системе уроков: этот этап должен подвести итог трехдневной работы. Основные вопросы для обсуждения: кого из персонажей рассказа испытывало море? Какие качества характера подвергались испытанию? Кто сумел выдержать испытание, а кто – нет? Можно использовать для обобщения обсуждения пословиц и крылатых выражений, подобранных детьми.
В качестве домашнего задания, завершающего систему уроков, можно предложить подготовить выставку книг – тематическую («Человек и море», « Человек среди людей») и(или) авторскую(«Книги Б.С Житкова»).
Итак, общая задача системы уроков по рассказу Б.С. Житкова (море испытывает людей, кто из персонажей сумел выдержать это испытание, а кто - нет и почему?) была поставлена первом уроке, стала организующим стержнем всего анализа, на последнем уроке был получен ответ на поставленный вопрос. В течении трёх уроков использовались разные приемы анализа разного текста: эвристическая беседа, чтение по ролям, сопоставительная характеристика персонажей, составление киносценария, иллюстрирование, элементы стилистического и композиционного анализа, что создавало смену видов деятельности, позволяло поддерживать интерес к аналитической работе, актуализировала межпредметные связи с уроками ИЗО и музыки. В ходе работы над рассказом актуализировались знания детей о языке киноискусства, о способах изображения персонажей и добавились новые – дневник, описание интерьера как способ характеристики героя.
Книжные выставки расширили читательский кругозор детей, познакомили их с другими рассказами Б.С. Жидкова, с произведениями о море и моряках А. Грина, В. Крапивина, С. Сахарнова, Ж. Верна и др. Развитие речи детей происходило за счёт уточнения лексического значения слов, участия в эвристической беседе, подбора пословиц и крылатых выражений. Обсуждение острых моральных проблем, сопереживания с попавшими в беду героями способствовали нравственному воспитанию.