Система коррекционной логопедической работы
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка.
2. Система коррекционной логопедической работы.
3. Тематическое планирование.
4. Требования к результатам обучения.
5. Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом.
6. Список используемой литературы.
7. Список используемых цифровых образовательных ресурсов.
8. Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа создана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под ред. В.В. Воронковой, 2010г.
Развитие речи обучающихсяVIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.
Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов.
В связи с этим коррекционная логопедическая работа распределяется на 3 этапа:
1. Работа над звуковой стороной речи.
2. Работа над грамматическим и лексическим строем речи на уровне слова и предложения.
3. Формирование устной и письменной связной речи (пересказы разных видов, составление рассказов, написание изложений).
Задача развития связной речи, как результата логопедической работы, решается на специально отведенных занятиях в общей системе логопедической коррекции, где одновременно осуществляется систематическая работа по развитию лексико-грамматического строя языка, сенсомоторных функций, необходимых для формирования устной и письменной речи.
Данная рабочая программа направлена на развитие связной речи учащихся среднего звена старшей школы. Первостепенное внимание в ней уделяется таким речевым единицам, как слово, словосочетание, предложение, текст, а также способам построения смыслового высказывания с помощью этих единиц.
Работа над связной речью не является только работой над отдельным предложением. Поскольку связность речи обеспечивается цепочкой взаимосвязанных предложений, составляющих единое смысловое и структурное целое –сложное синтаксическое целое (СЦЦ), оптимально рассматривать ССЦ как действительную единицу связного текста и как учебную единицу, решая задачи овладения способами ее построения, ее структурой.
Формирование у обучающихся понятия о межфразовых средствах связи (МФС)и простейших способах употребления их в речи дает возможность обучения школьников приемам построения собственного связного высказывания. Из всего многообразия средств МФС в данной программе используются лишь наиболее важные, часто встречающиеся в текстах, базисные, максимально доступные для усвоения обучающимися.
Успешное усвоение структуры ССЦ, различных видов МФС – одно из важнейших условий овладения речью в целом. Лишь владея этими языковыми средствами, учащиеся могут правильно передать содержательную сторону текста, понять его смысл и построить собственное высказывание.
Программа содержит:
· систему коррекционной работы: этапы работы, их цели, задачи и содержание;
· тематический план;
· темы и содержание коррекционной работы.
Каждая тема связана с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков слов, упражнения в правильном их использовании в речи. С помощью осваиваемых языковых средств обучающиеся конструируют тексты и знакомятся с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания, т.е. усваивают основные законы структурирования текста.
Программный тематический материал расположен концентрически, работа над текстом включена во все этапы, с постепенным наращиванием объема сведений о типовых и жанровых особенностях языка, средствах межфразовой связи и способах анализа текста.
В программе текст рассматривается двояко:
во-первых, как отрезок, образец повествования, описания или рассуждения, используемый в методических целях (для обучения восприятию и пониманию текста, для коррекции отдельных сторон речевой деятельности учащихся); во-вторых, как «продукт» речевой деятельности обучающихся, как порождение монологической речи, как конечная цель и результат коррекционной логопедической работы.
В программе не рассматриваются особенности реализации текста в устных и письменных высказываниях. Однако, учитывая, что эти две формы речи тесно связаны как по характеру используемых синтаксических структур, так и по требованиям, предъявляемым к логической последовательности в изложении содержания, предлагаемый материал можно в равной степени использовать для работы по развитию как устной, так и письменной речи.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на факультатив «Развитие связной речи» в 7 классе выделяется 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Система коррекционной логопедической работы
Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи. После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.
Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.
Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану. Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.
Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.
Составление рассказа-описания на заданную тему.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Логопед ведет работу в тесном контакте с учителями, которые могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.
Контакт логопеда с учителями осуществляется на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопед ставит в известность учителя, и кончая выпуском обучающегося.
Логопед посещает уроки письма, развития речи, чтения с целью проверки речевых возможностей обучающихся, имеющих нарушения речи.
Логопед работает в контакте с педагогом-психологом, так как занятия педагога-психолога с обучающимися оказывают помощь в формировании психологической базы речевой деятельности обучающихся.
Логопед знакомится с данными медицинского обследования для уточнения этиологии и характера речевого нарушения обучающихся с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода к ним.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Логопедическое обследование | ||
Составление рассказа по данным вопросам | ||
Изложение | ||
Составление рассказа по серии картинок | ||
Диктант | ||
Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану | ||
Письменная работа | ||
Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему | ||
Письменная работа | ||
Составление по картинке рассказа-описания и плана к нему | ||
Проверочная работа. Работа над ошибками. | ||
Составление рассказа на заданную тему и по опорным словам | ||
Итого |