Определение категории воспитания
Теория воспитания – раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, структурные элементы, концепции воспитания и воспитательные системы
Современные концепции воспитания
Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея.
В отечественной педагогической науке основы теории воспитания заложил К.Д.Ушинский в конце 19 в. (Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).
В 20-30гг. 20в. теорию коллективного воспитания разработал А.С.Макаренко (Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика воспитательной работы)
Системное построение процесса воспитания
Название концепции | Авторы |
Системное построение процесса воспитания | В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, книга «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» |
Понятие «воспитание» | Целенаправленное управление процессом развития личности |
Воспитательные задачи | 1. Формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира 2. Задача школы и ее педагогов ― дать возможность ребенку представить себе, почувствовать целостную картину мира 3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. 4. Развитие у подрастающего поколения креативности, «творческости» как черты личности 5. Формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации |
Принципы | а) личностный подход в воспитании; б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе в) средовой подход в воспитательной деятельности; г) Дифференцированный подход к воспитанию детей; д) природосообразность воспитания; е) культуросообразность воспитания; ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка. |
Содержание воспитательного процесса | Фундаментальные ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир |
Основные функции воспитания | 1. Развивающая; 2. интегрирующая; 3. регулирующая; 4. защитная; 5. компенсирующая; 6. корректирующая; |
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса | I группа ― критерии факта 1. Упорядоченность жизнедеятельности школы 2. Наличие сложившегося единого школьного коллектива 3. Интегрированность воспитательных воздействий II группа ― критерии качества 1. Степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы 2. Общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, комфорт 3. Уровень воспитанности выпускников школы |
Определение категории воспитания.
Персоналии | Определение категории «воспитание» |
Ю.К. Бабанский | Воспитание - процесс активного взаимоотношения воспитателя и воспитуемого, в результате которого под воздействием первого через организацию жизни и деятельности, включение в систему общественных отношений формируется всесторонне развитая, гармоничная личность второго. |
К.А. Абульханова. Н.В. Васина. А.Г. Лаптев. | Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам. |
В.А. Сластенин. И.Ф. Исаев. А.И. Мищенко. Е.Н. Шиянов | Воспитание - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации т.е. целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению. |
Ю.П. Сокольников | Воспитание - процесс последовательного усвоения воспитанником социального опыта, накопленного обществом, тех или иных элементов культуры и развития на этой основе его духовных и физических сил, формирования личности. |
Х.И. Лейметс. Л.И. Новикова. В.А. Караковский. Н.Л. Селиванова. А.М. Сидоркин. | Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности. |
А.И. Кочетов | Воспитание - управление процессом духовного и физического развития индивида. |
В.Е. Гурин | Воспитание - целенаправленное выявление оптимальных педагогических условий для развития морально-волевых качеств личности, придающих ей гуманистическую направленность, целеустремленность, действенность, устойчивость в сочетании с необходимой гибкостью средств достижения высокой цели, способностью находить оптимальные поведенческие решения. |
С.Д. Поляков | Воспитание - целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. |
Б.З. Вульфов. В.Д. Иванов. | Воспитание - целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становление его социальности. |
А.В. Мудрик. | Воспитание - целенаправленное создание условий для развития человека. |
Соотношение понятий: формирование, становление, социализация,
Воспитание, развитие
Понятие | Характеристика |
Социализация | Процесс формирования личности в определенных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт. |
Формирование | Процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности. |
Становление | Процесс, обозначающий достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор. |
Воспитание | Целенаправленный процесс формирования личности с помощью педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом. |
Развитие | Объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. |