Современные технологии воспитания
Целительная сила любой технологии в ее одухотворенности.
А. Апраушев
Не только музыке надо быть сверхмузыкой, чтобы что-то значить, но и все на свете должно превосходить себя, чтобы быть собой.
Б. Пастернак
МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ |
В современной практике воспитания (да и нередко в теории тоже) происходит смешение понятий «методика воспитания» и «технология воспитания». Для четкости употребления этих понятий необходимо их развести.
Методикой воспитания принято называть процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели. А технологию определяют как систему методов, приемов и средств, применяемую в со-
Глава V. Основы методики воспитания
5.5. Современные технологи^ воспитания
ответствии с конкретной педагогической парадигмой, соответствующей ей логикой достижения целей и принципами действия воспитателя. Например, говорят о методикевоспитания культуры речи у ребенка и культуре поведения, но о технологииречевого тренинга или общения в повседневном поведении.
ПОНЯТИЕ педагогической технологии |
Под педагогической технологией (куда включаются и технологии воспитательные) современными учеными понимается «компонент педагогического мастерства,представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму...».
Второй смысл понятия обозначает «научно-педагогическую дисциплину,которая изучает, исследует, описывает педагогическую технологию как элемент профессионализма педагога»*.
В практике воспитания выделяют два уровня овладения педагогической технологией: элементарный (когда освоены лишь ключевые операции основных слагаемых педагогических технологий) и профессиональный (когда педагог свободно владеет палитрой педагогических технологий).
СПЕЦИФИКА ТЕХНОЛОГИЙ ВОСПИТАНИЯ |
Педагогические технологии воспитания имеют свою специфику. «Любая деятельность, — считает В.П. Беспаль-ко, — может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала»**. Самое прямое отношение это имеет к: теории воспитания, ибо воспитание — и наука, и искусство.
* Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1997. С. 56-57.
** Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989- С. 5.
Сложности в создании и реализации технологий воспитания объясняются целым рядом особенностей воспитания:
О Воспитание, понимаемое в широком и узком смысле, действует неоднозначно в каждом конкретном случае. О Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя. О Ребенок в процессе воспитания — и объект воздействия
педагога, и субъект многообразной деятельности. О Воспитание — процесс многофакторный: многие факторы, в том числе и стихийные, вносят свой корректив.
О Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) -- живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
О Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиция субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейско-обыденном, либо научном.
О Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следовательно, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному ребенку. О Цель и задачи воспитания чаще всего связаны с абстрактными категориями: «отношения», «духовность», «любовь», «самоактуализация»...
О Теория и методика воспитания не могут быть неэмоциональными, ибо любовь к детям — важнейшее качество педагога, определяющее успешность воспитания. Нередко действия педагога основаны на интуиции.
СИСТЕМА ВЫБОРОВ КАК ОСНОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ |
В основеосвоения технологий воспитания лежит система выборов педагогом, ведущая к определенной педагогической позиции, т.е. к исповедыва-нию определенной концепции воспитанияи соответствующей ей методике ее реализации в
Глава V. Основы методики воспитания
5.5. Современные технологии воспитания
собственном педагогическом опыте, дальнейшем его совершенствовании и передаче коллегам.
Итак, выборы,которые делает воспитатель:
О Необходимость определиться в отношении к основной парадигме воспитания.
О Четкая формулировка для себя понятия и сущности воспитания (из множества современных определений).
О Четкая формулировка цели и стратегических задач воспитания.
О Определенность в подборе тактических задач, четкость планирования.
О Подбор системы методов и приемов, отбор средств воспитания.
О Подбор содержания воспитания.
О Выбор системы организационных форм воспитания, наиболее полно реализующих цель и задачи.
О Выбор стиля и тона отношений с воспитанниками.
О Определение отношений к педагогическим аксиомам типа «детей надо любить», «не унижать достоинства ребенка», «во всем должна быть мера», «детей баловать нельзя» и т.д.
ТРИ УРОВНЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
В современной педагогике выделяют три уровня понятия «педагогическая технология»*. Видимо, это относится
и к воспитательным технологиям.
3. Общепедагогическаятехнология (как синоним «педагогической системы»), характеризующая целостный педагогический (общедидактический, общевоспитательный) процесс в данном регионе, учебном заведении...; в нее включаются совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритм деятельности субъектов процесса.
2. Частнометодическая(предметно-дидактическая либо воспитательная) педагогическая технология в значении «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета либо на-.
правления воспитания, класса, учителя, авторской школы...
Локальная (модульная)педагогическая технология -как технология отдельных частей учебно-воспитательного процесса, технология решения дидактических и воспитательных задач.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ |
В основу современных технологий воспитания положены некоторые ведущие идеи, характеризующие их:
О переход в современных условиях преобразований, происходящих в обществе и в образовании, от парадигмы воспитания как формирования личности в командно-административной системе отношений к парадигме воспитания как создания условий для самоактуализации личности;
О гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в управлении школой, в отношениях администрации и педагогов, педагога и учащихся, в отношениях учащихся между собой;
О возможность ситуации выбора концептуальных идей, педагогических позиций, воспитательных технологий, вариативных педагогических приемов, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.д.;
О возможность экспериментальной и опытно-педагогической деятельности педагогов и школ, создания авторских концепций и школ обучения и воспитания;
О коллективный характер педагогических инноваций, богатые возможности для творческой деятельности коллектива педагогов-единомышленников.
ПРИМЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ |
Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ*. . I - - общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).
* Селевко Г,К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 15-16.
* Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998.
Глава V. Основы методики воспитания
О Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвшшимеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания — самовоспитание.