Управление конфликтами как условие, необходимое для создания социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах.

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. То есть конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Управление конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на устранение или минимизацию причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведения участников конфликта. Управление конфликтами включает: диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, урегулирование, разрешение. Деятельность по управлению социальным конфликтом более эффективна, если осуществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий.

Уровни управления конфликтами: психологический и организационный. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии, этот аспект носит психологический характер. Второй уровень управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать как руководитель, так и сотрудник, выполняющий свои служебные обязанности.

Конструктивный конфликт — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате развертывания которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливаются сплоченность ее членов и их единство.

Деструктивный конфликт — разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных.

«Силовые» методы разрешения конфликтов – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые cпособы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта. Частое обращение к силовым методам разрешения конфликтов определяется следующими основными факторами: трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга; низкий уровень доверия между сторонами; убеждённость, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров; ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию.

Основные формы разрешения конфликтов с помощью «третьей стороны»:

1. Арбитраж Эта технология разрешения характеризуется отсутствием строгих норм, регулирующих процесс обсуждения проблемы; правом выбора третьей стороны самими участниками конфликта; обязательностью решений, вынесенных третьей стороной.

Арбитраж является одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться.

Выделяют следующие варианты арбитража:

– обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

– ограниченный арбитраж: стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

– посреднический арбитраж: смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

– рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его либо отвергнуть.

2. Посредничество и переговоры.

Это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, посредник не может, вместе с тем, определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон. Поэтому посредник должен сразу же подчеркнуть тот факт, что ответственность за неудачу на переговорах и дальнейшую эскалацию конфликта несет не третья сторона, а сами участники конфликта. Важно обратить внимание на то, что среди обозначенных выше форм участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта лишь последняя ориентирована на использование переговорного подхода.

16. Семья и дети как объект деятельности неправительственных организаций.

Современные российские семьи сталкиваются с многочисленными проблемами: материальной, жилищной, проблемой зависимости членов семьи, проблемой получения образования, проблемой воспитания и рядом других проблем. Часто у семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию и которую она не может преодолеть самостоятельно, возникает необходимость помощи со стороны государственных учреждений социального обслуживания населения. Социальные учреждения, часто в силу отсутствия ресурсов, не могут, в полной мере содействовать, преодолению семьёй трудной жизненной ситуации, поэтому семьям приходится обращаться по направлению социальных служб или по собственной инициативе в социально ориентированные некоммерческие организации.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996. № 7 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. А социально ориентированными некоммерческими организациями признаются организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в России.

НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ - некоммерческие организации, выполняющие отдельные функции государства или органов самоуправления, но при этом не прибегающие к помощи органов государственной власти и местного самоуправления.

К ним относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин.

Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести общественные, профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, правозащитной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества.

Собственные средства неправительственных организаций складываются из взносов ее членов, а также частных и корпоративных пожертвований, частных и государственных грантов, заказов на выполнение работ в сфере компетенции неправительственных организаций.

Объектами деятельности некоммерческих организаций могут быть различные категории семей: многодетные, малоимущие, неполные, молодые, семьи с ребёнком-инвалидом, замещающие семьи, созависимые семьи.

СЕМЬЯ - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.

Социально ориентированные некоммерческие организации предоставляют разнообразные социальные услуги семьям, оказывают адресную социальную помощь и поддержку. Данные организации разрабатывают и реализуют различные программы и проекты, направленные на помощь семьям в преодолении ими трудной жизненной ситуации. Одним из направлений работы с семьёй является оказание финансовой и натуральной помощи. Также занимаются профилактикой социально-опасных явлений.

Многие организации создаются с целью пропаганды здорового образа жизни. Они устраивают различные акции и мероприятия, направленные на агитацию семей к ведению здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

Если семья столкнулась с необходимостью осуществления каких-либо юридических операций, то социально ориентированные некоммерческие организации на льготной или безвозмездной основе может предоставить юридическую помощь, включающую консультацию, помощь в оформление документов, содействие в подаче заявления в судебные органы.

Помочь данные организации могут и семьям мигрантов, поскольку одним из направлений их деятельности является социальная адаптация и интеграция их в общество.

Многие некоммерческие организации оказывают образовательные услуги семьям: выделяют деньги на ремонт и строительство образовательных учреждений, покупку необходимого учебного инвентаря, что способствует доступности обучения детей из различных семей. Также они предоставляют стипендии одарённым учащимся, что позволяет улучшить материальное положение детей и уменьшить затраты родителей на их образование. некоммерческие организации организуют различные научные конференции и конкурсы для школьников и студентов, а также занимаются организацией досуга детей их родителей.

Важным направлением работы некоммерческих организаций с семьёй является содействие в получении медицинских услуг, которое включает покрытие расходов на дорогостоящее лечение, приобретение медикаментов, покупку технических средств реабилитации.

Ещё одной важной сферой деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в работе с семьёй, является укрепление роли семьи в обществе и популяризация семейных ценностей, а также защита материнства, отцовства и детства.

Кроме того, негосударственные организации:

· являются выразителями социально-политических интересов конкретных категорий семей и детей и, инициаторами и гарантами осуществления многих социальных программ;

· обладают повышенной общественной активностью;

· влияют на формирование общественного мнения;

· имеют контакты с международными организациями и фондами, оказывающими те или иные виды социальной помощи или услуг семьям и детям;

· стремятся осуществлять интенсивную обратную связь о решении проблем детства, способствуя эффективности реализации социальной политики государства;

· непосредственно представляют конкретные категории семей и детей, хорошо осведомлены о социальных проблемах тех категорий семей с детьми, к которым сами относятся;

· пользуются доверием населения, в определенной степени гарантируя социальную защиту населения.

В целом, в сфере социальной защиты семьи и детства неправительственные организации успешно содействуют:

· включению в сферу защиты и поддержки более широкого круга категорий нуждающихся, не попадающих в сферу государственной организованной социальной защиты:

· осуществлению дополнительных по отношению к государственным и муниципальным социальным программам мер, учитывающих местные и специфические условия жизни детей;

· учету новых обстоятельств, порождаемых ранее незнакомыми формами незащищенности (потеря работы, вынужденное переселение и пр.).

· индивидуализации поддержки посредством учета реальной ситуации, в которой оказался конкретный нуждающийся ребенок.


Наши рекомендации