I Деятельность как фактор развития

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита­ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором — деятельностью личности. Под этим понимается все многообра­зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста­ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п. Словом, очевидна прямая связь между результа­тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулиро-

вать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп­ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно­сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело­стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро­ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи­зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи­танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно­сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го­товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес­ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь­ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са­мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су­щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы­шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра­зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио­нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады­вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож­ности, выражает себя как личность. Такая деятельность прино­сит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно­вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю­щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и ус­пешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникатив-

ные способности, формирует отношение к окружающей дей­ствительности. Познавательная активность обеспечивает ин­теллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи­мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак­тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду­ховного и нравственного мира личности, определяет готов­ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян­ный источник — потребности. Многообразие человеческих по­требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные, максимально ослабить ложные направления активности — по­стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе­риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе­ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера­тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви­тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен­ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе­дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира­тельный характер. Развитие личности происходит под воздей­ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра­щены к его личности, опираются на его собственное отноше­ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн, — чтобы тыся­чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в пове-

дении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю­дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста­новится нипочем»1.

Активность личности не только предпосылка, но и резуль­тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес­кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни­ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору­жать его такими способами деятельности, которые дают воз­можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож­ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще­го процесс развития личности.

VI. Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех | учеников независимо от способностей и домашних усло­вий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успе­хов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятель­
ность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

Диагностика развития |

В педагогической практике все больше ощущается потреб­ность в оперативной диагностике достигнутого учениками уровня развития. Это связано с тем, что эффективно управлять

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 140-141.

I

процессами формирования личности без знания глубины, тем­пов и особенностей происходящих изменений нельзя. Крыла­тые слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» — как нельзя лучше объясняют не­обходимость диагностики в живом учебно-воспитательном процессе.

Диагностика (от греческого «диа» — прозрачный и «гно-зис» — знание) — общий способ получения опережающей ин­формации об изучаемом объекте или процессе. Значение диа­гностики в области развития аналогично значению хорошо по­ставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причи­ны возникновения, то можно надеяться на благоприятный ис­ход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, а поэтому диа­гностика в области развития — чрезвычайно важное дело, тре­бующее высокой квалификации и ответственности.

Физическое развитие человека диагностируется сравнитель­но просто. Для этого во всем мире применяются специально разработанные тесты (нормативы), измеряющие степень разви­тия как общих, так и специальных качеств. В зависимости от того, как человек справляется с предложенными заданиями, делается вывод о достигнутом уровне, конкретных параметрах физического развития. Полученные данные соотносятся с воз­растными возможностями. Примером теста физического разви­тия можно назвать хорошо известный комплекс ГТО, в кото­ром содержатся конкретные задания и нормативные показате­ли для каждой возрастной группы.

Духовное, социальное развитие диагностировать чрезвычай­но трудно. Применяемые для этой цели методики пока сложны и громоздки, не всегда обеспечивают безошибочные заключе­ния. Для повышения надежности диагноза используют ком­плексное обследование состояния здоровья, сбор и сопоставле­ние антропометрических, социальных и психологических дан­ных, что требует специально оборудованных клиник и лабора­торий, подготовленного персонала. В реальной педагогической практике школьные психологи и учителя изучают отдельные качества личности, но по результатам этих исследований, од­нако, нельзя давать общую оценку компонентов развития.

Овладение простыми методиками диагностики отдельных сторон развития обучаемых — важный компонент профессио­нальной педагогической подготовки. Главный интерес для школьных учителей и воспитателей представляет диагностика умственной деятельности обучаемых, мотивации поведения, уровня притязаний, эмоциональности, развития социального поведения и многих других важных качеств. Наиболее распро­страненный метод изучения выделенных качеств — тестирова­ние.

Тесты с нами

На практике обычно применяется, не один, а комплекс тестов для всестороннего изучения определенных качеств. Для примера познакомимся с тестом чешского психолога И. Йырасека, составленным для диагностики уровня вер­бального (словесного) мышления шестилетних детей. Этот тест входит в комплекс тестов для определения школьной зрелости.

Тест ВМ (вербальное мышление)

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?

Обедаем = 0, полдничаем, ужинаем, спим и т. д. = -3.

3. Днем светло, а ночью ...?

Темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава ...?

Зеленая = 0, неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки ... это что?

Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются
шлагбаумы?

Чтобы никто не попал под поезд и т. д. = 0, неправиль­ный ответ = -1.

7. Который час? (Показать на бумажных часах: четверть седьмо­
го, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Хорошо показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно - 3, не знает = 0.

8. Что такое Прага, Бероун, Плзень?

Города = 1, станции = 0, неправильный ответ = -1.





9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это
..., маленькая овечка — это...?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух = О, неправильный ответ = -1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем, что у
них одинакового?

На кошку (достаточно одного признака) = 0, на кошку (без приведения признаков подобия) = 1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, остановиться и т.д.) = 1, одна причина = 0, неправильный ответ = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3, одно подобие = 2,
неправильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее, или приведение
двух общих признаков (четыре ноги, хвост и т.д.) = 3,
одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал?
У винта нарезка = 3, винт завинчивается или у винта
гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание ... это?
Спорт (физкультура) = 3, игры (упражнения, гимнастика,
состязания) = 2, неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

3 наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4, после подсказки = 2, неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого?
Три признака = 4, одно или два различия = 2,
неправильный ответ (у него палка. Он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины = 4, одна причина = 2,
неправильный ответ = 0.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Правильный ответ =2, неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку = 5, чтобы не платить штраф = 2, неправильный ответ = 0.

Результат теста — это сумма баллов (+ и -), достигнутых по от­дельным вопросам. Классификация результатов:

Отлично..................................... +24 и более

Хорошо...................................... +14 до +23

Удовлетворительно................... +0 до +13

Плохо......................................... -1 до -10

Очень плохо.............................. -11 и хуже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Вопросы I II III IV V VI
Ответы 3,5,6 4,5

Контрольный тест

1. Что такое развитие личности ?

2. Что является движущей силой развития ?

3. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к
внешним?

4. Как формулируется биогенетический закон? В чем его смысл?

5. Какими факторами обусловливается развитие личности?

6. Что такое наследственность?

7. Какие части темы включают наследственные программы раз­
вития?

8. Какие признаки передаются по наследству от родителей к
детям?

9. Что такое задатки ? Наследуются ли они ?

10. Какие специальные задатки наследуются детьми ?

П. Наследуются ли нравственные и социальные качества?

12. Что такое среда ?

13. Как проявляется влияние ближайшего окружения на развитие
личности?

14. Вы разделяете биологизаторскую или социологизаторскую
точку зрения ?

15. Как влияет на развитие личности воспитание?

16. Можно ли воспитанием полностью изменить человека?

17. Что такое «зона актуального развития» и «зона ближайшего
развития» ?

18. Как влияет деятельность на развитие личности? Какие ос­
новные виды деятельности школьников вы знаете?

19. Зависит ли развитие от активности личности? Как?

20. Что такое диагностика развития ? Как она осуществляется ?




4 И. П. Подласый, кн. 1



Литература для самообразования

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы педагогики. — М., 1969.

Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М., 1980.

Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комп­лексного подхода в процессе воспитания школьников. — М., 1983.

Шванцара И. Диагностика психического развития. — Пра­га, 1978.


$ ТЕМА 4

ИВДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ

Возрастная периодизация Акселерация Неравномерность развития

Тыр Особенности воспитания обучаемых различных

возрастных групп

121|1 Учет индивидуальных особенностей

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Минимально необходимое время (в минутах)

изучения материала темы (МНВ)..................................................................... 42

Трудность (в условных единицах от 1.00)
изучаемого материала....................................

0,70



Время (в минутах), необходимое для полно­
ценного усвоения знаний....................................

.180


I Деятельность как фактор развития - student2.ru

Возрастная периодизация

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта самоочевидная истина не требовала особых доказательств: с воз­растом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физичес­кого, психического и социального развития. Разумеется, это со­ответствие справедливо лишь в общем и целом, развитие кон­кретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать пе­риоды человеческой жизни, знание которых несет важную ин­формацию для посвященных. Есть целый ряд разработок перио­дизаций развития (Коменский, Штрац, Бюллер, Горлок, Леви­тов, Эльконин, Пршигода, Ванек, Шванцара и др.), причем число предложенных периодизаций достигло нескольких де­сятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один кри­терий и была бесспорной. Не станем вникать в теоретические тонкости выбора критерия. Остановимся на анализе периоди­зации, которая сейчас признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Возрастными особенностями называются характер­ные для определенного периода жизни анатомо-физиологичес-кие и психические качества. Сущность возрастных особенно­стей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духов­ное развитие человека тесно связаны между собой, то соответ­ствующие возрасту изменения наступают и в психической сфе­ре. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биоло-

гическое, социальное созревание, проявляется возрастная ди­намика духовного развития личности. Это и служит естествен­ной основой для выделения последовательных этапов челове­ческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человечес­кую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) — только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область. Для педаго­гики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.

В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста:

Психологическая 1. Пренатальный период 2. Период новорожденное™ (до 6 недель жизни) 3. Грудной период (до 1 года) 4. Ползунковый возраст (1—3 года) 5. Дошкольный возраст (3-6 лет) 6. Школьный возраст (6—11 лет) 7. Пубертатный период (11-15 лет) 8. Юношеский период (15-20 лет)

Педагогическая

1. Младенчество (1 год жизни)

2. Преддошкольный возраст
(от 1 до 3 лет)

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
Младший дошкольный возраст
(3—4 года)

Средний дошкольный возраст (4—5 лет) Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

4. Младший школьный возраст (6—10 лет)

5. Средний школьный возраст
(10-15 лет)

6. Старший школьный возраст
(15-18 лет)

Нетрудно заметить, что основу педагогической периоди­зации составляют стадии физического и психического разви­тия, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспита­ние, с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созре­вания организма, его нервной системы и органов, а также свя­занное с ним развитие познавательных сил, то разумно органи­зованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отри­цание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой соци­альный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей методики. Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но дале-

I Деятельность как фактор развития - student2.ru

ко не беспредельно. Возраст цепко удерживает развитие и дик­тует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности развития.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче­те в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответ­ствовать возрастным этапам развития. Как в природе все про­исходит в свое время, так и в воспитании все должно идти сво­им чередом — своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания ко­торых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предла­галось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я.А. Коменский1.

Учет возрастных особенностей — один из основополагаю­щих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснован­ные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятель­ности.

I I. Заполните пропуски

Наши рекомендации