Современные технологии обучения ИЯ

Роль и методические функции аудио, видеозаписей, компьютерных программ в обучении ИЯ. Методика их использования на уроке ИЯ. Дистанционное обучение ИЯ.

Роль и методические функции игры в обучении ИЯ. Классификация игр. Языковые, речевые, ролевые игры. Комбинаторный потенциал игр.

История возникновения метода проектов в педагогике. Суть метода и его роль в обучении ИЯ. Основные принципы проектной методики обучения ИЯ. Этапы работы над проектом.

Обучение ИЯ в профильной школе

Цели, содержание и технология обучения ИЯ как профильному предмету в филологическом профиле. Возможные направления и формы интеграции ИЯ с другими предметами гуманитарного и естественнонаучного циклов. Отбор содержания и технология проведения элективных курсов по ИЯ.

Профессиональная деятельность учителя/преподавателя ИЯ

Профессиональные знания и умения преподавателя ИЯ. Его творческие и личностные качества. Профессиональная рефлексия. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке ИЯ. Стили педагогического общения.

Форма обучения

Лекционные занятия

Тема 1. Теория и методика обучения ИЯ как наука.

Предмет и задачи курса. Содержание понятия «Лингводидактика». Место ТиМОИЯ в системе профессиональной педагогической подготовке учителя ИЯ. Основные методические понятия: метод, принцип, методический прием, средство, система обучения. Связь теории и методики обучения ИЯ со сложными науками. Основные направления в теории и практике ОИЯ в истории отечественной школы.

Тема 2. Цели ТиМОИЯ.

Типы целеполагания: стратегическая цель; цель обучения конкретному предмету. Аспекты ТиМОИЯ: прагматический и образовательный. Цели ТиМОИЯ: коммуникативная (практическая цель); воспитательная цель; образовательная цель; развивающая цель.

Тема 3. Лингвистические основы обучения иностранным языкам.

Язык и речь. Единицы языка и речи.Соотношение языка, речи и речевой деятельности как методическая проблема.

Критерии отбора языкового и речевого материала для обучения иностранному языку в средней и высшей школе. Способы организации языкового и речевого материала, их корреляция с методическими системами обучения в российских и зарубежных методических школах.

Лингвистическая характеристика связного текста с точки зрения нго структуры, содержания, композиции.

Сравнительная типология и ее роль в сопоставительной характеристике языковых явлений ИЯ и их аналогов в родном языке.

Тема 4. Психологические и лингвопспихологические основы обучения иностранным языкам.

Роль психологии и психолингвистики в обучении иностранным языкам.

Психологические характеристики иноязычной речи: устной и письменной, внешней и внутренней, рецептивной и репродуктивной.

Понятия «общение», «межкультурное общение».

Речевая деятельность, ее виды, структура и психофизиологические механизмы. Виды речевой деятельности: продуктивные и рецептивные.

Проблема знаний, навыков, умений, способностей в обучении ИЯ.

Развитие восприятия, памяти, мышления и воображения при обучении иностранному языку.

Тема 5. Дидактические основы обучения иностранным языкам. Принципы обучения ИЯ и пути их реализации в различных системах обучения и учебных заведениях разных типов.

Теория и методика обучения ИЯ и дидактика. Иностранный язык как предмет обучения. Понятие принципа обучения.

Дидактические принципы обучения ИЯ: принципы научности, прочности, преемственности, доступности, развивающего обучения, наглядности, сознательности, активности, неавторитарности, креативного обучения и их реализация в разных методических системах.

Общеметодические и частнометодические принципы: коммуникативной направленности и ситуативной обусловленности в обучении иностранным языкам устной основы – устного опережения – параллельного обучения разным видам речевой деятельности, учета родного языка, комплексной организации учебного материала, дифференцированного и интегрированного обучения, адекватности упражнений характеру формируемого действия, принцип комплексной мотивации в обучении ИЯ. Их характеристика применительно к различным условиям обучения.

Тема 6. Лингвострановедческий и социокультурный аспект в обучении различным сторонам речи и видам речевой деятельности как способам обучения.

Содержание социокультурного образования в условиях учебного иноязычного общения в школе и вузе.

Язык и культура. Их соотношение. Понятия «иноязычная культура», «диалог культур», «межкультурная коммуникация».

Лингвострановедческая и социокультурная компетенция как одна из составляющих коммуникативной компетенции.

Единицы лингвострановедческого языкового материала с культурным компонентом значения: национальные реалии, фоновая коннотативная лексика, речевой узус, паралингвистические средства коммуникации (жест, мимика, язык повседневного или привычного поведения).

Компонентный состав лингвострановедческого минимума для средней школы и языкового вуза:

1).фоновая информация по теме (ситуации);

2).лингвострановедческий языковой материал, обладающий культурным компонентом значения;

3).паралингвистические средства коммуникации.

Основные пути формирования лингвострановедческой и социокультурной компетенции в средней школе и языковом вузе.

Тема 7. Основные методы обучения иностранным языкам в России и за рубежом.

Понятие метода. Его определение как общего направления в изучении иностранных языков и как способа обучения.

Методы обучения в истории отечественной и зарубежной методики обучения иностранного языка: переводные, прямые, аудиовизуальный, аудиолингвальный, когнитивный, сознательно-прктический, коммуникативный, инетенсивные методы.

Авторы и основные представители этих методов.

Современные направления в отечественной методике обучения ИЯ, их авторы и основные представители.

Тема 8. Проблема оптимизации процесса обучения иноязычному общению. Ситуативность и коммуникативность в обучении иностранным языкам. Требования к личности и профессиональной квалификации преподавателя иностранных языков.

Учебно-воспитательный (педагогический) процесс как реальная система (модель) обучения иностранным языкам. Его основные характеристики.

Социокультурный портрет иностранного языка как учебного предмета. Понятие коммуникативности. Учебно-речевая ситуация (УРС) как основа вербального общения и единица коммуникативной организации учебного материала. Способы создания УРС.

Основные педагогические функции учителя в организации и управлении учебно-воспитательным процессом. Его ролевой репертуар.

Требования к личности и квалификации преподавателя иностранных языков. Активизация иноязычного общения в процессе обучения.

Требования к современному уроку иностранного языка.

Тема 9. Содержание ОИЯ

Компоненты содержания ОИЯ и их краткая характеристика: лингвистический, психологический, методологический. Принципы отбора тематики: традиционный и антропологический.

Соответствие содержания обучения – условиям обучения, этапам обучения, специфике разных типов школ/классов.

Тема 10. Средства обучения ИЯ

Понятие «средство ОИЯ». Понятие «упражнение». Проблема упражнений. Типология упражнений и последовательность их выполнения. Критерии типологии упражнений.

Тема 11. Современный методический стандарт

Понятие «методический стандарт». Сущность современной парадигмы образования. Современные тенденции развития образования. Коммуникативно-ориентированный метод ОИЯ и принципы обучающей деятельности учителя ИЯ, отражающие существенное и закономерное в методике: ситуативность, коллективное взаимодействие, жизненная ориентация обучения, соответствие заданий речемыслительной деятельности, вовлечение в речемыслительную деятельность, личностно-ориентированная самостоятельная работа.

Тема 12. Обучение правильному иноязычному произношению

Место и роль данных навыков в ОИЯ. Содержание обучения фонетике. Существующие подходы к формированию данных навыков: артикуляторный подход, дифференциальный подход, акустический подход. Типология фонетических упражнений. Основные трудности овладения фонетическими явлениями в устной речи и при чтении. Приемы и способы их предупреждения и исправления.

Тема 13. Обучение лексике

Систематизация объема слов, идиоматических выражений и т.д. Ознакомление с новой лексикой. Понятие «владение словом» – знание формы, значения и употребления. Сущность лексического навыка.

Понятия «активный, пассивный и потенциальный словарь». Классификация лексических упражнений: упражнения на уровне слова; упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.

Тема 14. Обучение грамматике

Роль грамматики при обучении устной речи, чтению и письму. Современная трактовка понятия «грамматика». Проблема обучения грамматике в методике обучения ИЯ и требования программы к объему грамматического материала в школе. Типология грамматических упражнений: языковые подготовительные, условно-речевые, речевые (подлинно-коммуникативные). Способы исправлений грамматических ошибок.

Тема15. Обучение чтению

Суть и структура чтения как виды речевой деятельности. Виды чтения. Различие по целевой направленности деятельности: поисковое, просмотровое (ознакомительное) и изучающее (детальное). Различие по форме: чтение про себя (цель обучения), чтение вслух (средство обучения чтению); индивидуальное и хоровое. Различие по характеру организации деятельности: подготовленное, неподготовленное, тренировочное, контрольное. Требования к текстам для разных видов чтения. Упражнения для обучения технике чтения вслух и про себя.

Тема 16. Обучение аудированию

Роль и место аудирования при коммуникативно-ориентированном обучении. Виды аудирования: А. c полным пониманием услышанного и А. основного содержания услышанного.

Аудирование как цель и средство обучения: научить учащихся понимать звучащую речь и использовать информацию аудиотекстов для обсуждения. Объективные трудности при аудировании: условия А., наличие или отсутствие источника речи; индивидуальные особенности источника речи, языковые особенности воспринимаемого материала. Механизмы А.: речевой слух, память, вероятностное прогнозирование, артикулирование. Система упражнений дна развитие навыков аудирования.

Тема 17.Обучение письму

Понятия «письмо» и «письменная речь». Письмо как цель и средство обучения. Требования, предъявляемые к письменной речи: невозможность изменений, насыщенность (плотность сообщения, изолированность) оторванность, организация, скорость создания и скорость восприятия, нормативность языка, длительность формирования навыков.

Содержание обучения письму: обучение графике, обучение орфографии, обучение различным формам записи, обучение написанию различных письменных текстов. Виды письменных работ.

Тема 18. Обучение говорению

Суть говорению как виды речевой деятельности. Компоненты его структуры: мотивационно-побудительная часть (потребность, мотив, цель, замысел высказывания); аналитико-синтетическая часть (отбор материала для осуществления замысла); исполнительская часть (внешнее оформление высказывания). Формы говорения: монологическое высказывание и диалогическое. Характеристики данных форм говорения. Подготовленная, неподготовленная, репродуктивная, продуктивная речь. Технология обучения говорения, виды упражнений.

Самостоятельная работа

1. Написание курсовой работы по МПИЯ.

2. Подбор методического материала в папку «Молодой учитель» для педпрактики по ИЯ в школе.

3. Изготовление визуальной наглядности к педпрактике.

4. Написание докладов.

Формы контроля

Текущий контроль

1. Участие в работе семинарских и лабораторных занятий.

2. Составление образца тематического плана к циклу уроков по теме на выбор по учебнику Т.Клементьевой, Д.Шэннон для 5, 6-7 классов.

3. Написание конспекта урока по теме на выбор по учебнику Т.Клементьевой, Д.Шэннон для 5, 6-7 классов.

4. Подбор методического материала и его комплектация в папку «Молодой учитель» для педпрактики в школе.

5. Написание курсовой работы по ТиМОЯ.

Содержание итогового и промежуточного

Контроля

Наши рекомендации