Роль средств массовой информации в формировании молодежной политики

Региональная молодежная политика

В большинстве субъектов Российской Федерации отсутствует единая и последовательная молодежная политика. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что из 89 субъектов Российской Федерации от-дельный специализированный орган по делам молодежи имеют только 55 регионов50.
Региональная молодежная политика — это инициативы, конкретные меры и программы, осуществляемые на региональном уровне, направленные на решение проблем молодежи, исходящие из понимания самими молодыми людьми своих проблем и потребностей, на развитие самостоятельности и ответственности молодежи.
Составляющие региональной молодежной политики сами по себе являются социальными феноменами.
Постепенно происходит развитие инфраструктуры молодежной политики в регионах: механизм социальной адаптации молодежи, идеология молодежной политики, инновационное проектирование в региональной молодежной политике, кадровая подготовка и переподготовка молодежных лидеров, информационное обеспечение региональной молодежной политики.
Исследователи-социологи отмечают возрастание различий между регионами по степени изучения проблем инновационного проектирования в региональной молодежной политике.
Так, В.А.Луков говорит о складывании системы взаимодействия с региональными исследовательскими коллективами, сумевшими в последнее время подготовить целый ряд сильных исследований о молодежи: в Мордовии, Самаре, Туле, Татарстане, Башкортостане, Ставрополе и Кемерове51.
Авторы коллективной монографии "Молодежный экстремизм" выделяют регионы, где проблема региональной молодежной политики исследуется наиболее широко и заслуживает одобрения: Санкт-Петербург, Новосибирск, Самара, Оренбург, Екатеринбург, Средний Урал, Центральные регионы России, Томск, Чувашия, Красноярск, Урал, Новочеркасск, Ярославль, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Днепропетровск, Челябинск, Тверь, Иркутск и Башкирия52.
В Москве и Нижнем Новгороде исследователи попытались ввести новый термин "региональная социальная политика"53, эту же точку зрения разделяет С.П.Смирнов54. У ученых Белгорода возникло понятие "муниципальная молодежная политика".
Долгосрочность целей развития молодежной политики в регионе, наличие целевых ориентиров и перспективных программ, появление социального слоя активно действующей молодежи в рамках плюралистических общественных молодежных организаций — все эти факторы формируют становление активной российской молодежной политики, в том числе и региональной.
По мнению большинства исследователей, понятие региональная молодежная политика определяется весьма неоднозначно, и следует констатировать, что эта проблема разработана недостаточно в научном плане.
Существуют разные точки зрения на структуру изучения, цели, задачи и суть региональной молодежной политики, теорию и практические цели ее реализации,55 что, на наш взгляд, вызвано неоднозначным пониманием самого объекта региональной молодежной политики, ее целей и средств проведения.

11. Роль СМИ в становлении гражданственности российской молодежи.

Роль средств массовой информации в формировании молодежной политики

Сегодня средства массовых коммуникаций, как никогда играют заметную роль в социализации подрастающего поколения и молодежи. Средства массовой информации влияют на формирование мировоззрения и мировосприятия молодежи, на происходящие мирополитические процессы.

Средства массовых коммуникаций и информации, такие как социальные медиа, могут стать как конструктивным, так и деструктивным фактором в деле формирования ценностных ориентаций, политических и гражданских норм поведения молодежи.

Глобализация и повсеместное внедрение интернета, развитие информационных технологий усилило возможности психологического воздействия средств массовой информации на молодежь. Сегодня это воздействие преобразовалось из массового в индивидуальное. Молодежь все чаще делает выбор в сторону социально-сетевых отношений, нежели реальных. Информационная свобода молодого поколения расширилось за счет современных цифровых технологий. Из-за роста интенсивного и агрессивного воздействия средств массовой информации и массовых коммуникаций – социальных медиа, падает влияние государственных институтов формирования массового сознания и мировосприятия молодежи.

Средствам массовой информации и массовых коммуникации принадлежит ведущая роль в формировании жизненных ценностей, образов для подражания молодого поколения. Однако некоторые российские СМИ использует эти возможности не в интересах российского государства, наоборот, способствуют росту ксенофобии, нравственной деградации, культивируют распушенный и безответственный образ жизни.

К сожалению, ни на одном федеральном канале нет молодежной редакции. Существующие молодежные телевизионные каналы имеют низкопробный, порой вызывающий вульгарный контент. Идет тотальная дезориентация молодого поколения. Современные телепередачи ориентированы на старшее поколение. В этой связи, не сложно догадаться о редакционном выборе тематик программ, нацеленных на привлечение к голубым экранам многомиллионной зрительской аудитории старше 35-40 лет.

При участии средств массовой информации и массовых коммуникации создается общество без духовно-нравственных ценностей, у молодежи воспитывается пренебрежительное отношения к старшему поколению, теряется чувство патриотизма, наблюдается стремление к легкому достижению успеха, с одновременным падением ценностей труда и целеустремленности.

Сегодня мы наблюдаем культивацию расовой и религиозной ненависти, призыв к экстремизму и терроризму через социальные медиа. В этой связи, необходимо принять и реализовать меры по противодействию распространению негативной информации в социальных медиа путем увеличения позитивной информации и создания интернет-площадок для общения молодежи.

Важно формировать молодежную среду, основанную на национальных традициях народов России, на духовно-нравственных ценностях и многовековой истории страны. Необходимо увеличить пропаганду здорового образа жизни через социальную рекламу.

Молодежь, как составную часть общества, на которую в ближайшем будущем ляжет вся ноша ответственности за российское государство, необходимо воспитать в духе патриотизма и любви к Родине. С учетом того, что молодые люди более тонко чувствуют манипуляции и информационное воздействие, необходимо выработать государственную программу по информационному обеспечению молодежной политики в Российской Федерации.

Здесь необходимо использовать опыт Чеченской Республики, где успешно реализуется Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, которая была принята по Указу Главы Чеченской Республики Р.Кадырова. Формирование единой государственной концепции дало ощутимый результат. Сегодня все ВУЗы, СУЗы, общеобразовательные школы и ведомства, отвечающие за молодежную политику и духовно-нравственное воспитание молодежи, работают по данной концепции. Согласно ей, ценностная шкала в чеченском обществе основана на трех важных постулатах - гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты. Такая основа требует слаженного взаимодействия всех ветвей власти и гражданского общества, а также системного подхода в деле воспитания молодежи. Высокий уровень организации процесса внедрения трех постулатов данной Концепции, имеющий сложную иерархическую структуру, дает на выходе результат, который можно реализовать на федеральном уровне, так как Концепция учитывает культурное многообразие Чеченской Республики и России в целом. Обеспечение духовно-нравственного воспитания молодежи в духе патриотизма и гордости за свою Родину является базовым принципом для современной молодежной политики в России.

Особую роль играют молодежные лидеры и политики, которые подают пример здорового образа жизни, любви к Родине и религиозной терпимости. Лидеры, которые показывают уважительное отношение к старшему поколению и чтят память ушедших героев. Таким примером для молодежи является Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров, который ежедневно подает пример здорового образа жизни, патриотизма, пример истинного сына своего народа, государства.

12.Программы и модели по формированию гражданской и правовой культуры.

Воспитание гражданина - члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем - должно быть признано в качестве особой сферы педагогической деятельности. Необходимо совершенствовать формы и методы гражданского воспитания подрастающей молодежи.

Удивляет противоречивость трактовки терминов «гражданско -

патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание, что подчас вводит в заблуждение современного учителя.

Гражданское воспитание - это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма и культуры межнациональных отношений [1, с. 111], те. гражданственности .

Очевидно, вышеприведенное определение сводит воедино смысл гражданственности - это патриотизм, нравственность, гражданская и правовая культура. Остановимся подробнее на таких категориях как гражданская и правовая культура.

В психологической структуре гражданской культуры выделены три элемента: знания, оценки-отношения, поведение. Это значит, что сюда входят знания в области политики и права, взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны, стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию, быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны. Это определяет и задачи гражданского воспитания [2].

Учащиеся получают знания о государственном устройстве, системе власти, возможностях граждан участвовать в выборах властных структур, влиять на управление и участвовать в нем, объединяясь в партии и движения. Школа, учителя должны способствовать формированию гражданской и политической активности молодежи, стремлению подростков участвовать в жизни страны. Для решения этих задач у образовательных учреждений имеются различные средства, прежде всего это уроки по общественным дисциплинам: граждановедению, истории, обществознанию. Сегодня в школах имеется много различных учебников, пособий, программ по этим и другим дисциплинам.

Изучать разные аспекты работы власти, общественных организаций, судов, других правовых инстанций можно, приводя школьников и студентов в политические, властные, юридические учреждения. Редко, но все же учителя практикуют такие средства воспитания, как экскурсии в местный орган управления, в детскую комнату милиции, в места заключения для несовершеннолетних нарушителей закона и пр. Эффективным средством формирования гражданской культуры является вовлечение учащихся в общественную жизнь, когда ученики вместе с учителями участвуют в политических или общественных акциях.

Составной частью гражданского воспитания является формирование правовой культуры.

Правовая культура - это знания о правовой системе страны, основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином Отечества [2]. Основной задачей правового воспитания является формирование правовой грамотности подростков и молодежи; они должны знать, что существуют законы и правовые нормы и что нарушение этих норм ведет к юридической ответственности. Поэтому в семье, в школе, в СМИ подростков следует знакомить не только вообще с законами, но обязательно с теми правовыми нормами, которые они чаше всего нарушают.

Школа, другие образовательные учреждения дают необходимые правовые знания молодежи на уроках и во внеурочной работе с детьми. Учащиеся по мере взросления приучаются выполнять правила поведения в обществе, свои обязанности в классе, учатся подчиняться школьным правилам, требованиям устава школы. Это развивает в них привычку к дисциплине, к самоконтролю. Конечно, чем лучше поставлена учебно-воспитательная работа учреждения, тем выше правовая культура учеников. И учителя, и их ученики должны знать, что гражданская и правовая сознательность и ответственность тесно связаны с нравственностью: нарушение правовых норм чаще всего происходит на фоне неблагополучного нравственного развития, является следующей ступенью после нарушения нравственных норм.

Осуществляя правовое воспитание, учителя и воспитатели, родители, общественность должны осознавать сложность и остроту проблемы, которую можно назвать двумя словами: молодежная преступность.

За этими словами стоит комплекс не только педагогических проблем. Нравственно -правовая ситуация с молодежью находит свое выражение в целом ряде явлений современной жизни молодежи во всем мире, равно как и в России: это всякого рода агрессивность, вандализм, экстремизм, разного рода эксцессы националистов всех оттенков, погромы скинхедов, футбольных хулиганов. Есть более «мягкие» формы отклоняющегося поведения: уход от общества в молодежную субкультуру, сверхпогруженность в мир игры, фантазий, так сказать, в безответственное детство. Крайняя форма ухода от общества по тем или иным мотивам - самоубийство.

Все эти проблемы составляют предмет забот не только школьного педагога, но и социально-экономической и культурной политики, они требуют серьезных социальных программ, расширения и улучшения деятельности социальных педагогов и работников, хотя ответственность школы за формирование гражданской и правовой культуры молодежи тут тоже имеется.

Теперь поразмышляем о том, насколько пригодится нам опыт разработки западных социологов и политологов в области гражданского воспитания. Американские ученые С. Шехтер и М. Бренсон предложили концепцию подготовки информированного, ответственного гражданина, способного реализовать себя в демократическом обществе. К основным критериям они отнесли уважение прав человека, признание индивидуальных достоинств личности, существование власти закона, добровольность исполнения людьми своих обязанностей, заботу об общем благе

Американская ассоциация политических наук (APSA) разработала национальные стандарты по гражданскому образованию, установив три компонента: знания, умения и гражданский характер. Знаниевый компонент представлен следующими вопросами: что такое гражданская жизнь, политика, правление? Каковы основы политической системы? Как правление, установленное Конституцией, воплощает цели, ценности и принципы демократии? Каковы взаимоотношения США и других государств? Какова роль граждан в американской демократии? Ответы на эти вопросы, по мысли разработчиков, должны содействовать пониманию ценностей гражданского общества, которое может предотвратить злоупотребления или излишнюю концентрацию власти. Это своеобразная общественная школа, в которой граждане учатся делать демократию.

Для нас сегодня важно уточнить критерии и признаки, на которые надо ориентироваться, чтобы избежать крайностей и не повторять ошибок прошлого: подлинный гражданин не только хороший человек и законопослушный член общества, но и самостоятельная личность, имеющая адекватное представление о целостной картине мира, осознающая свое особое предназначение в нем.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, сделаем выводы по поводу современного состояния гражданского воспитания и перспектив его развития. Главнейшее условие успешности этого процесса состоит в том, чтобы объединить педагогические усилия семьи, школы и органов государственно-общественного управления по формированию гражданственности у подрастающего поколения. Утрата одного из этих слагаемых чревата непредсказуемыми последствиями. Надо продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость. Обучение основам гражданственности - не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями. Задача органов управления - поддержать и обеспечить соблюдение прав граждан, контролировать выполнение законов, без которых формирование гражданского общества невозможно.

Наши рекомендации