Раздел 6. Ребенок и социум
Тема: Ребенок в системе «детский сад - школа»
Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребенка в статусе школьника.
Результатом подготовки является готовность ребенка к школе – как внутренняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам. Различные специалисты в теории и практике используют определенную терминологию. Так психологи оперируют термином «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную («внутренняя позиция школьника»), а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации (Л.А.Венгер ,А.Л. Венгер , А.В.Запорожец , В.С.Мухина , Т.Д.Марцинковская , Г.Г.Кравцов , Е.Е.Кравцова ). Врачи, гигиенисты, нейропсихологи рассматривают «школьную зрелость» как уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму (М.В.Антропова, Т.Г.Бетелева, С.М.Громбах, Ю.Ф.Змановский, А.Р.Лурия и др.).
Педагоги используют термин «готовность к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Вводятся два понятия – общая и специальная готовность. Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая. Специальная готовность включает развитие речи, подготовку к грамоте, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.
Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению многогранное явление и определяется целым рядом биологических, социальных, психолого-педагогических причин. В связи с этим, готовность ребенка к школьному обучению – это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность школьного обучения. Компонентами готовности являются: физическая готовность, интеллектуальная, готовность в сфере общения, эстетическая, нравственная, трудовая. Все компоненты взаимосвязаны, могут взаимодополнять друг друга.
Осуществление успешной реализации системы «детский сад - школа» способствует принцип преемственности, как особой формы связи между двумя социальными институтами. В книге «Подготовительная к школе группа» (под. ред. М.В.Залужской 1975г.) преемственность рассматривается с позиции школы и детского сада. С точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения, навыки, которые имеются у ребенка, а так же на те качества личности, которые у ребенка сформированы в дошкольном периоде. Основные задачи преемственности детского сада и школы:
· обеспечить безболезненный переход детей к школе, должный уровень готовности детей к обучению в школе;
· воспитание у ребенка-дошкольника эмоционально положительного отношения к школе;
· способствовать непрерывности в развитии способностей, компетенности, возможностей ребенка.
В методическом письме МОРФ от 25.03.94 «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» называются следующие основания преемственности, обеспечивающие общую готовность детей:
· Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
· Развитие способностей ребенка как способ самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей – обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, предметов-заместителей.
· Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
· Развитие коммуникативности – умение общаться со взрослыми и сверстниками, является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в тоже время важнейшим направлением социально-личностного развития.
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного – начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видах деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и других), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам.
Итак, ребенок в системе «детский сад - школа» характеризуется определенными психологическими особенностями, изменением ССР. Безболезненное разрешение кризиса 7 лет – это результат того, как развивался весь дошкольный период. Большую роль имеет готовность детей к школьному обучению. Готовность к школе – это целостное, многогранное образование, результатом которого является взаимосвязь и интеграция всех компонентов готовности. Готовность – это динамичная и развивающаяся система, где происходит появление, возникновение новых качеств, свойств, черт. Готовность к школе рассматривается не как конечный результат, а как постоянно развивающийся процесс. Диагностика должна представлять динамику изменений в развитии всех компонентов.
Тема: Ребенок в системе «детский сад - семья»
Семья в дошкольной педагогике рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Специальные научные исследования подтверждают, что в первые годы жизни ребенка семья оказывает самое сильное влияние на его развитие. В связи с этим дошкольная педагогика вводит термин «семья - социокультурная среда», т.е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру в целом, способствует социализациии (В.П.Арнаутова.,А.В. Добрович.,В.К. Котырло , С.А.Ладывир и др.)
Факторы, от которых зависит воздействие семьи на ребенка различные, это: статус данной семьи в обществе, уровень социальной культуры общества, типология семьи, семейный микроклимат и т.п.
В литературе факторы жизнедеятельности семьи подразделяются на следующие виды:
- социально-культурный (социальное положение родителей, культурный уровень семьи, характер семейных отношений, образовательный уровень семьи, пед. уровень культуры; см. А.В.Мудрик Социализация в смутное время - М.,1991.
- социально-экономические (материальное положение семьи);
- технико-гигиенический (районирование, зонирование проживания семьи и т.д.);
- демографический (состав семьи, количество детей, наличие родственников, опекунов, возрастной, половой и т.д.).
В литературе различают следующие разновидностисемей:
1.полная сложная семья (3-х поколенная)
2.полная измененная семья (один из родителей не родной по крови)
3.неполная семья
4.полная простая семья (родители и дети)
Современная дошкольная педагогика изучает семью как уникальное явление. Уникальность современной семьи связана с понятием социокультурное окружение - т.е. характеристика бытового, предметного мира семьи, типология семьи, характеристика обычаев, традиций, социально- этическая характеристика семьи. Социокультурная семья от поколения к поколению воспроизводит общечеловеческие ценности и от этого зависит в целом жизнеспособность общества.
Различают три модели семейного воспитания:
1. латино-европейская модель;
2. скандинавская модель;
3. англо-саксонская модель.
Первые две модели предполагают авторитарность мира взрослых, их главенствующее начало. Третья модель строится на педагогике сотрудничества, признает равенство мира детей и мира взрослых. Модели отличаются стилем воспитания, характеризующим определенный взгляд общества на ребенка
Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыты в работах Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Г.Н.Ганичевой, Л.В.Загик, Т.А. Куликовой и другие. Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей:
· По своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно-личностную связь, единство с родителями. В идеальном плане эти чувства представляются как чувства нежности, ласки, заботы, чувства великодушия, умения прощать. Эти чувства дают ребенку ощущение радости, счастья существования. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи.
· Семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в семье существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций.
· В семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности.
· Семья создает широкий диапазон своего воздействия на ребенка. В семье возникает постоянное воспитательное воздействие. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.
Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка (Т.И.Доронова, А.П.Жичкина, Е.В.Соловьева и др.).
Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги ДОУ, которые профессионально подготовлены к образовательной работе и понимают, что её успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные