Классификация вопросов анкет

По содержанию:

1. Вопросы о фактах сознания выявляют:

- мнения родителей;

- пожелания;

- ожидания;

- планы на будущее и т.п.

2. Вопросы о фактах поведения выявляют:

- поступки;

- действия;

- результаты деятельности.

3. Вопросы о личности выявляют:

- пол;

- возраст;

- образование и др.

По функциям:

1. Основные вопросы. Сбор информации о содержании исследуемого явления.

Например: «Читаете ли Вы журнал «Дошкольное воспитание?»

- всегда;

- иногда;

- никогда.

2. Неосновныевопросы:

а) Вопросы – фильтры; уточняют ответ на основной вопрос.

На выявление адресата основного вопроса.

Например: «Знакомы ли Вы с последним номером журнала»,

б) Косвенные вопросы.

На проверку искренности ответа.

Например: «Какие из материалов последнего номера журнала Вы считаете очень

Важными?»

По форме:

1. Открытые.

Ответ дается в свободной форме (зависит от компетенции отвечающего).

«Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать»

Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания:

- почему именно так?

2. Закрытые.

На вопрос дается полный набор вариантов ответов.

а)Альтернативные вопросы. Выбирается один вариант ответа.

Например: «Занимаетесь ли Вы спортом?»:

- регулярно;

- иногда;

- никогда.

б) Неальтернативные вопросы. Можно выбрать несколько вариантов ответов.

Например: «Какие черты Вам больше всего нравятся в Вашем ребенке?»

- организованность;

- честность;

- оптимизм;

- какие ещё?

А также по форме:

1. Прямыевопросы:

В содержание вопроса включено то, что интересует исследователя.

Например: «Каков современный ребенок?», «Насколько Вы удовлетворены работой в д/с?»

- вполне удовлетворен;

- скорее да, чем нет;

- скорее нет, чем да;

- нет;

- не знаю.

«Нравится ли Вам профессия воспитателя?» Да, нет, не знаю.

2. Косвенные вопросы.

В содержание вопроса включается воображаемая ситуация, цель вопроса от испытуемого

скрыта.

Например: «Что думают ваши знакомые о современных детях?»

Предположим, что ваш знакомый занят выбором специальности, посоветовал ли ты ему свою специальность?

- да;

- нет;

- не знаю.

«Согласны ли Вы с утверждением, что профессия воспитателя одна из лучших?»

- да;

- нет;

- не знаю.

Кроме того необходимо охарактеризовать ещё один вид специально выделенных вопросов. Это

Ш К А Л И Р О В А Н Н Ы Е В О П Р О С Ы

Отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов.

Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками Вы считаете эффективными?»

№ п/п Мотивационные средства Очень эффект. Достат. эффект. Мало эффект.
1. Поручение ответственных заданий.      
2. Требование самостоятельности в выполнении заданий.      
3. Советы по выполнению задания.      
4. Указание на определенные возможности и способности ребенка.      
5. Знакомство с работами других детей.      
6. Популяризация успехов отдельных детей.      
7. Общественная похвала.      
8. Собственный пример взрослого.      
9. Другие средства (какие?).      

В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов.

Например: «Трудно ли Вам заговаривать с незнакомыми?»

01 Да   02 Нет
01 Очень трудно 02Достаточно трудно 03Не очень трудно 04Не очень легко 05Достаточно легко 06Очень легко 07Не могу сказать    
01Да 02Скорее да, чем нет 03Скорее нет, чем да 04Нет

Вопросы могут быть сконструированы в виде поперечных профилей.

Например: «Как Вы относитесь к новациям в воспитании детей?»

1. Проявляю очень большой интерес. 5 4 3 2 1 0 Совсем не проявляю никакого интереса.  
2. Очень стараюсь их применять в своей работе.   5 4 3 2 1 0 Совсем не применяю.
3. Очень стараюсь сам предложить новые формы работы.   5 4 3 2 1 0 Совсем не предлагаю.

Например: «Оцените качества характера Вашего товарища».

1. Настойчивый 5 4 3 2 1 Ненастойчивый
2. Самостоятельный 5 4 3 2 1 Несамостоятельный
3. Аккуратный 5 4 3 2 1 Небрежный
4. Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный
5. Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый
6. Ответственный 5 4 3 2 1 Безответственный
7. Принципиальный 5 4 3 2 1 Беспринципный
8. Правдивый 5 4 3 2 1 Лицемерный
9. Спокойный 5 4 3 2 1 Беспокойный

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков.

Иллюстрации могут выполнять психо - физиологические функции: снимать утомление, переключать внимание – опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.

Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого – о коллективе, семье, круге общения могут быть изображены в виде концентрических окружностей.

Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности.

Например: «Что Вам нравится или не нравится в Вашей будущей специальности?».

А) Что мне нравится: Б) Что мне не нравится:
а – возможность учить, воспитывать а – необходимость учить, воспитывать
б – общественное значение труда б – низкая общественная оценка труда
в – разнообразная деятельность в – однообразная деятельность

«Что Вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?

А) Что мне нравится: Б) Что мне не нравится:
а – возможность получать конкретные советы а – не дается конкретных советов
б – возможность творческого обмена опытом б – нет суждений опыта родителей

Вопросы могут быть ориентированы на анализ специфических ситуаций.

Например: «Опишите ситуацию, в которой Вы принимали участие, исход её».

а – самую трудную и легкую ситуацию.

б - самую эффективную и наименее эффективную.

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой – либо деятельности.

Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений в наибольшей степени отражающих Ваше отношение к профессии».

А – Хороша любая работа, если она хорошо организована.

Б – Хороша лишь та работа, которая оплачивается.

В – Главная ценность труда в его общественной полезности.

Г – Хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей.

Д – При несогласии с суждениями выскажите свое (Какое?).

Тестирование

Понятие о тестировании. Сферы тестирования.

Тест /англ., испытание, исследование/ - задания стандартной формы, по которым проводятся испытания для определения умственного развития, способностей, волевых качеств др. психофизиологических характеристик человека.

/"Словарь иностранных слов", Русский язык"1988 г./

Тестирование - метод психологической диагностики, использующий

стандартизированные вопросы и задачи /тесты/, имеющие определенную шкалу значений. /Психология, словарь, Политиздат/.

Тестирование, как правило, применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.

Существуют три основные сферы тестирования:

а/ образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;

б/ профессиональная подготовка в отбор - в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства.

в/ психологическое косультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов, усложнением жизни.

2. Требования, предъявляемые к тестам:

1. Валидность /пригодность, обоснованность/

Один из критериев качества теста. Проблема валидности возникает в процессе разработке и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства и методом его измерения.

Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем го качество /свойства/, ради измерения которого он создавался. Определение валидности теста всегда требует постановки дополнительных вопросов:

для чего?

для какой цели?

по какому критерию?

Таким образом, понятие валидность относится не только к тесту, но и к критерию оценки его качества. Чем выше коэффициент соотношения теста с критерием, тем выше валидность.

2. Стандартизаця /установление единых норм и требований/. Многократная проверка теста на большом количестве испытуемых.

Возможность:

а/ определения в какой мере испытуемый соответствует определенному стандарту.

б/ сравнения получаемых данных в разное время и в разных местах.

3. Одинаковые возможности для всех испытуемых.

Испытуемым предлагаются для выявления особенностей личности одни и те же задания.

3. Этапы тестирования

Процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

1. Выбор теста определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;

2. Проведение теста определяется инструкцией к тесту.

3. Интерпретация результатов /определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования/.

4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТЕСТОВ:

1. Тесты интеллекта - методики психологической диагностики, предназначенные

для выявления умственного потенциала индивида.

В большинстве тестов интеллекта испытуемому на специальном бланке предлагается установить указанные логические отношения классификации, аналогии, обобщения и др. между терминами и понятиями, из которых составлены задачи теста. Свои решения он сообщает либо в письменном виде, либо отмечая один из нескольких вариантов, имеющихся на бланке.

Задачи могут быть составлены: а/ на понятийно-терминологической основе б/ на основе геометрических фигур, рисунков.

Иногда задачи строятся из рисунков, геометрических фигур и.т.д. В задачах тестов для решения нужно сложить из представленных деталей изображение предмета, геометрическую фигуру, собрать из кубиков заданный рисунок и т.д.

Успешность испытуемого определяется числом правильно выполненных задач, по нему выводится коэффициент интеллектуальности.

Однако, результат тестирования выявляет не умственный потенциал испытуемого, а те особенности его прошлого опыта, обученности, которые неминуемо сказываются на его работе над тестом.

Это обстоятельство послужило основанием для того," чтобы называть результаты, получаемые при применении тестов интеллекта "тестовым" или "психометрическим" интеллектом. Некоторые тестологи называют их "несправедливые" тесты. Эта "несправедливость" наиболее резко обнаруживается в тех случаях, когда тесты интеллекта, разработанные для общности, с известным уровнем и своеобразием культуры, предлагается людям из другой общности.

II. Тесты достижений - одна из методик психологической диагностики, выявляющая степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Данные тесты выявляют то, что испытуемым усвоено.

Имеются 3 вида тестов достижений:

1/ Тесты-действия: предназначены для выявлений умений выполнять

действия с механизмами, материалами, инструментами.

2/ Тесты письменные: оформляются на спец. бланках с вопросами.

Испытуемым предлагается:

- либо выбрать правильный словесный ответ среди нескольких;

- либо отметить на графике отображение описанной в вопросе ситуации;

- либо найти в рисунке ситуацию или деталь, дающую правильное решение поставленного вопроса.

3/ Устные тесты - заранее подготовленная система вопросов, на которые

испытуемые должны дать ответы.

Тесты достижения находят применение, в общем и профессиональном обучении.

III. Тесты креативности / от лат. cardio- сотворение, создание/ -

- совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности.

Способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных

схем мышления, быстро решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью.

Пока не найдены надежные способы измерения креативности, соответственно

практическое применение тестов креативности не является в должной мере надежным.

1У. Тесты личностные - методы психодиагностики, с помощью которых измеряются различные стороны личности индивида:

установки, ценности, отношения, эмоциональные,

мотивационные и межличностные свойства,

типичные формы поведения.

Известно несколько сот разновидностей тестов личности. Они обычно имеют одну из трех Форм:

1. шкалы и опросники

Опросник - стандартизированная анкета, состоящая из набора предложений, с которыми испытуемый соглашается или нет.

2. ситуационные тесты или тесты действия, используюшие перцептивные, когнитивные или оценочные задачи, оценку себя и др.

3. проективные тесты.

У. Тесты проективные - совокупность методик целостного изучения личности, основанные на психологической интерпретации результатов проекции.

Субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности.

Различают: а/ при интерпретации содержания сложной картинки с неопределенным содержанием.

6/ при завершении незаконченных предложений в/ при завершении высказывания на сюжетной картинке одного из действующих лиц.

г/ при воссоздании целого по детали д/ при толковании неопределенных очертаний /чернильные пятна теста

е/ при рисовании на свободную тему

ж/ при предпочтении одних стимулов /как наиболее желательных/ другим.

Каждое эмоиональное проявление индивидума, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на ceбe отпечаток личности,

У1. Тесты критериально-ориентированнные - методики психологической

диагностики, выявляющие насколько испытуемый владеет знаниями

навыками умственных действий, которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных иди профессиональных задач. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.

Социометрия

1. Особенности социометрии как метода исследования

СОЦИОМЕТРИЯ («Социальное измерение») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанной Дж. Морено. (Психологический словарь. М., 1988, с.851).

СОЦИОМЕТРИЯ является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий – антипатий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора) адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Каждого члена группы в индивидуальном порядке просят назвать тех товарищей, с которыми он предпочел бы (или, напротив, не захотел) участвовать в определенной деятельности.

«Кого из группы можно было бы избрать в качестве партнера?»

в разных ситуациях:

- проведения свободного времени;

- соседство по занятиям;

- игровой, спортивной, трудовой команде и т.д.

Разные вопросы (критерии выбора) определяют разные основания эмоциональных связей. В схеме перечислены основные правила построения и проведения теста.

Основные правила проведения теста
1. Установить доверительные отношения с группой. 2. Объяснить цели проведения социометрического теста. 3. Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах. 4. Гарантировать сохранение тайны ответов. 5. Проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест. 6. Показать точно и ясно технику записей ответов.  

В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач, применяются разнообразные варианты самих процедур:

- В виде экспериментальной игры «Секрет»;

- «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т.д.

ПОЗДРАВЬ ТОВАРИЩА. На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на столах в групповой комнате. Дети по одному входят в комнату. Воспитатель (экспериментатор) говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в конверты тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой конверт нельзя».

Как только ребенок разложит открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?».

Во время проведения эксперимента фиксируются слова и все реакции ребенка.

Затем подсчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных выборов, число выборов, которое ожидает ребенок, совпадение ожидавшихся им и полученных выборов.

На основе полученных данных делается вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников.

2. Наглядные средства социометрии

ДЛЯ ПРИДАНИЯ социометрическим данным НАГЛЯДНОСТИ используются матрицы (неупорядоченная и упорядоченная), социограмма.

Порядок составления неупорядоченной матрицы.

1. Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляют в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают).

Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.

2. В рядах знаком «+» отмечаются позитивные выборы, которые сделали данные индивиды, знаком «-« обозначаются выборы негативные.

Взаимные выборы обводятся кружками. Можно выделить первые и последующие выборы.

3. По краям матрицы делается соответствующее суммирование: количество положительных выборов, негативных, взаимных, произведенных.

В упорядоченной матрице взаимные выборы сосредотачиваются по главной диагонали так, чтобы было видно, какие индивиды по результатам своих выборов образуют внутренние интегративные группы.

При составлении упорядоченной матрицы из неупорядоченной выбирают любое лицо, имеющее взаимный выбор. Его порядковый номер и фамилию заносят в первую строку матрицы. Этот же номер проставляют в первой клетке сверху. Затем из первой матрицы выбирают тех, кто находится во взаимном выборе с занесенным в I-ю строку. Его порядковый номер и фамилию записывают во 2-ю строку. Этот же номер заносится сверху во 2-ю колонку. В соответствующие клетки матрицы записывают знак «+». И так далее.

Того, кто не имеет взаимного выбора, записывают в конце матрицы.

Данные, содержащиеся в матрице можно изобразить графически, создав социограмму. Она может иметь несколько вариантов.

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов и отклонений, ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного с помощью социометрической методики.

Социограмма может иметь несколько вариантов. Вот некоторые из них:

1. Мишень. Совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются члены исследуемой группы, в соответствии с числом полученных выборов. Мужчины и женщины отмечаются разными знаками. Стрелка указывает на направленность выборов (отклонений).

2. Группировка. Относительно произвольное, не имеющее системы координат плоскостное изображение., на котором представлены группировки, существующие внутри исследуемой группы и связи между ними. Расстояние между индивидами соответствует близости их выборов.

3. Индивидуальная. Произвольно выбранный член группы (например Петя) изображается отдельно от других и вокруг него (по окружности) располагаются те члены группы, с которыми он оказался так или иначе связанным.

Характер существующих связей обозначается условными знаками.

Для характеристики социальных отношений индивида важно знать не только то, сколько членов группы, кого конкретно индивид выбирает или сколькими и кем он выбран. Необходимо знать так же то, в какой мере он способен определить (почувствовать, предположить), кто выберет его или же кто кого в группе выбирает. В соответствие с этим Я.И. Коломинский ввел две новые категории – социальнопсихологический рефлексипсихологическая рефлексия.

Число выборов, полученных каждым индивидом характеризует его положение в системе личностных отношений (социометрический статус).

СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС Сумма выборов, полученном индивидом
Количество членов группы - 1

Анализ продуктов деятельности как метод наследования широко применяется в педагогическом исследовании. Что можно анализировать?

1.Документацию, характеризующую учебно-воспитательный процесс. ИСТОЧНИКИ информации:

- планы специалистов,

- книги протоколов собраний и заседаний,

- сетка занятий,

- правила внутреннего распорядка,

- конспекты НОД, других видов деятельности и. т.д.

В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные связи, зависимости между изучаемыми явлениями.

Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между тем, как составлена сетка НОД и работоспособностью.

2. Изучение продуктов деятельности воспитанников.

- результаты изобразительного творчества : рисунки, работы по

аппликации, лепке, поделки ,

- продукты музыкальной деятельности: исполнительство и творчество

в песне, танце, игре на музыкальных инструментах,

- результаты речевого творчества : сказки, пересказ, стихи;

- результаты технического творчества и т.д.

Данный анализ позволяет изучить индивидуальные особенности детей наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и др. качества, мотивы деятельности.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1.Предварительно четко формулируют цель исследования, например, изучить отношение детей к взрослым и сверстникам, проявляющееся в их рисунках.

2.В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых.

З.Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. одинаковый материал, инструмент и т.д.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия. В процессе создания продукта нельзя вмешиваться , чтобы не повлиять на него.

5.В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса

создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к испытуемому для беседы о полученном продукте, например, о том как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой.

7. Критерий опенки полученного продукта деятельности разрабатываются в соответствии с поставленной целью.

Наши рекомендации