Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями

Главное для детей с ограниченными возможностями — макси­мально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентиро­ваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому родителям, педагогам и другим специалистам необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы обуче­ния, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.

Каждый человек должен иметь возможность получать необходи­мые знания, умения и навыки, обучаясь в школе или дома. Это отно­сится ко всем детям, в том числе и к детям с ограниченными воз­можностями. Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку самоутвердиться и социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности, ограниченные структурой дефекта.

Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возмож­ностями состоит во всестороннем развитии его личности, которое склады­вается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный под­ход к личности ребенка. Сущность личностно-ориентированного подхода состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень все потенциаль­ные возможности ребенка: психические, физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему самостоятельную жизнедея­тельность в будущем. Эта функция по воспитанию ребенка ложится прежде всего на семью, родителей, которые подчас не в состоянии обеспечить достойное воспитание и нуждаются в дополнительной помощи.

В специальных (коррекционных) школах в этом отношении проводится много различных мероприятий для учащихся, включаю­щих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адапта­ционную работу. Школа выполняет здесь кооперативную роль. Она может давать родителям необходимые знания и рекомендации и ока­зать действенную помощь детям. Поэтому тесная совместная работа между родителями и школой является одной из важных сторон пе­дагогической деятельности. Формы ее различны — это посещение учащихся на дому, регулярные беседы с родителями, консультации, советы, помощь родителей школе и другие встречные шаги.

Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообраз­ная группа. Нарушения зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигатель­ного аппарата по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Но независимо от характера патологии для правильно организованного воспитания ребенка родители должны иметь отчет­ливое представление о причинах отклонения от нормального разви­тия и о возможных последствиях.

Е. С. Иванов (2000) отмечает, что отношение родителей к диагнозу умственная отсталость у их ребенка далеко не однозначное. Сходные реакции родителей наблюдаются и при других диагнозах, констатирую­щих нарушение в развитии, но реакции имеют различные проявления.

Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсут­ствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это мо­жет быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить «ярлыком» будущее сыну или дочери. Эта проблема имеет социальные и исторические корни и связана с отношением общества к инвалидам. Известны ситуации, когда у родителей формируются так называемые рентные установки, тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но требуют повышения социального статуса ребенка и семьи, ожидая от общества только материальной поддержки.

Перечисленные реакции носят не конструктивный характер и могут быть лишь препятствием на пути адаптации самого ребенка и его родителей. Наиболее правильной представляется совместная со специалистами работа по поиску рациональных путей социальной адаптации детей, забота об их будущем, воспитании, образовании, тру­доустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека (Иванов Е.С., Исаев Д.Н., 2000).

Не всегда условия в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Воспитание здорового полноценного ребенка — достаточно сложный процесс, воспитание ребенка с проблемами в развитии — во сто крат труднее и ответственнее. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного подхода родителей к их развитию, то недостатки углубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества (Шипицына Л.М., 2002).

Ситуация восприятия ребенка-инвалида в семье характеризуется рядом особенностей:

— у родителей и детей фрустрируется ряд потребностей, таких как потребность в общении, потребность в продолжение рода и т. д.;

— длительным и иногда хроническим состоянием тревоги, от­чаяния, отсутствием перспектив на будущее, одиночеством, непони­манием со стороны окружающих людей;

— проблемы сохранения семьи; опасение, что муж оставит семью;

— частые материальные трудности;

— проблемы в продолжении карьеры и самоактуализации ро­дителей;

— частые психотравмирующие ситуации, связанные с состояни­ем здоровья ребенка, социальными проблемами и т. д.;

— полная поглощенность проблемами, связанными с ребенком;

— изоляция от общества в целом.

В современной психологической литературе можно встретить различные классификации стилей семейного воспитания. Например, стили взаимоотношений в семье делят на три основных: авторитар­ный, либеральный и демократический.

Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис (1999) предложили следую­щую классификацию нарушенных типов семейного воспитания:

· потворствующая гиперпротекция;

· доминирующая гиперпротекция;

· эмоциональное отвержение;

· повышенная моральная ответственность;

· гипопротекция.

К детям-инвалидам в семьях предъявляются, как правило, зани­женные требования, санкции, запросы. Проявляется гиперопека, ги­перпротекция. Ребенок обычно ограничен в собственной активнос­ти. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности, что влечет за собой трудности обще­ния, установления межличностных, межполовых контактов.

Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей харак­тер и психическое состояние ребенка, по мнению Л. М. Шипицыной (2002), родители детей-инвалидов должны обладать следующими клю­чевыми чертами:

— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не зара­жать своей тревогой детей;

— строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

— четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

— развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.

Развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от се­мейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, разнообразии воспитательных воздействий. В нормальных условиях ребенок является источником большого числа стимулов, благодаря своей подвижности, забавности и т. п. Ребенок-инвалид — тоже неиссякаемый источник стимулов для своего вос­питателя, только качество их совершенно иное, чем в первом слу­чае. Ребенок-инвалид требует больше механической работы, монотонного ухода и присмотра, а отклика со стороны ребенка, радо­стной удовлетворенности бывает гораздо меньше, это приводит к од­ностороннему утомлению, даже изнурению. Надо стараться разде­лить обязанности в семье, и общество должно внести свой вклад.

Родители инвалидов с детства поставлены в неравные с други­ми условия: их жизненный опыт несравним с опытом остальных. Исключительность ситуации приводит к изоляции в обществе или, напротив, заставляет родителей чуть ли не насильно требовать пони­мание к себе и ребенку. Страдает родительское самолюбие, под уг­розой жизненная перспектива, а это очень важно для семьи. В этой ситуации и детям, и родителям надо говорить об их возможностях, а не о том, что им недоступно.

Многие родители могут помочь своим детям, если начнут приме­нять систему коррекционного воспитания как можно раньше, уже с первых месяцев жизни ребенка, так как именно первые 2—3 года жиз­ни являются критическими периодами развития, этапом формирова­ния «функциональных ансамблей» нервно-психической деятельности.

Необходимо убедить родителей, что ребенок отличается от нас и внешне, и внутренне. Он не болен, он просто другой. У него другой язык, другая система восприятия, отличные от наших ценности и мо­тивы. Самым важным в работе с «особым» ребенком является при­нятие его самого. Как только мы отойдем от понятия «болезни» и сформируем восприятие ребенка как особого, отличающегося от нас человека, мы сможем наиболее эффективно работать с ним (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 1998).

Первым шагом к принятию ребенка является наблюдение за ним. Причем наблюдение безоценочное, как бы даже дистанциро­ванное. Эффективным является ведение дневника наблюдений за ребенком. В нем можно отмечать как играет ребенок, какие игруш­ки привлекают его внимание, чем он играет, как общается с родите­лями, со взрослыми людьми, с детьми, как ест: аккуратно или не очень, может ли сам выбрать, что ему делать и т. п.

Но наблюдать за ребенком недостаточно, родителям нужно по­пытаться понаблюдать и за собой. Это поможет найти точки сопри­косновения с интересами ребенка, т. е. найти то дело, которое объе­динит родителя с малышом. Может быть, ребенку нравится играть с бытовыми предметами (кастрюли, крышки, ложки и пр.), а матери нравится готовить. Выяснив это, мать с ребенком составят прекрас­ный дуэт на кухне, где ребенок в игре сможет помочь матери.

Важно научить родителей методам и методическим приемам, которые они смогут применять в процессе воспитания своего ребенка.

Первый метод, который может применяться в процессе семейно­го воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различ­ных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневны­ми событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д. Для того, чтобы «особый» ребенок усво­ил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, кото­рый постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, ко­торые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.

Второй метод — игровой: различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра — это осмысленная деятельность, т. е. сово­купность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического раз­вития, становления индивидуальности и формирования коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положи­тельные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в твор­ческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нару­шать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, про­гулки в лес, на озеро и т. п. Природа дает ребенку с ограниченными возможностями очень многое. Они чувствуют себя более раскрепощен­ными, на них не давит город своими порядками. В лесу можно и покри­чать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение. Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать как нужно охранять природу и т. п.

Четвертый метод — доступные ребенку творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, рас­красить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время прово-

дится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвали­дов. Они хотят быть чем-то полезными, надо им только немного помочь.

Пятый метод — тесное сотрудничество специалистов и се­мьи. Некоторые специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения практикуют совместные советы родителей и специали­стов. На совете обсуждается дальнейшая программа для ребенка, разрабатывается так называемый маршрут развития ребенка. Может обсуждаться в каком классе (группе) лучше заниматься ребенку, какие виды деятельности для него предпочтительнее, какими навы­ками он уже владеет, а какие ему еще нужно прививать, и т. д. Это действенный метод, который помогает и ребенку, и родителям. Спе­циалисты могут помочь составить план домашнего воспитания, рас­сказать как и чем можно заниматься, на что нужно обратить внима­ние (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 1998).

Шестой метод. Действенным методом в работе с детьми-инвалидами является театр, в котором сосредоточено много важных моментов реабилитации, где ребенок приобретает знания через дея­тельность. Спектакль, созданный родителями, обладает особой энер­гией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями в домашней обстановке. Если это кукольный спектакль (куклы могут быть изготовлены дома совместно с ребенком, что несложно), то это придает спектаклю необыкновенную волшебную силу. Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказоч­ным образом найти пути разрешения этой проблемы.

Работая таким образом, родители и сами начинают лучше пони­мать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем.

Наши рекомендации