Глава 2. экспериментальное изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора на занятиях в музыкальной школе

2.1. Описание хода эксперимента и используемой методики исследования

Исходя из теоретического анализа литературы по теме курсовой работы, мной была сформулирована следующая гипотеза: использование в ходе урока фольклорного материала оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы я провела опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 13 учащихся музыкальной школы г. Инза Ульяновской области (приложение 1). Возраст детей, обучающихся по классу аккордеона – 9-10 лет.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента подобрала методику и провела диагностическое обследование с целью определения уровня креативности у испытуемых.

Второй (формирующий этап эксперимента) был направлен на развитие уровня крективности испытуемых средствами фольклора.

Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования фольклорного материала как средства развития творческих способностей детей.

Задачи исследования:

• Подобрать методику для исследования уровня креативности испытуемых.

• Провести исследование и выполнить анализ его результатов.

• На основе анализа данных выявить эффективность использования на уроках по специальности фольклорного материала для развития творческих способностей детей.

В настоящее время для оценки уровня креативности наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса – адаптированный вариант, выполненный Е. Е. Туник, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

В курсовой работе я использовала Опросник креативности Дж. Рензулли [27].

Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.)

Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:

• 4 – постоянно,

• 3 – часто,

• 2 – иногда,

• 1 – редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка – 10, максимальная – 40 баллов).

Творческие характеристики:

• Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

• Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

• Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

• Способен рисковать; предприимчив и решителен.

• Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

• Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

• Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

• Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

• Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

• Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов (приложение 2).

Уровень креативности

Уровень креативности Сумма баллов
Очень высокий 40–34
Высокий 33–27
Нормальный, средний 26–21
Низкий 20–16
Очень низкий 15–10

На констатирующем этапе эксперимента нами были получены результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 3).

Из таблицы 1 следует, что испытуемые имеют разный уровень креативности:

• большая часть учащихся – 8 человек, набрали от 21 до 26 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности;

• 1 испытуемый набрал всего 13 баллов – у него очень низкий уровень креативности;

• также по 1 испытуемому имеют очень высокий (38 баллов) и низкий (19 баллов) уровни креативности;

• у 2 учеников – высокий уровень – они набрали от 30 и 31 баллов.

Наши рекомендации