Глава 2. экспериментальное изучение проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами фольклора на занятиях в музыкальной школе
2.1. Описание хода эксперимента и используемой методики исследования
Исходя из теоретического анализа литературы по теме курсовой работы, мной была сформулирована следующая гипотеза: использование в ходе урока фольклорного материала оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы я провела опытно-экспериментальное исследование, в котором приняли участие 13 учащихся музыкальной школы г. Инза Ульяновской области (приложение 1). Возраст детей, обучающихся по классу аккордеона – 9-10 лет.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента подобрала методику и провела диагностическое обследование с целью определения уровня креативности у испытуемых.
Второй (формирующий этап эксперимента) был направлен на развитие уровня крективности испытуемых средствами фольклора.
Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования фольклорного материала как средства развития творческих способностей детей.
Задачи исследования:
• Подобрать методику для исследования уровня креативности испытуемых.
• Провести исследование и выполнить анализ его результатов.
• На основе анализа данных выявить эффективность использования на уроках по специальности фольклорного материала для развития творческих способностей детей.
В настоящее время для оценки уровня креативности наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса – адаптированный вариант, выполненный Е. Е. Туник, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
В курсовой работе я использовала Опросник креативности Дж. Рензулли [27].
Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.)
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации:
• 4 – постоянно,
• 3 – часто,
• 2 – иногда,
• 1 – редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка – 10, максимальная – 40 баллов).
Творческие характеристики:
• Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
• Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
• Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
• Способен рисковать; предприимчив и решителен.
• Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
• Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
• Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
• Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
• Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
• Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Обработка данных: каждый пункт оценивается и заносится в специальный лист ответов (приложение 2).
Уровень креативности
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
На констатирующем этапе эксперимента нами были получены результаты, занесенные в таблицу 1 (приложение 3).
Из таблицы 1 следует, что испытуемые имеют разный уровень креативности:
• большая часть учащихся – 8 человек, набрали от 21 до 26 баллов, что свидетельствует о среднем уровне креативности;
• 1 испытуемый набрал всего 13 баллов – у него очень низкий уровень креативности;
• также по 1 испытуемому имеют очень высокий (38 баллов) и низкий (19 баллов) уровни креативности;
• у 2 учеников – высокий уровень – они набрали от 30 и 31 баллов.