Классификация знаний и их характеристика

Знание как результат познавательной

Деятельности

1.1. Содержание понятия «знание» и его функции

В современной науке знание рассматривается как «продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого» [19, с. 146].

Выступая в качестве результата процесса познания действительности, знания представляют адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, умозаключений, теорий [15, с. 42].

Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека [18, с. 358].

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил. Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности[21].

Классификация знаний и их характеристика

Существуют различные типы знаний, выделяемые в соответствии с особенностями познающего субъекта. Так, Я.А. Пономарев выделяет три типа знаний: 1) созерцательно-объяснительные; 2) эмпирические; 3) действенно-преобразующие [3, с 103-104].

Кроме того, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу [6]

Выделяют также научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание. При этом вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к сфере вненаучного знания, объединяются понятием «эзотеризм».

Опираясь на исследование Т.Г. Лешкевич [6], можно выделить следующие формы вненаучного знания: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое и т.д.

Ненаучное знание понимается как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

Донаучное знание выступает прототипом, предпосылочной базой научного знания.

Паранаучное знание - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности.

Лженаучное знание - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой и обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения.

Антинаучное знание - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Псевдонаучное знание - интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Обыденно-практическое знание - существовало еще на ранних этапах человеческой истории и доставляло элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Другая его особенность - принципиально бесписьменный характер (пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, лишь фиксируют его факт, но никак не прописывают теорию обыденного знания). Иногда обыденное знание определяют посредством указания на общие представления здравого смысла или неспециализированный повседневный опыт, которые обеспечивает предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В данном случае последующей дефиниции подвергается понятие здравого смысла.

Народная наука представляет особую форму вненаучного и внерационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее являлась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Как правило, народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме. Иногда можно выделить ее конденсат в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр. Считается, что народные науки обращены, с одной стороны, к самым элементарным, а с другой - к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности, как-то: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. Символическое в них выражено минимально.

Научные знания - это знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки [9, с. 24]. Научное знание, как особый тип знания, генерируется в процессе научной деятельности, благодаря которой наука представляет собой динамичный функционирующий организм, существующий в той мере, в какой имеет место порождение знания, его созидание, производство [12]. В любой области науки оно представляет огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. В структуре всякого научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры, противоречия и парадоксы; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д.

Особенностями научного знания являются: 1) общезначимость – научные знания не зависят от индивидуальных особенностей познающего субъекта, места и времени получения знаний; 2) систематичность - научные знания получают выражение в теориях и учениях, обладающих признаком целостности; 3) достоверность – научные знания содержат объективную истину о предмете научного познания; 4) рациональность – научные знания доказательны с позиций рационального, логического мышления [9, с. 25].

Обобщив материалы исследований В.В. Ильина, А.Т. Калинкина [5], А.М. Новикова [13] и др., мы составили таблицу 1 «Классификации научных знаний».

Таблица 1

Классификации научных знаний

Признак классификации Классификации научного знания
По группам предметных областей - математические, естественные, гуманитарные и технические знания.
По способу отражения сущности - феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания. Феноменталистские знания представляют качественные теории, наделяемые преимущественно описательными функциями (многие разделы биологии, географии, психология, педагогика и т.д.). Эссенциалистские знания являются объяснительными теориями, строящимися в основном на количественных средствах анализа.
По отношению к деятельности тех или иных субъектов дескриптивные (описательные) и прескрептивные, нормативные знания, содержащие предписания, прямые указания к деятельности.
По функциональному назначению фундаментальные, прикладные знания и разработки.  
По уровню познания Эмпирическое знание - это установленные факты науки и сформулированные на основе их обобщения эмпирические закономерности и законы. Соответственно, эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на эмпирические, опытные данные. Эмпирическое знание, будучи совершенно необходимой ступенью познания, т.к. все наши знания возникают в конечном счете из опыта, все же недостаточно для познания глубоких внутренних закономерностей возникновения и развития познаваемого объекта.
Теоретическое знание - это сформулированные общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты. Теоретическое знание трансформирует результаты, полученные на стадии эмпирического познания, в более глубокие обобщения, вскрывая сущности явлений первого, второго и т.д. порядков, закономерности возникновения, развития и изменения изучаемого объекта. Диалектика взаимоотношения эмпирических и теоретических знаний такова, что рано или поздно на основе эмпирических знаний формируются теоретические.

Из таблицы 1 видно, что классификации видов знаний могут осуществляться по самым различным признакам.

Список использованных источников:

1. Бернал, Дж. Наука в истории общества [Текст] / Дж. Бернал. - М., 1956.

2. Вернадский, В.И. Проблемы биохимии [Текст] / В.И. Бернадский. - М., 1988.

3. Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. - 576 с. - (Библиотека практической психологии).

4. Звёздкина, Э.С. [и др.] Теория философии [Текст] / Э.С. Звездкина, В. Егоров. – М.: Филологическое общ-во «СЛОВО», Изд-во «Эксмо», 2004. – 448с.

5. Ильин, В.В., Природа науки : гносеологический анализ [Текст] / В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. - М.: Высшая школа, 1985. - 230 с.

6. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов [Текст] : учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : «Феникс», 2003. - 448 с.

7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования [Текст] : пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. – Самара : Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.

8. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 256 с.

9. Краткий справочник по философии [Текст] / сост. Г.В. Петров. – Псков: ПГПИ, 2004. – 52с.

10. Лекторский, В.А. Субъект, объект, познание [Текст] / В.А. Лекторский. - М., 1980. – 359 с.

11. Матвеева, Е.Ю. Философия [Текст] : словарь базовых терминов / Е.Ю Матвеева, Е.В. Решетникова. - Новосибирск, 2005. – 125 с.

12. Микулинский, С.Р. Наука как предмет специального исследования [Текст] / С.Р. Микулинский, Н.И. Родный // Вопросы философии. – 1966. - №5. – С. 25-38.

13. Новиков, А.М. Методология образования [Текст] / А.М. Новиков. – Изд-е второе. - М. : «Эгвес», 2006. - 488 с.

14. Основы современной философии [Текст]. – Изд-е 2-е, доп. - Серия «Мир культуры, истории и философии» ; оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко / СПб. : Издательство «Лань», 1999. - 352 с.

15. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий [Текст] : учеб. пособ. для учеб. заведений профтехобразования / К.К. Платонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1984. - 174 с.

16. Солженицын, A.И. Собрание сочинений [Текст] / А.И. Солженицин. - Т. 9. – 400 с.

17. Спиркин, А.Г. Философия [Текст] : учеб. / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2002. - 736 с.

18. Философия [Текст] : учеб. для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. - М. : Норма, 2005. - 928 с.

19. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1987. – 590 с.

20. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, Г.В. Панов. – М. : Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

21. Фролов, И.Т. Введение в философию [Текст] / И.Т. Фролов. – М., 2001. – 511 с.

22. Эйнштейн, А. Физика и реальность [Текст] / А. Альберт Эйнштейн. - М., 1965. – 340 с.

Наши рекомендации