Iv. задания для самостоятельной работы

I

1. Затранскрибируйте слова. Определите позиции гласных. Выявите случаи позиционной мены, связанные с количественной; с качественной и количественной редукцией гласных в безударном положении:

Вариант 1. Вариант 2.

Таить, тайком, затаить,утаивать, чернеть, чернобровый, чёрненький,

топтать, топтание, натоптаться, вычернить, очернить, пречёрный;

вытоптать, растоптать, втаптывание; обтяжка, перетянуться, вытянуть,

цеховой, цеха, межцеховой; растяжение, недотянуть, тягуче;

прошептать, шепоток, шепотом; выследить, проследить, вслед,

жара, жарища, жарковато, выжарки. следом, бесследно, последствие.

2. Сделайте фонетический анализ слова:

Вариант 1. Вариант 2.

натоптаться обтяжка

3. Выясните, какие трудности встречаются при транскрибировании слов и предложений:

Вариант 1. Вариант 2.

Ясный, яснеть, пояснение, Шипеть, широковатый, шёлк,

ясновидец; жив, жидковат, жёстко, подъехать, поехать,

сжижать, разжечь съезжаться

Незнайка лежит,

а знайка далеко бежит. Язык весть подаёт, а голова смекает.

II

1. Затранскрибируйте текст. Найдите примеры позиционной мены и позиционных изменений согласных; сделайте пояснения (см. схему и образцы фонетического анализа).

Он отправился на Сахалин не от какой-нибудь организации, не по командировке распространённой и богатой газеты, а на свой собственный счёт, без всяких рекомендательных писем, в качестве обыкновенного смертного, не имея никаких привилегий.

Из его бесчисленных друзей ни один, буквально ни один, даже отдалённо не понял ни смысла, ни цели его поездки на каторгу.

Лишь после смерти Чехова нашёлся авторитетный учёный, известный профессор М.А. Членов, который заявил в университетской газете, что «Остров Сахалин»в будущем, «когда у нас откроется столь необходимая нам кафедра этнографически-бытовой медицины, будет, конечно, служить образцом для произведений этого рода».

Главная чеховская тема сказалась и здесь… С неотразимой наглядностью он подробно, неторопливо, методично и тщательно, с цифрами и фактами в руках показывает, какая неумная чепуха вся эта царская каторга, это бездарное издевательство имущих над бесправной человеческой личностью… Чехов и здесь, как в других своих книгах, борец за народное счастье.

(Чуковский К. Чехов. // Чуковский К. Современники. М., 1963, С. 50-53)

III

1. Затранскрибируйте текст и сделайте его орфоэпический анализ:

Снаружи это был человек маленького роста, с кривыми ногами, бледными, грязноватого цвета глазами и большими красными руками. Рыжеватая растительность напоминала редкий мох, скупо покрывающий какую-нибудь северную скалу, а грудь была такая впалая, что коснуться спины ей мешали только рёбра, распиравшие бока Химикова с таким упорством, которое характеризует рёбра всех тощих людей.

Это было снаружи. А внутри Химиков имел сердце благородного убийцы: аристократа духа и обольстителя прекрасных женщин. Какая-нибудь заблудившаяся душа рыцаря прежних времён, добывавшего себе средства к жизни шпагой, а расположение духа – любовью женщин, набрела на Химикова и поселилась в нём, мешая несчастному помощнику счетовода жить так, как живут тысячи других помощников счетовода.

(Аверченко А. Страшный человек// Аверченко А. Хлопотливая нация. М., 1991. С. 172-173.)

2. Из этого же текста приведите примеры позиционной мены и позиционных изменений: позиционной мены ударных гласных редуцированными в безударных слогах, позиционной мены глухих и звонких согласных.

Следует дать такое количество примеров, чтобы доказать перекрещивающийся характер позиционной мены. При отсутствии нужного количества примеров в тексте можно взять дополнительные примеры из словарей.

3. Из этого же текста выпишите слова с позиционными изменениями ударных гласных под влиянием соседних твёрдых или мягких согласных. Необходимо проанализировать такое количество примеров, чтобы доказать параллельный тип изменений.

IV

1. Охарактеризуйте письменно соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Укажите согласные, непарные по этому признаку. Уточните сильные; слабые позиции согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации.

2. Затранскрибируйте текст, приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем по данному признаку (наличие/отсутствие палатализации). Сделайте необходимые пояснения.

Ничто не сходит с рук:

ни самый малый крюк

с дарованной дороги,

ни бремя пустяков,

ни дружба тех волков,

которые двуноги.

Ничто не сходит с рук:

ни ложный жест, ни звук –

ведь фальшь опасна эхом,

ни жадность до деньги,

ни хитрые шаги,

чреватые успехом.

(Е. Евтушенко)

V

1. Охарактеризуйте письменно соотносительный ряд согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Укажите согласные фонемы, непарные по этому признаку. Уточните сильные, слабые позиции согласных фонем, парных по признаку наличие/отсутствие палатализации. Затранскрибируйте текст.

2. Приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем по данному признаку (наличие/отсутствие палатализации). Сделайте необходимые пояснения.

Лист смородины груб и матерчат.

В доме хохот и стёкла звенят,

В нём шинкуют, и квасят, и перчат,

И гвоздики кладут в маринад.

Лес забрасывает, как насмешник,

Этот шум на обрывистый склон,

Где сгоревший на солнце орешник

Словно жаром костра опалён.

Здесь дорога спускается в балку,

Здесь и высохших старых коряг,

И лоскутницы-осени жалко,

Всё сметающей в этот овраг.

(Б. Пастернак)

VI

1. Затранскрибируйте текст.

2. Приведите из текста примеры: абсолютно сильной позиции согласных фонем /парных и по глухости-звонкости, и по твёрдости-мягкости/, абсолютно слабой позиции согласных фонем; сильной по глухости-звонкости, но слабой по твёрдости-мягкости; сильной по твёрдости-мягкости, но слабой по глухости-звонкости. Сделайте необходимые пояснения.

Был я столько раз так больно ранен,

добираясь до дому ползком,

но не только злобой протаранен –

можно ранить даже лепестком.

Ранил я и сам – совсем невольно

нежностью небрежной на ходу,

а кому-то после было больно,

словно босиком ходить по льду.

(Е. Евтушенко)

VII

1. Затранскрибируйте текст.

2. Приведите три примера сильных позиций согласных фонем, парных по глухости-звонкости, и три примера слабых позиций согласных фонем, парных по глухости-звонкости. Сделайте пояснения.

Когда в исходе дней дождливых

Меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в порывах,

Как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив.

Разлито солнце по земле.

Посвечивает зелень листьев,

Как живопись в цветном стекле.

В церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора –

Простор земли…

(Б. Пастернак)

VIII

1. Затранскрибируйте текст.

2. Приведите из текста по три примера сильных; слабых позиций согласных фонем, парных по глухости-звонкости. Сделайте необходимые пояснения.

Научили горькие уроки –

есть в своём отечестве пророки.

Смелость их берёт все города, -

правда, запоздало иногда

Как же я в России разуверюсь,

если в ней поруганная ересь

классикой становится всегда?

Поколенья целого потерю

в поколеньях возместит иных

твой, Россия, вечный, млечный стих.

(Е. Евтушенко)

IX

1. Затранскрибируйте текст.

2. Приведите из текста примеры всех сильных гласных фонем, объясните, в каких аллофонах они реализованы. Дайте примеры /из текста/ всех слабых гласных фонем, поясните, в каких аллофонах они реализуются.

Я больше, чем утро, люблю поутренье,

когда, мошкару золотую меся,

лучами пронизанные деревья

на цыпочках приподнимаются.

Люблю, когда в соснах во время пробежки

под полупроснувшихся птиц голоса

на шляпке сиреневой у сыроежки

по краешку вздрагивает роса.

Быть как-то неловко счастливым прилюдно.

Привычка скрывать своё счастье хитра,

но дайте счастливым побыть хоть под утро,

хотя все несчастья начнутся с утра.

(Е. Евтушенко)

X

1. Затранскрибируйте текст.

2. Найдите 2-3 примера позиционной мены гласных. Докажите, привлекая для сопоставления однокоренные слова, лексемы с похожей приставкой /или с таким же суффиксом; окончанием/, зависимость качества гласного звука от позиции. Укажите, какие признаки надо учитывать при определении позиции гласного звука.

3. Укажите 2-3 примера позиционной мены согласных звуков. Уточните, какие признаки обусловливают позицию согласных звуков. Установите, какие типы позиционной мены согласных встретились в тексте, каковы результаты этой мены. Приведите примеры позиционных изменений согласных.

4. Сделайте фонетический анализ слова ненастьем.

5. Дайте орфоэпический комментарий к тексту. Какие правила произношения гласных; согласных, групп согласных; грамматических форм и т.д. необходимо учитывать при чтении данного текста?

6. Найдите примеры сильных и слабых позиций гласных фонем.

7. Выделите примеры сильных и слабых позиций согласных фонем, парных по участию голоса и шума.

8. Установите, в каких словах встречаются сильные и слабые позиции согласных фонем, парных по признаку наличие-отсутствие палатализации.

9. Сделайте графический анализ слова делиться.

10. Выполните орфографический анализ слов: порыв, несчастный, задумчиво, делиться, сладостный.

Душа моя тиха. В натянутых струнах

Звучит один порыв, здоровый и прекрасный,

И льётся голос мой задумчиво и страстно.

И звуки гаснут, тонут в небесах…

Один лишь есть аккорд, взлелеянный ненастьем,

Его в душе я смутно берегу

И с грустью думаю: «Ужель я не могу

Делиться с Вами Вашим счастьем?»

Вы не измучены душевною грозой.

Вам не узнать, что в мире есть несчастный,

Который жизнь отдаст за мимолётный вздох,

Которому наскучил этот бог,

И Вы – один лишь бог в мечтаньи ночи страстной,

Всесильный, сладостный, безмерный и живой.

(А. Блок)

V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА».

1. Затранскрибируйте текст. Сделайте фонетический анализ подчёркнутого слова.

№1

Хорошо здесь: и шелест, и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяныхослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далёких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоём.

(А. Ахматова)

№2

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой.

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

И лебедь, как прежде, плывёт сквозь века,

Любуясь красой своего двойника.

(А. Ахматова)

№3

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И тёплый ветер нежен и упруг.

И лёгкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаёшь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поёшь.

(А. Ахматова)

№4

Оставим счёты. Вероятно, слабость.

Я, предвкушая ваш сарказм и радость,

В своей глуши благословляю разность:

Жужжанье ослепительной осы

В простой ромашке вызывает робость.

Я сознаю, что предо мною пропасть,

и крутится сознание, как лопасть,

Вокруг своей негнущейся оси.

(И.Бродский)

№5

Я век себе по росту подбирал.

Мы шли на юг, держали пыль над степью;

Бурьян чадил; кузнечик баловал,

Подковы трогал усом, и пророчил,

И гибелью грозил мне, как монах.

Судьбу свою к седлу я приторочил;

Я и сейчас, в грядущих временах,

Как мальчик, привстаю на стременах.

(А.Тарковский)

№ 6

Въезжаем в рощу золотую,

В грибную бабушкину глушь.

Лошадка встряхивает сбрую

И пьёт порой из тёплых луж.

Вот показались вдоль дороги

Поля, деревни, монастырь.

А там - с кустарником убогим

Унылый тянется пустырь…

(Н.Рубцов)

№ 7

Есть на Севере береза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

На морские перекрестки

В голубой дрожащей мгле

Смотрит пристально березка,

Чуть качаясь на скале.

(Н.Рубцов)

№8

Вокруг белеющих прудов –

Кусты в пушистых полушубках.

И проволока проводов

Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес

В таком случайном беспорядке,

И улеглись постелью гладкой,

И строго окаймили лес.

(С. Маршак)

№ 9

На окнах, сплошь заиндевелых,

Февральский выписал мороз

Сплетенье трав молочно-белых

И серебристо-сонных роз.

Пейзаж тропического лета

Рисует стужа на окне.

Зачем ей розы? Видно, это

Зима тоскует о весне.

(Д. Кедрин)

№ 10

Я покинул родимый дом.

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

(С. Есенин)

№ 11

Как птицы, свищут версты

Из-под копыт коня,

И брызжет солнце горстью

Свой дождик на меня.

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звёздам

Я школу проходил.

(С. Есенин)

№ 12

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(С. Есенин)

№ 13

Как хорошо! Ты посмотри!

В ущелье белый пар клубится,

На крыльях носят свет зари

Перелетающие птицы.

Соединясь в живой узор,

Бежит по морю рябь от ветра,

Калейдоскопом брызг и света

Сверкает моря горизонт.

(Н. Рубцов)

№14

Огонь в печи не спит,

перекликаясь

С глухим дождём, струящимся по крыше…

А возле ветхой сказочной часовни

Стоит берёза старая, как Русь,-

И вся она, как огненная буря,

Когда по ветру вытянутся ветви

И зашумят, охваченные дрожью,

И листья долго валятся с ветвей,

Вокруг стола лужайку устилая…

(Н. Рубцов)

№ 15

Осень! Летит по дорогам

Осени стужа и стон!

Каркает около стога

Стая озябших ворон.

Скользкой неровной тропою

В зарослях пасмурных ив

Лошадь идёт с водопоя,

Голову вниз опустив.

Мелкий, дремотный, без меры,

Словно из множества сит,

Дождик знобящий и серый

Всё моросит, моросит…

(Н. Рубцов)

№ 16

Ночь коротка. А жизнь, как ночь,

длинна.

Не сплю я. Что же может мне

присниться?

По половицам ходит тишина.

Ах, чтобы ей сквозь землю

провалиться!

Встаю, впотьмах в ботинки долго метясь.

Открою двери, выйду из сеней…

Ах, если б в эту ночь родился месяц –

Вдвоём бы в мире было веселей!

(Н. Рубцов)

№17

Плывёт в глазах холодный вечер,

дрожат снежинки на вагоне,

морозный ветер, бледный ветер

обтянет красные ладони,

и льётся мёд огней вечерних,

и пахнет сладкою халвою,

ночной пирог несёт сочельник

над головою.

(И. Бродский)

№ 18

Былое упоительней грядущего.

И прожитым уверенней дышу.

Ни облика, ни голоса петушьего

теперь уже в себе не нахожу.

И встреча со знакомым впечатлением,

когда я оборачиваюсь вспять,

так радостна, что вместе с удивлением

теряется желанье удивлять.

(И. Бродский)

№ 19

Что это? Грусть? Возможно, грусть.

Напев, знакомый наизусть.

Он повторяется. И пусть.

Пусть повторится впредь.

Пусть он звучит и в смертный час,

как благодарность уст и глаз

Тому, кто заставляет нас

порою вдаль смотреть.

(И. Бродский)

№ 20

Два всадника скачут в пространстве ночном,

кустарник распался в тумане речном,

то дальше, то ближе, за юной тоской

несётся во мраке прекрасный покой.

Два всадника скачут, их тени парят.

Над сельской дорогой все звёзды горят.

Копыта стучат по заснувшей земле.

Мужчина и женщина едут во мгле.

(И. Бродский)

№ 21

Умолк вчера неповторимый голос,

И нас покинул собеседник рощ.

Он превратился в жизнь дающий колос

Или тончайший, им воспетый дождь.

И все цветы, что только есть на свете,

Навстречу этой смерти расцвели.

Но сразу стало тихо на планете,

Носящей имя скромное …Земли.

(А. Ахматова)

№ 22

Многое ещё, наверно, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

У меня не выяснены счёты

С пламенем, и ветром, и водой…

Оттого-то мне мои дремоты

Вдруг такие распахнут ворота

И ведут за утренней звездой.

(А. Ахматова)

№23

Нам свежесть слов и чувства простоту

Терять не то ль, что живописцу – зренье

Или актёру – голос и движенье,

А женщине прекрасной – красоту?

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены – и это знаем сами –

Мы расточать, а не копить.

(А. Ахматова)

№ 24

Из-под каких развалин говорю,

Из-под какого я кричу обвала!

Я снова всё на свете раздарю,

И этого ещё мне будет мало.

Я притворилась смертною зимой

И вечные навек закрыла двери,

Но всё-таки узнают голос мой,

И всё-таки опять ему поверят.

(А. Ахматова)

№ 25

Затянулся ржавой тиною

Пруд широкий, обмелел,

Над трепещущей осиною

Лёгкий месяц заблестел.

Замечаю всё, как новое.

Влажно пахнут тополя.

Я молчу. Молчу, готовая

Снова стать тобой, земля.

(А. Ахматова)

№ 26

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь.

Ничего, ведь я была готова.

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

(А. Ахматова)

№ 27

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

(А. Ахматова)

№ 28

Всё мне видится Павловск холмистый,

Круглый луг, неживая вода,

Самый томный и самый тенистый,

Ведь его не забыть никогда.

Как в ворота чугунные въедешь,

Тронет тело блаженная дрожь,

Не живёшь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живёшь.

(А. Ахматова)

№ 29

Ты не меняешься с теченьем лет,

Такой же ты была, когда впервые

Тебя я встретил. Три зимы седые

Трёх пышных лет запорошили след.

Три нежные весны сменили цвет

На сочный плод и листья огневые,

И трижды лес был осенью раздет…

А над тобой не властвуют стихии.

(У. Шекспир. Перевод с англ. С. Маршака)

№ 30

Предчувствиям не верю и примет

Я не боюсь. Ни клеветы, ни яда

Я не бегу. На свете смерти нет.

Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо

Бояться смерти ни в семнадцать лет,

Ни в семьдесят. Есть только явь и свет,

Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.

Мы все уже на берегу морском,

И я из тех, кто выбирает сети,

Когда идёт бессмертье косяком.

(А. Тарковский)

№ 31

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне томленье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа,

Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с ней не надо света.

(И. Анненский)

№ 32

Бледнеет ночь… Туманов пелена

В лощинах и лугах становится белее,

Звучнее лес, безжизненней луна

И серебро росы на стёклах холоднее.

Ещё усадьба спит… В саду ещё темно,

Недвижим тополь матово-зелёный,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоенный…

(И. Бунин)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 ПО ТЕМЕ: «ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

Вариант 1

1. Назовите основные различия между понятиями «фонема» и «звук».

1)………… 2)……….. 3) ………

2. Установите, каковы фонетические различия между словами, образующими видовую пару. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: дореза́ть (несов. вид); доре́зать (сов. вид).

3. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: восход.

4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «наличие/отсутствие палатализации».

5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Пью – бью; круто - груда; шил – жил; фрак – враг.

6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие/отсутствие палатализации»: старый, лес, изморозь, с опаской, письмо, рубка.

7. Выясните, сколько слабых гласных фонем в указанных ниже словах; в каких звуках реализуются эти фонемы: холод, холодить, легка, легковат, жакет.

8. Сделайте фонетическую транскрипцию слов. Укажите количество букв и звуков: езда, счастливый, расшуметься, решишь, понимаем, позже, съест.

Вариант 2

1. Сделайте фонетическую транскрипцию слова. Дайте характеристику всех звуков: просьба.

2. Укажите основные различия между гласными и согласными звуками:

а) … б) … в) … г) … д) …

3. Установите, каковы фонетические различия между однокоренными словами. Объясните, действием каких фонетических законов они обусловлены: забе́гал (быстро по комнате); забега́л (часто к нам по дороге домой).

4. Укажите, на какие группы и подгруппы делятся согласные звуки по признаку «участие голоса и шума».

5. Выясните, какими фонемами различаются слова. Что общего в употреблении этих фонем? Уголок – уголёк, пыл – пил, плот – плоть, пуст – пусть, Анка – Анька.

6. Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие/отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»:

здание, срезать, спилить, безвольный, беспроигрышный.

7. Выясните, сколько сильных гласных фонем в указанных ниже словах; в каких звуках реализуются эти фонемы: повёз, повозка, возит; упасть, упал.

8. Сделайте фонетическую транскрипцию слов. Укажите количество букв и звуков: ешь, съедали, едоков, поели, кружится, переписчик, визжание

VII. ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ:

«ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ГРАФИКА»

Задания разбиты на варианты и блоки:

1. Блок А «Фонетика.»

2. Блок Б «Фонетика. Графика.»

3. Блок В «Фонетика. Фонология.»

Вариант I

А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [Ù]?

1) молчаливый, молчание, вымолвил,

2) норма, освещенность, нормальны,

3) заманчиво, англичане, попасть,

4) отыскивать, по-вашему, раздумье.

А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется [ь]?

1) впятером, замечание, везучий;

2) выехать, пятачок, зерновой;

3) вершина, беспокоили, тяжеловат;

4) доверие, едоки, ледяной.

А-3 В каких словах произносится звук [г]?

1) упругим; 2) легко; 3) погаснут; 4) мог; 5) вымок бы.

А-4 Какая характеристика звука [ц] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, переднеязычный, зубной, аффриката, непалатализованный.

2) согласный, шумный, глухой, непарный, переднеязычный, зубной, аффриката, палатализованный, непарный.

3) согласный, шумный, глухой, непарный, переднеязычный, зубной, аффриката, непалатализованный, непарный.

4) согласный, шумный, звонкий, непарный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, палатализованный, непарный.

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью позицию употребления звука [ие]:

1) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

2) после твердых согласных;

3) после мягких согласных;

4) в первом предударном прикрытом слоге;

5) в соответствии с ударным [и];

6) в соответствии с ударными [а], [о], [е].

А-6 Выделите гласные верхнего подъема:

1) [а]; 2) [о]; 3) [у]; 4) [ы]; 5) [е]; 6) [и].

А-7 В каких словах произносится звук [ы]?

1) молодцы; 2) жизненный; 3) поможем; 4) с Ирой; 5) вышел.

А-8 В каких словах произносится звук [ш:]?

1) пошире; 2) из шубки; 3) расширить; 4) без шума; 5) ищут.

А-9 Выделите слова, в которых есть согласные звуки, непарные по признаку «участие голоса и шума»:

1) тюльпан; 2) бойко; 3) вызов; 4) цари; 5) часовщик; 6) зуб.

А-10 В каких словах все фонетические слоги построены по принципу восходящей звучности?

1) могущество; 2) молвят; 3) марля; 4) мутнеть; 5) покраска.

А-11 В каких словах произносится гласный [ъ]?

1) топтать; 2) топчет; 3) вытоптать; 4) топтание; 5) растоптать.

А – 12 Выделите омофоны; сгруппируйте их:

1) везти (на машине); 2) лез (в окно); 3) сбе́гал (за хлебом); 4) (несколько раз) сбега́л (с занятий); 5) вести (за руку); 6) за́пахом (черемухи); 7) (хвойный) лес; 8) (пальто с большим) запа́хом; 9) посветить (фонарем); 10) посвятить (поэму сыну).

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) дерзко, горячее, гибкость;

2) доехать, договор, высшая;

3) детская, даешь, объемистый;

4) именной, ёлка, выставка.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) расшуметься, прилечь, сонный;

2) вытащить, поздно, батарея;

3) собирается, пахать, солнце;

4) ателье, баррикадный, безвкусица.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) делающий, шестерка, едкий;

2) весною, понимание, маяк;

3) южная, поединок, выяснил;

4) ядовитый, вследствие, вслепую.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ё передает два звука:

1) в положении после гласной буквы;

2) в положении после согласной буквы;

3) в положении после ъ;

4) в положении после ь;

5) в абсолютном начале слова.

Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) пожелание; 2) итальянец; 3) роскошь; 4) крепость; 5) щадить.

В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:

1) положение в абсолютном конце слова;

2) позиция перед гласными фонемами;

3) положение перед всеми шумными звонкими согласными фонемами;

4) позиция перед сонорными согласными фонемами;

5) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>.

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) вытащили; 2) тащит; 3) подтащил; 4) вытаскивает; 5) тянут.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) смягчился; 2) мягковат; 3) мягкий; 4) облегчён; 5) лёгкую.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) был – бил; 2) был – быль; 3) лук – люк; 4) мак – маг; 5) семи – семьи; 6) мак – мог.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но сильные по признаку «участие голоса и шума»: 1) втягивать; 2) выброс; 3) злостный; 4) дверь; 5) карман.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) пусть; 2) живёт; 3) мелко; 4) здание; 5) стены.

ВАРИАНТ II

А-1 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ие]?

1) зелёный, зелени, зеленоватый;

2) размягчать, смешали, яснее;

3) дождевик, земляной, ледок;

4) дотаять, игольный, пешком.

А-2 В каком ряду (рядах) во всех словах имеется звук [ъ]?

1) доскрести, выварки, выговор;

2) выезд, изношенный, коротенькая;

3) корчевали, легкость, лекарская;

4) лежебока, неблестящий, ничтожество.

А-3 В каких словах произносится звук [с]?

1) стих; 2) расшуметься; 3) вёсла; 4) повозка; 5) сдали.

А-4 Какая характеристика звука [г] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, парный, заднеязычный, задненебный, щелевой, непалатализованный, парный;

2) согласный, шумный, глухой, парный, среднеязычный, средненебный, смычный, непалатализованный, парный;

3) согласный, шумный, звонкий, непарный, заднеязычный, задненебный, щелевой, непалатализованный, парный;

4) согласный, шумный, звонкий, парный, заднеязычный, задненебный, смычный, непалатализованный, парный.

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью условия употребления звука [ь]:

1) в первом предударном слоге;

2) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

3) после мягких согласных;

4) после твердых согласных;

5) в соответствии с ударными [а], [о], [е];

6) в соответствии с ударным [и].

А-6 Выделите гласные среднего подъема:1) [у]; 2) [о]; 3) [ы]; 4) [е]; 5) [и]; 6) [а].

А-7 В каких словах произносится звук [и]?

1) сшила; 2) чисто; 3) житель; 4) силой; 5) гляжу.

А-8 В каких словах произносится звук [ж:]?

1) с живописью;2) ваш же; 3) дрожжевой; 4) дождик; 5) дождь.

А-9 Выделите слова, в которых есть согласные звуки, непарные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) якорь;2) несётся;3) образован; 4) чистота; 5) расщелина; 6) мирок.

А-10 В каких словах есть отступления от принципа восходящей звучности, являющегося основным при построении фонетических слогов: 1) грамматика; 2) употребление; 3) комбат; 4) богатство; 5) таинственный.

А-11 В каких словах произносится гласный [Ù]?

1) тайно; 2) тайком; 3) утаивать; 4) затаить; 5) таинственный.

А-12 Выделите омофоны, сгруппируйте их: 1) вывози́ть (за границу лес); 2) (дверной) код; 3) суд (присяжных); 4) (сибирский) кот; 5) вы́́возить (платье в грязи); 6) суть (дела); 7) вас (искали); 8) нагой (тополь); 9) (несколько) ваз; 10) левой ногой.

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) разиня, комья, раздробленные;

2) разладиться, разжечь, едят;

3) против, жужжание, объезд;

4) забрезжить, выброшенный, журчание.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) забегаться, прибавление, слезь;

2) праздно, докладчик, выйти;

3) стеречь, прелестно, резьба;

4) братство, довязать, вверх.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) дерматин, ячейка, поёживался;

2) ясный, пояснение, объяснил;

3) своей, ершистый, тяжелее;

4) ярко, поющий, объявление.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ю передает только один звук:

1) в абсолютном начале слова;

2) в положении после согласной буквы;

3) в положении после гласной буквы;

4) в положении после ь;

5) в положении после ъ.

Б-5 Укажите, в каких словах есть отступления от слогового принципа русской графики: 1) кошелёк; 2) заправлять; 3) частенько; 4) рожь; 5) еловый.

В-1 Уточните, какие позиции являются сильными для согласных фонем, образующих пары по признаку «наличие – отсутствие палатализации»:

1) позиция перед гласными фонемами;

2) положение в абсолютном конце слова;

3) позиция перед сонорными согласными фонемами;

4) для переднеязычных согласными перед твердыми заднеязычными и губными согласными фонемами;

5) положение перед фонемами <в>;<в’>;

6) для губных перед заднеязычными.

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ожесточённый; 2) расширял; 3) жарю; 4) жарко; 5) выжарки.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) привёз; 2) везли; 3) возчик; 4) повозка; 5) вывезут.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами:

1) тушь – туш;2) пыл – пил;3) пыл – пыль; 4) съезд – съест; 5) шёлка – щёлка; 6) рог – рок.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «участие голоса и шума», но сильные по признаку «наличие – отсутствие палатализации»: 1) вышит; 2) замазка; 3) пошёл; 4) выставка; 5) аврал.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно сильные согласные фонемы: 1) рад; 2) домики; 3) малюют; 4) туговато; 5) попрёки.

ВАРИАНТ III

А-1 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [ь]?

1) темень, веселиться, поведение;

2) певец, песенный, певчая;

3) ложе, веселить, семестровый;

4) нелепее, механизация, методист.

А-2 В каком ряду (или рядах) во всех словах имеется звук [Ù]?

1) малютка, маловат, говорю;

2) сажали, посадки, садовничий;

3) вязал, святая, осмотреть;

4) смятение, подойдя, высказал.

А-3 В каких словах произносится звук [тц]?

1) боятся; 2) двадцать; 3) молодец бы; 4) братцы; 5) царский.

А-4 Какая характеристика звука [ж] верно отражает его артикуляционные свойства?

1) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, зубной, щелевой, непалатализованный, непарный;

2) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, непалатализованный, парный;

3) согласный, шумный, глухой, парный, переднеязычный, небно-зубной, аффриката, непалатализованный, непарный;

4) согласный, шумный, звонкий, парный, переднеязычный, небно-зубной, щелевой, непалатализованный, непарный.

А-5 Выберите ответы и сгруппируйте их таким образом, чтобы охарактеризовать полностью условия употребления звука [ъ]:

1) в первом предударном слоге;

2) во втором предударном прикрытом и заударном слогах;

3) после мягких согласных;

4) после твердых согласных;

5) в соответствии с ударным [ы];

6) в соответствии с ударными [а], [о], [э].

А-6 Выделите гласные переднего ряда: 1) [у]; 2) [и]; 3) [а]; 4) [е]; 5) [о]; 6) [ы]; 7) [ие];

А-7 В каких словах произносится звук [ыэ]?

1) лежит; 2) женился; 3) цена; 4) выжал; 5) шестерка.

А-8 В каких словах произносится звук [п’]?

1) пейджер; 2) пестовали; 3) клуб; 4) голубь; 5) степями.

А-9 Выделите слова, в которых есть сонорные звуки: 1) зорко; 2) звуки; 3) смеясь; 4) подскакивать; 5) ежевика; 6) дед.

А-10 В каких словах все фонетические слоги построены по принципу восходящей звучности: 1) медяшка; 2) перекатиться; 3) выпуск; 4) романтик; 5) кривая.

А-11 В каких словах произносится гласный [ие]?

1) жестянка; 2) лизать; 3) медовый; 4) небольшой; 5) рядок.

А-12 Выделите омофоны, сгруппируйте их: 1) а́тлас (мира); 2) столп (общества); 3) (детский) рот; 4) (телеграфный) столб; 5) (блестящий) атла́с; 6) (женский) род; 7) ростовский мэр; 8) мог (говорить); 9) (зеленый) мох; 10) (несколько) мер.

Б-1 В каком ряду (или рядах) у всех слов количество букв и звуков одинаково?

1) съест, пестрят, вьюжный;

2) сплошная, ванна, сердцем;

3) ложь, грустно, явление;

4) цедили, явь, легкий.

Б-2 В каком ряду (или рядах) у всех слов букв больше, чем звуков?

1) несчастье, счастливый, участь;

2) связались, изжить, чувства;

3) единство, езженый, маячить;

4) безжалостно, прячутся, слечь.

Б-3 В каком ряду (или рядах) у всех слов звуков больше, чем букв?

1) ведет, участие, несчастье;

2) крикливые, южней, январский;

3) листья, единственный, ещё;

4) пьющие, ясновидец, поёт.

Б-4 Укажите, в каких позициях буква ь не является показателем мягкости согласного, обозначенного предшествующей буквой:

1) в позиции после букв, обозначающих непарные мягкие согласные;

2) в положении после букв, передающих непарные твердые согласные;

3) в позиции после букв, обозначающих мягкие согласные, парные по признаку «наличие – отсутствие палатализации».

Б-5 Укажите, в каких словах нет отступлений от слогового принципа русской графики: 1) роковое; 2) разрежь; 3) жесты; 4) молча; 5) друг.

В-1 Уточните, какие позиции являются слабыми для согласных фонем, образующих пары по признаку «участие голоса и шума»:

1) позиция перед гласными фонемами;

2) положение перед согласными фонемами <в>, <в’>;

3) позиция в абсолютном конце слова;

4) позиция перед сонорными согласными фонемами;

5) позиция перед шумными звонкими согласными фрнемами;

6) положение перед шумными глухими согласными фонемами;

В-2 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же сильной гласной фонемы: 1) весенняя; 2) иск; 3) цена; 4) ищет; 5) подыщут.

В-3 Выделите слова, в которых реализуются разные варианты одной и той же слабой гласной фонемы: 1) ледок; 2) льдинки; 3) ледяной; 4) выпуск; 5) домой.

В-4 Выделите пары слов, которые различаются согласными фонемами: 1) прав – правь; 2) рану – раню; 3) плот – плоть;4) (ателье) мод – (он такой) мот;5) нос – нёс;6) рос (забиякой) – (букет) роз.

В-5 Установите, в каких словах есть согласные фонемы, слабые по признаку «наличие – отсутствие палатализации», но находящиеся в сильной позиции по признаку «участие голоса и шума»: 1) гараж; 2) широкий; 3) маршрут; 4) пожарил; 5) плющ.

В-6 Укажите, в каких словах есть абсолютно слабые согласные фонемы: 1) программа; 2) гости; 3) сделка; 4) зарплата; 5) поезд.

Даются ответы на вопросы тестов первого варианта, который студентам предлагается использовать для тренировки.

Второй и третий варианты тестов могут быть даны как контрольные задания.

ОТВЕТЫ

Задания Вариант I
А-1 3, 4
А-2 2, 4
А-3 3, 5
А-4
А-5 3, 4, 6
А-6 3, 4, 6
А-7 1, 2, 4, 5
А-8 2, 3, 4
А-9 1, 2, 4, 5
А-10 1, 3, 5
А-11 3, 5
А-12 1, 5;2, 7; 9, 10
Б-1 2, 3
Б-2
Б-3 2, 3
Б-4 1, 3, 4, 5
Б-5 2, 4
В-1 2, 4, 5
В-2 2, 4, 5
В-3 1, 2, 4
В-4 1, 2, 3, 5
В-5 2, 3, 4
В-6 1, 4, 5

Наши рекомендации