Воспитание, его специфика и характерные особенности

Прежде всего, научайся каждую вещь называть ее именем: это са­мая первая и важнейшая из всех наук.

Пифагор

Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.

■И. Кант

ПОНЯТИЕ ГПИТАНИЯ; ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

В житейско-обыденной практике не­редко о воспитании начинают думать и размышлять лишь тогда, когда слу­чается беда, когда не удовлетворяет результат, когда бывает трудно что-либо изменить в лучшую сторону... Почему так? Да по­что воспитание — процесс сложный, многофакторный, противоречивый, имеющий свою специфику и характерные особенности. Раскроем их, идя от противного.

В редакцию «Учительской газеты» пришло письмо от выпускника гимназии: «От жизни надо брать все, что она может дать, и отнимать у нее то, что она отдавать не хочет. Все привыкли видеть свое будущее хорошим, но это не всегда бывает так. Поэтому надо бороться и искать, найти и... перепрятать. В этой жизни есть место только сильным, слабые неизбежно погибают. Это жестоко, но это так. Бывает, надеешься, надеешься, а тебя жизнь так прокатит»! И летит все, извините, к чертовой бабушке. Просто жизнь — это очень глупая, но в то же время интересная игра».

Каждый скажет: это определенная жизненная позиция - т.е. место человека в системе ценностей — мате­рных и духовных. И каждый знает: это результат воспитания. Но чтобы дать четкую и точную историю возникновения такой жизненной позиции, поставить правильный «диагноз болезни» и сформулировать пути лечения», надо проанализировать понятие «воспитание» с точки зрения научной.

Воспитание — это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально- культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.

Рассмотрим более подробно основные признакикатегории «воспитание». Их надо усвоить хорошо, ибо не; нереализованные в практическом действии учителя-воспитателя, они сводят на нет сам процесс воспитания, превращая его в совершенно другие педагогические явления формирование личности (придание «формы», заданной извне, без учета возможностей и желания воспитанников), управление развитием (опять без учета индивидуальности воспитанника), руководство (нечто наподобие отношений начальника и подчиненного), спонтанное развитие (отсутствие целенаправленности, неосознанности цели воспитателем и воспитанником), организация (формализм и заорганизованность «массы школьников») и многие-многие другие, хорошо известные по современной практике.

Итак, основные признаки воспитаниякак педагогического явления таковы:

1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента. Имеются в виду постанов воспитателем цели (как конечного результата педагогической деятельности), определение стратегических и тактических задач по ее реализации, переведение цели и задач во внутренний план воспитанников; планирование на их основе всей жизнедеятельности воспитателя и воспитанников. Конечная цель воспитания двуедина: 1) освоение социально-культурных ценностей общества; 2) развитие индивидуальности воспитанников, их самоактуализация. У Д. Хармса это выражено замечательно: «Я творец мира, и это самое главное во мне. Во все, что делаю, я вкладываю сознание, что я творец мира».

И в более узком смысле этого слова предполагает целенаправленность, определенность каждого акта педагогического воздействия. Думающий педагог, работающий на уровне научно-методического осмысления воспитательного процесса, постоянно, каждодневно и ежечасно сознательно (а с опытом творческой деятельности — интуитивно ставит и решает определенные задачи, лежащие в русле поставленной цели воспитания. Выглядит это просто (как и все гениальное): «Веду детей в поход — зачем? Первое, второе, третье..!»; «Организую «Огонек» — за­чем?»; В школу обязательно приносить сменную обувь — зачем? ; «Классные часы должны быть в расписании - зачем? ; «Вместе с детьми планируем воспитательную работу— зачем планируем? И почему — вместе с детьми?»…— И так в каждом педагогическом акте. Постепенно выстраивается отлаженная система воспитательной деятельности, которая легко «работает» и без «бдительного ока» воспитателя, классного руководителя. Отпадает его роль «поводыря», «человека с указкой», «приказчика надсмотрщика».

2.Триединая сущность воспитания. Воспитание — понятие многоликое. Его нельзя понимать в одном един­ственном смысле. Воспитание есть триединство; образно говоря, «три кита» в одном. Воспитание, выступая в качестве стимулирующего фактора развития личности ребенка является средством. Значит, чтобы личность полноценно, нормально развивалась, педагог должен иметь целый арсенал средств. Протекая во времени, ежесекундно, ежеминутно, ежедневно, воспитание связывается с постоянными изменениями личности воспитанника и воспитателя, в самом процессе воспитания. И тогда мы его рассматриваем как процесс. Но оно и результат, ибо постоянно в процессе воздействия на воспитанника определенных средств воспитания происходит количественное и качественное накопление позитивных для развития человека качеств; в этом диалектичность воспитательного процесса.

3.Воспитание в своей сущности — это процесс взаимодействия педагога и воспитанника (-ков) при активности обеих сторон.

Причем по мере взросления и развития воспитанника его позиция как объекта педагогического воздействия со стороны взрослых (прежде всего, родителей и педагогов) уменьшается, а позиция субъекта воспитания увеличивается, превращая процесс воспитания с точки зрения воспитанника в процесс самопознания и на этой основе — самовоспитания, саморазвития.

Меняется при этом и позиция воспитателя: ему в большей степени становятся присущи функции наставника, советчика, куратора, старшего друга — человека, обладающего большим объемом и качеством знаний о мире большим жизненным опытом, — что позволяет ученику, воспитаннику более экономично и эффективно решать задачи самопознания и саморазвития.

Вот почему процесс воспитания в современной школе может и должен быть инструментован как процесс стимулирования саморазвития личности школьника, главным условием которого является постоянное, неуклонно расширяющееся саморазвитие педагога: «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». (Э. Гибсон).

Нам близка и понятна сегодня точка зрения П.Ф. Каптерева*: человек начинается с саморазвития, а не с воспитания. Воспитание присоединяется к саморазвитию может действовать только по его образу и подобию. В этом случае школа есть не что иное, как применение к детям начал саморазвития. Вся сущность школьного образования и воспитания заключается в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании. Внешняя природа, как и вся жизнь, дает организму человека лишь побуждения и материал для деятельности, но сама деятельность — только его собственная. И все, что есть в душе, есть результат ее самодеятельности.

С этой точки зрения продуктивна получившая сегодня признание и широкое вхождение в практику воспитания идея педагогической поддержки.

4. Воспитание, как известно, понимается в широко и узком смысле. В широком — это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. В узком — специальная воспитательная деятельность субъектов воспитания, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение

* Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Дидактические очерки. Избр. пед. соч. M., 1982.

конкретных задач воспитания (в деятельности классного руководителя, воспитателя, наставника, руководителя детского объединения, родителей...). Поэтому одним из основополагающих направлений (забот) педагога, коллектива детского учебно-воспитательного учреждения является создание оптимальных условий воспитания, или воспитывающей среды.

5. Важнейшим (можно сказать центральным) признаком воспитательного процесса является определение на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания. В нашем определении оно — двуедино. Во-первых, это организация освоения (как учащимися, так и педагогами) социально-культурных ценностей общества: экономики, политики, науки, всех видов искусства, жизненной практики во всех видах деятельности... Центральным понятием здесь является понятие «культура» (лат. Cultura - «возделывание, обрабатывание, почитание»).

В житейско-обыденной практике воспитания нередко имеется в виду (и соответственно стоится воспитательная работа) вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры (на этом нередко строятся программы и учебные планы специализированных классов и школ, гимназий, лицеев, колледжей, внешкольных учреждений...). Однако, это неверно. Самой сущностной характеристикой воспитания является формирование отношение к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, т.е. воспитание «человека культуры».

Вторая сторона двуединого содержания воспитания —развитие индивидуальности школьника на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей, в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению самому себе. Это одно из главных стратегических направлений воспитания в современной школе.

6. Воспитание — процесс творческий. Это объясняется многими причинами. Прежде всего, овладение культурой носит творческий характер. Во-вторых, индивидуальность воспитанника (ков), специфика каждого педагогического явления весьма далеки от стандарта и требуют творческого подхода. В-третьих, сама личность«педагога состоявшегося» обладает большим творческим потенциалом, ибо только тогда возможно ощущение педагогом «состояния счастья»,что делает воспитательный процесс продуктивным, облегчает достижение высоких целей и отвечает удовлетворенности жизнью самого педагога.

7-. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно осуществляться) специально подготовленными людьми: учителями и воспитателями, журналистами и писателями, руководителями кружков и секций и т.д. Главными требованиями к ним являются такие: педагог как носитель высококультурной жизненной и педагогической позиции; профессионал-мастер высокого класса — человек творческий и, наконец, «сам себе воспитатель», т.е. сам занимающийся самопознанием и саморазвитием и увлекающий, «заражающий» своим личным примером своих учеников.

Мы абсолютно уверены, что в современной школе настало время «коллектива единомышленников» (Ш.А. Амоношвили). Причем единомышленников высокого профессионального уровня, сочетающих глубокую научно-методическую подготовку и опыт практической творческой деятельности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ «ОТНОШЕНИЕ» КАК СУТЬ ВОСПИТАНИЯ

А теперь — о самой сути воспитания, которая и позволит ответить на вопрос «КАК воспитывать?», т.е. выстроить методику воспитания.

СТ. Шацкий писал: «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом совершенства... Но главное заключается не в этом. Главное в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал... обсчитывать».

Предельно ясно и понятно, что и умение считать,иумение обсчитыватьтребуют одного и того же навыка умения считать. Знания нравственных норм одному человеку нужны, чтобы «подняться выше», а другому — чтобы занять более выгодную личностную позицию, «обойдя», обманув человека нравственно чистого, воспитанного. Кому из житейской практики неизвестны случаи беспомощности высоконравственного человека перед негодяем, грубияном, ханжой, хищным расхитителем, хапугой и т.п.; у него, человека нравственно воспитанного, «нет слов» доказать очевидное, нет в его обиходе безнравственных средств.

Несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете инспекциях по делам несовершеннолетних, хорошо знают нормы уголовного права: кому, при каких обстоятельствах, за что... сколько лет полагается. Знают — нарушают. А если опросить (что мы делали неоднократно) школьников обычных общеобразовательных школ на предмет знания конкретных норм уголовного права — встретимся с катастрофической правовой безграмотностью. Не знают — но... и не нарушают.

Браконьер, грабящий водоемы во время нереста рыбы, хорошо знает природу рыбы, идущей на нерест, и пользуется этим знанием в своекорыстных целях. Инспектор рыбнадзора тоже владеет этим знанием и поэтому знает, когда и где надо искать браконьера.

Подростки знают, что молоденькая учительница страдает (вплоть до слез) от их козней, и вновь, и вновь ставят ее в неловкое положение, наслаждаясь ее страданиям. И вдруг находится один, который воскликнет: «Да хватит вам, изверги, ведь ей больно!» И все как бы прозрели, поняли — и... сжалились.

Примеров много, их можно приводить до бесконечности. Во всех случаях имеется в виду отношение человека к окружающей действительности. Уважает чужую собственность — будет честно «считать», нет — будет «обсчитывать». Любит людей, уважает их человеческое достоинство, знает нравственные нормы отношений и почитает их неукоснительными для исполнения — никогда не обидит, не обманет, не нагрубит, не поставит в неловкое положение, не доведет до слез... А нет — унижение и обида других людей становятся нормой жизни. Любит природу истинной человеческой любовью, действенно способствует ее процветанию, оберегает и обогащает — никогда не станет браконьером. А потребительское отношение приводит к неадекватным относительно человеческих ценностей суждениям, поступкам, эмоциям определяется это отношением к знаниям, нормам. традициям, обычаям, к живой и неживой природе, к человеческим ценностям — любви, дружбе, достоинству.., к произведениям искусства, достижениям науки и техники.… Ко всему, что окружает человека.

А теперь обратимся к известным мыслителям, философам, педагогам, общественным деятелям. К. Маркс «...сущность личности... есть совокупность всех общественных отношений».К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».А.С. Макаренко, говоря о трудновоспитуемых детях, несовершеннолетних правонарушителях, неоднократно писал, что в этих случаях мы имеем дело «не с технической дефективностью личности, а с испорченными отношениямиличности с обществом». С родителями, педагогами, просто встречными людьми, с нравственными и правовыми нормами...

Современная психология определяет позициюличности (т.е. успешность ее деятельности, самочувствие в общении с другими людьми, поведение...) как «место личности в системе общественных отношений» (политических, экономических, социальных, правовых, половых, материальных...).

Во всех приведенных выше жизненных примерах и теоретических доводах есть общее понятие — ОТНОШЕНИЕ. Нетрудно заметить, что нравственная воспитанность ассоциируется с хорошим, позитивнымотношением, а безнравственность, нравственная невоспитанность или незрелость — с негативнымотношением. Не значит ли это что категория «отношение» есть сущностная характеристика воспитания?

Попробуем порассуждать несколько иначе, идя от только что родившегося человека — ребенка. Он, этот беспомощный несмышленыш, имеет много человеческого (внешнее и внутреннее строение органов, инстинкты, задатки и собственный опыт внутриутробной жизни и жизни после рождения), но и еще, по меткому выражению И.П. Павлова, рефлекс «Что такое?», положенный в основу познавательной потребности. Малыш, схватив пальчиками погремушку, начинает ее изучать: грызет, лижет, рассматривает, гремит (слушает). Выхватив из обширного поля зрения лицо человека, склонившегося над колыбелькой начинает его ощупывать, щипать, захватывать беззубыми десенками… Ж.-Ж. Руссо: «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учиться. Опыт предшествует обучению». Современные исследования пренатательного развития доказывают, что обучение и воспитание ребенка начинаются еще до его рождения.

На основании первоначальных знаний формируется и отношение: это добрая мама, это сладкая конфетка, это злой врач», это интересная книжечка, а это — бабушкина «баюльная» песенка: «Бабуля, включи себя погромче»; это уроки любимой учительницы: встает до зари и готов бежать в школу; а эта девочка-пятиклассница выбросила в помойку дневник музыкальной школы: «Больше я на твою музыку не пойду!» Это все отношения. И именно от них зависит будущая воспитанность-невоспитанность человека, кстати, проявляющаяся сызмальства:

полугодовалый ребенок, стучащий погремушкой по лицу мамы, уклоняющейся от ударов и просящей: «Не надо, сыночек», а он радуется и продолжает стучать... Это уже отношение.

ЧТО ТАКОЕ «ОТНОШЕНИЕ»?

Чтобы понять суть воспитания, надо хорошо разобраться в том, что такое отношение. Какова его природа? В чем педагогический смысл этой философско-психологической категории? И как быть педагогу, поставившему себе цель сформировать личность ребенку, прекрасную во всех отношениях, оцениваемых с позиции ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ?

Видимо, прежде всего, надо понять, откуда оно, это отношение берется, как возникает? Центром гуманистической педагогики, принятой нами за идеал, является развивающаяся личность ребенка. Она, эта личность, существует, проявляется, развивается в деятельности: интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, физкультурной, игровой, в свободно выбиваемой деятельности общения на досуге. Развиваются все органы и все сферы. И при этом ребенок вступает в определенные, заданные средой, материальным и человеческим окружениемотношения добра — зла, истинного — ложного, прекрасного – безобразного. В общении с предметами, явлениями, ценностями материального и духовного мира складывается определенный опыт отношений; развивающийся человек поднимается на следующую ступеньку своего развития: физического, психического, социального…И опять вступает в деятельность и в отношения. И т. д…

Значит, есть «три кита» воспитания: ЛИЧНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОТНОШЕНИЕ, между собой взаимосвязанные, неразрывные. Обогащение деятельности детей ведет к обогащению отношений, а следовательно, к прогрессивному развитию личности. Введение в деятельности детей безнравственных отношений к предмету деятельности, к людям, неизбежно приводит к появлению безнравственных качеств личности. Личность безнравственная вступающая в руководство даже позитивной деятельностью, насаждает неизменно безнравственные отношения людей в этой деятельности.

ОТНОШЕНИЕ с точки зрения психологии определяется как «взаиморасположение объектов и их свойств, Отношение может иметь место как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами, так и в ситуации выделенного, неизменного объекта к другим объектам явлениям, свойствам»*.

Итак, в развитии человека (ребенка, школьника) идут количественно и качественно нарастая, как бы два параллельных процесса: первый — накопление знанийо мире навыков и уменийих применения в жизни, на практике и способов их получения.Это удел обучения в самом широком смысле этого слова — от материнских уроков, как есть горячую "манную кашу, рисовать домик, приласкать котенка, поздравить дедушку... до самых высоких достижений современного образования. И второй — процесс формирования отношенийк приобретаемым ребенком знаниям, умениям, навыкам их получения. Возьмем для примера детские открытия в области отношений (именно отношений, а не знаний!), которые поднимают или отбрасывают их назад в нравственном, эстетическом, экономическом, правовом, половом, социальном…развитии, т. е влияют на уровень воспитанности. Итак, высказывания детей различного возраста.

* Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 298.

Малыш-пятилетка объясняет товарищам: «Маленькую березку ломать нельзя. Она живая. Мы с папой видели, как у нее слезки капали, когда кто-то сломал ветку».

У В. Драгунского есть рассказ «Друг детства»: малыш не хочет употреблять старого, драного плюшевого мишку в качестве боксерской груши — нельзя же колотить друга детства, которого некогда кормил, пеленал, укладывал спать вместе с собой в кроватку.

Первоклассница пришла с первого урока математики: «Нам учительница рассказывала, что без математики никто, нигде прожить не может (дальше перечисление конкретных фактов, доказывающих значимость математики), Я буду хорошо учиться по математике».

Подростки после урока физики: «Вот это да! Надо же, был такой человек по имени Дизель. Это тот, который изобрел дизельный двигатель. Никто не хотел признавать его открытия. Так он всю оставшуюся жизнь ходил по разным городам и странам, доказывая полезность своего открытия. Но никто не верил. И он... покончил жизнь самоубийством. Вот досада: видел бы он, как его дизель сейчас для нас важен. Прожить нельзя».

Алеша М., семиклассник, совершил около 80 мелких краж: из школы, магазинов, у друзей, соседей по дому... Крал все, что плохо лежит. На удивленный вопрос работника милиции: «А что же на это говорили родители?», ответил: «Да, они говорили, что хорошо, покупать не надо…»

Все, так или иначе влияет либо позитивно, либо негативно (нейтрального быть не может) на формирование отношения ребенка к миру, а значит — на его воспитание. Причем это влияние настолько тонкое, что на первый взгляд кажется неуловимым и несущественным. На самом деле педагог должен обладать мастерством «высшего пилотажа». чтобы наверняка с позиций намеченной воспитательной цели влиять на то или иное отношение ребенка.

К примеру, одна и та же информация взрослого может быть носителем различных отношений. У В. Леви* показаны различные варианты каждодневного требования — реплики «Садись заниматься» или «Иди делать уроки»:

— Виноватый: «Знаю, что тебе не хочется, но хотя бы для очистки совести, хотя бы для вида...»

— Сверхопекающий: «Я и только я знаю, что тебе надлежит делать в каждый момент, без меня ни шагу. Всегда с тобой, всегда вместе».

— Отстраняющий: «Делай в принципе, что угодно. Главное, чтобы тебя не было видно и слышно».

— Обвиняющий: «Опять будешь ловить мух, лентяй - злостный халтурщик, бессовестный. Я тебе покажу, я заставлю!»

И за этим — действие школьника, которое, повторенное изо дня в день, закрепляет определенное отношение.

Еще один ракурс проблемы отношения как категории педагогической: оно по своей природе — категория ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ: человек САМ наосновании СВОИХ имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений, интересов и склонностей выбирает привлекательное для него отношениек предметам, людям, живой-неживой природе, явлениям и событиям духовной жизни человека.

Кому незнакомо: «Терпеть не могу перловую кашу!», «Скромность — это не для меня. Скромный — это рохля и растяпа, который сегодня не выживет», «Не буду учить эту дурацкую географию!», «Дружба? — Это романтическая химера, придуманная взрослыми для маленьких детей. Каждый ищет материальную выгоду» и т.д. и т.п.

Позиция учителя-воспитателя трудна вдвойне. Шесть-семь уроков в день он приходит к детям в качестве учителя— носителя и интерпретатора конкретных знаний, которые в силу их достоверности он вправе давать декларативно: закон Ома, теорему Пифагора, химические свойства кислоты, содержание «Слова о полку Игореве», причины падения Римской империи... А на седьмой-восьмой урок он приходит к тем же детям в качестве классного руководителя (воспитателя).

* Леви В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М, 1994. С. 37.

Своим воздействием, которое может быть реализовано в самых разных творческих формах, он пытается влиять на отношение детей к музыке (конкретной), поэзии (определенной), живописи (отдельным произведениям), интересному (для самого педагога!) человеку... Высказывая свое отношение, он не может приказать, заставить детей принять его отношение, сделать своим. «Музыка Бетховена (Моцарта, Шопена, Паганини...) прекрасна, восхитительна...», — говорит учитель. И они слушают. И звучит Бетховен... В классе тишина: слушают. А в конце классного часа — маленькая анонимная анкетка: «Понравилось ли вам размышлять под музыку Бетховена?» и ответы: «Да, конечно, но Бритни Спирс лучше!», «Металлический рок — это класс!», «Нирвана» — это да!» И подобных— около 75% (иногда больше, иногда меньше). Что это: невнимание, неуважение к учителю, к Бетховену, конкретно к «Лунной сонате» или к классической музыке? Ничего подобного! Просто «каждый выбирает по себе» (Ю. Левитанский). Отношение избирательно.

Но какже тогда быть педагогу, задавшемуся целью сформулировать определенное отношениеучащихся к какой-то определенной ценности? Очевидно, надо так представить отношение, чтобы оно настолько поразило, удивило, пленило воспитанника, чтобы он его принял, захотел присвоить. Читаем у Л.H. Толстого: «Воспитание, передача знаний тогда настоящее, когда передается важное, нужное содержание (нравственное учение) в ясной, разумной, понятной форме(наука) и так, что оно пленяет, заражает, увлекает своею искренностью того, кому передается (искусство)...»

И у Д.С. Лихачева о Пушкине в его «Раздумьях»: «Пушкин - величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви — возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я помню чудное мгновенье»). Он создал возвышенный идеал печали. Три слова — «печаль моя светла» - способны утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически мудрое отношениек смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных»). Он открыл возвышающее значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Именно в воспоминаниях родится у Пушкина притягательный горький образ прошлого и мудрое объяснение настоящего»

Это тоже способ формирования отношения.

СТРУКТУРА КАТЕГОРИ «ОТНОШЕНИЕ» КАК СТЕРЖЕНЬ ВОСПИТАНИЯ

Но... какформировать позитивны отношения воспитанника к миру? И как преодолеть уже сформировавшиеся негативные? И можно ли этому научиться? Конечно, можно. Современная философия воспитания, раскрывая суть отношения как категории педагогической, дать нам совершенно конкретное знание: отношениесуществует, проявляется, выявляется... в трех формах — рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной.

Форма рациональная(сфера сознания личности).

«Две тысячи лет назад Аристотель задавался вопросом: «Как же сознание прикрепляется к телу?» Мы все еще задаем тот же вопрос» (Я. Шеррингтон). Отношение к объектам окружающего мира начинается с понятий и представлений о вещах, явлениях, событиях, ценностях… У Л. Успенского в «Слове о словах» есть такая фраза: « Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Можем ли мы сказать, какая она, эта куздра? И как надо относиться к тому, что она делает с бокренком? И хорошо или плохо бокренку? Не можем, ибо не знаем смысла каждого из этих слов. Значит, для воспитания необходимо, чтобы человек научился осмысливатьжизнь во всех ее проявлениях; еще у Цицерона: «Жить — значит мыслить». А.Н. Бердяев в своих размышлениях высказал очень важную для нашего понимания воспитания мысль: «Настоящее осмысливание заключается в том, чтобы понять все происходящее с миром как происходящее со мной». Каждый поступок ребенка (подростка) нуждается в правильном (адекватном) понимании, осмыслении, ибо из серии поступков складывается поведение — нравственное либо безнравственное. В качестве примера можно привести вещественный документ — объяснительную записку десятилетнего мальчика начальнику лагеря отдыха: «Я, Виноградов Игорь, срывал можжевельник в качестве изготовления из него небольшого сувенира и отпугивания комаров. Я, Виноградов Игорь, не имел никакого понятия о том, что можжевельник занесен в Красную книгу. И поэтому приношу искренние извинения за причиненный ущерб».

Наша современница, учительница из Санкт-Петербурга, размышляя об обучении и воспитании современных школьников, пишет: «...необходимо постоянно возбуждать у школьников умственный голод, поддерживать и развивать у них«вопросительное» отношение к миру». Вот отсюда и делается вывод: первым важным составным звеном содержания воспитания должно стать просвещение:

экономическое, политическое, нравственное, гражданское, эстетическое, экологическое, половое... Чтобы сформировать систему знаний о мире и непроходящую потребность их постоянного пополнения.

Форма эмоциональнаяпредполагает восприятие любого знания, любого действия и поступка сквозь призму эмоционального строя личности, чувств, вызываемых явлениями окружающего мира. Учеба с увлечением! Общение - радость! Поход — восторг! Музыка — чудо! Культура - возвышенно! Предательство друга — негодование! Тишина летнего утра — очарование!

Понятен становится совет умудренного жизнью человека: хочешь добиться жизненного успеха, начни с выращивания в себе ощущения, что тебе радостно, интересно и приятно жить, несмотря ни на что.

Люди давно придумали способы развития человека, создавая у него эмоционально-положительное состояние души, способы очищения души (катарсис*): воздействие на человека поэзией, музыкой, театром, природой, одухотворенным человеком. Подтвердим это примерами размышлений известных людей.

А. И. Герцен: «Музыка, вещественная дочь веществен­ных звуков, она одна может перенести трепет одной души в другую, перелить сладостное безотчетное томление». Н. К. Рерих: «Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтезвозвышенных и утонченных достижений. Культура – есть оружиесвета. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». М.М.Пришвин: «Яркое весеннее солнце, глубокое небо, ослепительно белый искрящийся снег…День-то какой! А ты – каков?».

* Адраширова Э.Т.Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.

Следовательно, вторым важным звеном содержания воспитаниядолжно быть создание опыта сопереживания позитивного при встрече с ИСТИНОЙ, ДОБРОМ, КРАСОТОЙ и негативного при встрече с ЛОЖЬЮ, 3ЛОМ, БЕЗОБРАЗНЫМ. Цель — развивать и совершенствовать эмоционально-волевую сферу личности школьника.

И наконец, форма поведенческо-деятельностная,в которой существует и проявляется отношение. Логика такая: знания о мире, эмоциональная оценка их неизменно приводят к определенному типу действий и поступков (сознательных, осознанных действий).

Суть в существе твоем отражена,

Не сможет долго тайной быть она,

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступке, словно в зеркале, видна.

Авиценна

Ученик, знающий до тонкостей правила хорошего тона, принявший их эмоционально (испытывает удовлетворение от следования им), всегда культурен и вежлив. Поведение как система поступков реально выявляет сущность личности, т.е. систему его отношений к окружающему миру.

Опять находим подтверждение у мыслителей прошлого. И. Гете: «Поведение — зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Г. Гегель: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». П.П. Блонский: «Поведение может быть понято как история поведения».

Значит, для того, чтобы отношение закрепилось в поведении и деятельности школьников, необходимо создать опыт нравственной, правовой, эстетической и т.д. деятельности, формирующий группу привычек.А.С. Макаренко писал: «Ребенок должен правильно поступать не потому, что он сел и подумал, а потому, что у него сформированы привычки нравственного поведения».

Поэтому третьим звеном содержания воспитания школьников должна быть организация разнообразных видов деятельности.

И еще одна важная идея в таком подходе к воспитанию: любая форма воспитательной работы, любой акт педагогического воздействия (от глобального общешкольного мероприятия до педагогического «как сегодня получилось, что ты…») будут эффективными, если содержат в себе воздействие сразу на все три формы отношения: рациональную, эмоциональную и поведенческо-деятельностную.

Например, чтобы сформировать ценностное отношение школьников к природе, необходимо сформировать понятия и представления о том, что есть живая и неживая природа. Получая знания о природе, общаясь с ней, ребенок испытывает определенные чувства и эмоции: наслаждение, радости, сопереживания, сострадания, жалости, негодования к человеку-варвару... И наконец, он вступает (спонтанно либо по воле родителей и педагогов) во взаимодействие с природой: любуется закатом и рассветом, слушает пение птиц, выращивает цветы и деревья, заботится о сохранении малых ручейков и родников, собирает лекарственные травы, оказывает помощь зимующим в лесу птицам и зверюшкам. И так к любому предмету, явлению. событию, ценности в окружающем ребенка мире: к Родине, обществу, человеку, труду, нравственным и эстетическим ценностям, к себе самому...

Вопросы для самопроверки и размышления

  1. Воспитание в широком и узком смысле слова: их сущность, взаимосвязь и различие.
  2. Понимание воспитания на уровне житейско-обыденном и научном: общее и различное. Как эти два вида понимания воспитания педагогами-практиками влияют на результат воспитания?
  3. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Как их наличие или отсутствие влияет на успешность педагогического процесса?
  4. Ребенок (подросток) как объект и субъект воспитания. Диалектика развития его субъектного начала в воспитательном процессе; изменение позиции воспитателя.
  5. Взаимодействие как основа педагогического процесса.
  6. Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания. Как на основе понимания этого правильно построить методику воспитательного процесса.
  7. Какова, на Ваш взгляд, природа трудностей и неуспешности воспитания в зависимости от понимания отношения как педагогической категории?

Рекомендуемая литература

Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М., 1994.

Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.,1996.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2001, Гл. I.

Воспитание. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. I.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М., 1998.

Вулъфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М., 1994.

Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Кн. Новое педагогическое мышление. М., 1989.

Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М., 2000.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! М., 2000.

Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

Леей В. Исповедь гипонотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М.,1994.

Новые ценности образования: забота — поддержка — конструирование / Под ред. Н.Б.Крыловой. М., 1996. Вып. 6

Психология воспитания / Под ред. А.В. Петровского. М.,1995.

Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Наши рекомендации