Тема 1: Общая характеристика системы физической культуры

Факультет физической культуры

Рабочая тетрадь

По теории

Физической культуры

Общие основы

Теории физической культуры

ФИО студента ____________________________

Сургут

2015

УДК 796 (073)

О 267

ББК 75

О 267 Обухов С.М.Рабочая тетрадь по теории и методике физической культуры для студентов факультета физической культуры. Сургут: СурГУ, 2010. – 52 с.

Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам очной и заочной формы обучения в освоении курса теории и методики физической культуры. Оно будет способствовать качественной подготовке к семинарским и лабораторным занятиям и выполнению самостоятельных работ.

Одобрена и рекомендована в качестве методического пособия по курсу «Теория и методика физической культуры» на заседании методического Совета факультета физической культуры.

Протокол № 1 УМС ФФК от 22.12..2004 г.

Рецензент: профессор кафедры теории физической культуры,

кандидат педагогических наук Григорьев В.А.

©Сургутский государственный университет

© Обухов С.М., 2015

Инструкция по работе с тетрадью: необходимо своевременно заполнять рабочую тетрадь до, во время лекции и после неё до семинара. Для выполнения заданий предусмотрено свободное место, если Вам не хватило места, то продолжить работу можно на отдельном листе бумаги, который затем следует вклеить в соответствующее место.

Рекомендуется вести записи тонким карандашом.

Внимательно ознакомьтесь с перечнем литературы и вопросами для подготовки.

Ответьте на контрольные вопросы. Если это вызывает затруднения, то открывайте учебную литературу.

Домашние задания 1-5 выполняются всеми студентами.

Индивидуальное задание выполняется одно из предложенных в соответствии с Вашим номером, который определен преподавателем.

Впишите определение терминов, которые встречались Вам ранее и новых. Если Вы сделаете это до лекции по данной теме, то это будет способствовать лучшему усвоению данной темы уже во время лекции.

Тестовые вопросы и кроссворды составляются на отдельных листах (а лучше в электронном виде, что приносит больше баллов автору) и сдаются преподавателю.

В конце каждого задания сделайте ссылки на литературу, которой Вы пользовались при выполнении задания.

Более полную информацию об объеме изучаемых знаний можно найти в программе по дисциплине.

Условные сокращения

ФВ Физическое воспитание
ФК Физическая культура
   

Тема 1: Общая характеристика системы физической культуры

Цель семинара: Создать представление о системе физической культуры в России

Литература:

Основная:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

2. Матвеев А.П.Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. -М.:Просвещение.-1991.-191с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

5. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. –480с.

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г.

4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

Вопросы для подготовки:

1.Цель и задачи системы физической культуры:

а) Цель физического воспитания

б) Специфические задачи ФВ

в) Неспецифические задачи ФВ

2.Принципы системы ФК и их роль в практической деятельности:

а) Иерархия принципов ФК

б) Общесоциальные принципы ФК

в) Общепедагогические принципы ФК

г) Специфические принципы ФК

3.Основы системы ФК и их место в практической деятельности:

а) Мировоззренческие основы системы ФК

б) Правовые основы системы ФК

в) Теоретико-методические основы системы ФК

г) Программно-нормативные основы системы ФК

д) Организационные основы системы ФК

е) Экономические основы системы ФК

4. Основные понятия дисциплины:

а)Культура и физическая культура

б)Физкультурная деятельность

в)Физкультурное движение

г)Спорт

д)Физическое воспитание

е)Физическая подготовка и физическая подготов­ленность

ж)Физическое развитие

5. Предмет изучения ТФК

6.Значение предмета в профессиональной деятельности специалиста

7.Причины возникновения ФВ

8.Развитие ТФК

9.Основы содержания и структура учебного предмета

а) Содержание дисциплины "Теория физической культуры"

б) Структура предмета "Теория физической культуры"

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Какое из двух понятий шире и почему - “Физическая культура” и “Физическое воспитание”?

б) Что является методической основой российской системы ФК?

в) Назовите характерные черты российской системы ФК.

г) Каковы функции ФК

д) Назовите основные разделы ТФК.

е) Опишите структуру дисциплины "ТФК".

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Разработайте схему "Принципы ФК".

2.Схематически изобразите взаимосвязь задач ФК.

3. Схематично изобразите взаимосвязь функций ФК.

4. Представьте реализацию принципа оздоровительной направленности в Вашем виде спорта.

5.Покажите соотношение (схематично) основных понятий ТФК.

6.Изобразите схематично связь ТФК с другими науками.

7.Нарисуйте структуру учебной дисциплины "ТФК".

8. Докажите значимость ТФК в профессиональной деятельности педагога по ФК

Используемая литература:

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Система___________________________________________________

___________________________________________________________

Принцип___________________________________________________

___________________________________________________________

Воспитание_________________________________________________

___________________________________________________________

План______________________________________________________

___________________________________________________________

Наука_____________________________________________________

___________________________________________________________

Теория____________________________________________________

___________________________________________________________

Этап______________________________________________________
___________________________________________________________

Предмет___________________________________________________

___________________________________________________________

Исследование_______________________________________________

___________________________________________________________

Тест_______________________________________________________

___________________________________________________________

Учебная дисциплина _________________________________________

___________________________________________________________

Методика ___________________________________________________

___________________________________________________________

Обучение__________________________________________________

___________________________________________________________

Классификация_____________________________________________

___________________________________________________________

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Физическая культура_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое воспитание______________________________________

___________________________________________________________

Спорт_____________________________________________________

___________________________________________________________

Физическое развитие_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое совершенство____________________________________

___________________________________________________________

Физкультурное образование___________________________________

___________________________________________________________

Актуальность ________________________________________

___________________________________________________________

Гипотеза __________________________________________________

___________________________________________________________

Профессионально прикладная физическая подготовка_____________

___________________________________________________________

Антропометрические показатели_______________________________

___________________________________________________________

Используемая литература:

4.Опишите: как в Вашем виде спорта решаются задачи ФК, реализуются принципы системы, какие функции, присущие ФК отметили бы вы в практике своего вида спорта ______________________________________________________ ____

Используемая литература:

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.

Наши рекомендации